Максим Шевченко: "Папа Франциск очистит церковь и начнет духовную войну против либерализма"
- Я оцениваю выбор кардиналов как очень неожиданный. Можно примерно понять, какие "месседжи" Ватикан посылает миру. Ведь выбор папы носит и символический характер. В фигуре нового Папы я вижу три символических составляющих.

Первое – это имя Франциск, которое связывает нас с Франциском Ассизким. Напомню, он в молодости был таким разгульным рыцарем, потом, после тяжелой болезни и духовного возрождения, он стал одним из тех, кто очищал церковь. Очищал от греха, от разврата – от того же, в чем сейчас обвиняют церковь. Только тогда это было в троекратном размере, потому что власть епископов была невероятна. Я напомню знаменитый сон папы (Иннокентий III, – прим. Накануне.RU) о Франциске, которому приснилось, что Франциск колеблет церковь. Это есть в "Житие святого Франциска". Папа тогда раздумывал, не уничтожить ли Франциска Ассизкого и его учеников, но потом решил просто встретиться с ним. После этого он благословил его основать странствующий орден францисканцев. Известно, что аргентинский кардинал жил, прямо скажем, строгой монашеской жизнью. Он жил в достаточно скромной квартире, сам готовил себе еду, не имел прислуги, говорят, что чуть ли не сам за рулем ездил – я в это охотно верю, потому что я знаю, что среди католиков, а особенно, среди иезуитов есть люди безупречной личной порядочности. Таким образом, первый "месседж" – это святой Франциск. Католическая церковь берет курс на очищение, на обновление, на борьбу с развратом, со злоупотреблениями внутри церкви, на то, чтобы сделать церковь ближе к народу и ближе к верующим, к чему призывал святой Франциск.
Второй "месседж" – Аргентина. Аргентина – это единственная целиком "белая" страна в Латинской Америке, самая "европейская" страна в Латинской Америке. Уж так получилось, что во времена освоения Аргентины там было уничтожено все индейское население, а чернокожих рабов из Африки туда не завозили. Аргентина – это самая буржуазная страна с огромными итальянской, немецкой, испанской, еврейской диаспорами – это люди, которые составляют значительную часть населения Аргентины. Аргентина – одна из самых культурных стран Латинской Америки. Здесь родились такие люди, как Кортасар, Борхес, Перон, Эрнесто Че Гевара, в конце концов. Поэтому, выбор Папы – аргентинца, это совмещение Европы и Латинской Америки, как самого католического пространства мира. Существенно, что Папа уже выступил со словами о социальном неравенстве как одной из главных проблем современного мира, о социальной несправедливости, о том, что мир должен быть более справедливым. Я уверен, что все это неслучайно и в таких поступках Ватикана не бывает "просто дел", они всегда наполнены символикой.
Плюс, Латинская Америка – это континент, который развивается даже не семимильным, а стомильными шагами.
Рядом с Аргентиной Бразилия. Это, конечно, конкурент Аргентины во многом, но Аргентина, Бразилия, Венесуэла (в которой мы похоронили на днях Уго Чавеса) – это мощные страны, с мощной экономикой, которые развиваются невероятно быстро. В Аргентине был огромный и тяжелый кризис, и мы помним, что стране в этот момент помог Уго Чавес, который выкупил за $5 млрд государственный долг Аргентины, чтобы это не сделали представители Запада. Таким образом, Папа - аргентинец (а Аргентина является одной из составных частей единого латиноамериканского мира, который противопоставляет себя Соединенным Штатам) – это, в том числе, антисевероамериканский Папа, это демонстрация Ватиканом Америке, что континент, на котором сегодня неприятие гринго является одним из фундаментальных и объединяющих тезисов, приходит в Рим, приходит в Ватикан. А Рим является главным оппонентом протестантской, пятидесятнической баптистской, лютеранской Америки, большинство населения которой считает папу римского антихристом, за исключением, естественно, ирландцев и итальянцев.
Третий "месседж" связан с тем, что, несмотря на то, что он аргентинец, подчеркивается его итальянское, то есть европейское, происхождение. После принятия содомитских законов во Франции, в Великобритании, в других частях Европы католическая церковь показывает, что она как бы отступает временно с континента, который становится все более безбожным, опираясь на гораздо более религиозную часть света, которой является Латинская Америка, привлекая энергию и силу антисодомитского и антилибертарианского дискурса в Европу, она дает некий канал новой силы через Папу белого, Папу-европейца, по большому счету, и одновременно, Папу-латиноамериканца – европейца по корням, латиноамериканца по происхождению. Это очень серьезный выбор.
При этом, Бенедикт XVI, который останется в роли почетного епископа и который является одним из выдающихся католических богословов ХХ века, безусловно, сохранит огромное влияние. Его декларация "Dominus Iesus" об основах веры, в которой он разделил границы, сказал, что мы, конечно, христиане, но есть католическая церковь, а православная и другие церкви – это совсем другое, позволила начать межцерковный диалог и позволила избежать двусмысленностей, которые в религиозных вопросах всегда приводят к конфликтам.
Я думаю, что сочетание влияния Бенедикта XVI и моральный авторитет Папы-иезуита, Папы-аргентинца, Папы с европейскими корнями, Папы, представляющего "антисоединенноштатовский" континент, Папы, выступившего уже со словами о социальной несправедливости – это сочетание даст нам католическую церковь, вышедшую на новую духовную, может быть, даже религиозную войну против современного либерального мира.
Комментарии
Я - старообрядец. Поэтому мне католические дела вообще до лампочки. Но! Ватикан - хороший или плохой, нравится он или не нравится - один из мировых центров силы, влияния. И! Чтобы ориентироваться, что же будет с РБ и РФ, надо знать, что в мире делается. ПОЭТОМУ я и интересуюсь весьма важным событием - назначением Папы. Ясно?