Афганистан: огонь по «освободителям»

11 января на закрытой военной базе состоялось совещание представителей спецслужб США и Афганистана. После совещания, когда участники расходились по машинам, офицер афганской полиции взобрался на военный грузовик, оснащенный тяжелым пулеметом, и открыл шквальный огонь по союзникам. Американцы быстро попрятались в укрытия, но двух военнослужащих США афганцу всё же удалось поразить. Сам он тут же был уничтожен дружным ответным огнем остальных участников совещания, на чем встреча сторон завершилась… 

Афганистан: огонь по «освободителям»

Двумя днями ранее похожим финалом закончилась другая встреча «братьев по оружию». Правда, в ней было убито три афганских офицера полиции, а начальник местного управления полиции был серьезно ранен. Подобные инциденты давно получили название «атаки зеленых на синих» (в соответствии с цветом офицерской формы в армиях Афганистана и США). Иногда вместо «синих» афганцы убивают и гражданских служащих. 

Статистика ISAF не может скрыть роста количества покушений и их жертв. Вот данные за 2007-й – начало 2013 гг.: 

2007 - 2 покушения, 2 убитых военнослужащих ISAF, 

2008 - 2 покушения, 2 убитых, 

2009 - 6 покушений, 10 убитых, 

2010 - 6 покушений, 20 убитых, 

2011 - 21 покушение, 35 убитых, 

2012 - 46 покушений, 60 убитых, 

2013 - за три месяца несколько покушений и несколько убитых. 



Движение «Талибан» охотно берет ответственность за эти террористические акты на себя, но мало кто в ISAF в это верит, так как многие из стрелявших по союзникам долгое время работали с ними в тесном контакте. На всех уровнях коалиции признается, что стрельба афганских «инсайдеров» по солдатам коалиции стала определяющей чертой последней фазы «освободительной» операции. Она подрывает прежние призывы НАТО бороться против «Талибана» «плечом к плечу». 

Корреспондент Би-Би-Си попытался разобраться в этом непонятном для западного человека явлении: афганцы выражают благодарность за освобождение пулями и динамитом. И все чаще это начинают делать афганские солдаты. По сообщению Би-Би-Си со ссылкой на статистику НАТО, около 25% покушений были результатом проникновения агентуры «Талибана» в афганские силы безопасности. Здесь же они указывают, что покушавшиеся стреляли не только в иностранцев, но и в своих сограждан в военной форме. 



Корреспондент Би-Би-Си в Кабуле Билал Сарвари изучил ряд последних покушений и установил, что многие из стрелявших являлись выходцами из граничащих с Пакистаном районов, где, как известно, находятся базы талибов. Расследования также показывают, что в личных делах стрелявших в солдат НАТО афганских военнослужащих имелись серьезные пробелы или прямые фальсификации. Например, в 2012 г. офицер афганской полиции Абдул Сабур убил двух представителей НАТО прямо в здании МВД ИРА. Проверка показала, что он уже дважды увольнялся из полиции и снова смог в нее поступить. 

Билал Сарвари считает, что дело даже не в том, имела ли место вербовка талибами «ненадёжных» военнослужащих. Дело в настроениях народа Афганистана в целом. Например, повсюду за пределами Кабула звонки мобильных телефонов сопровождаются лозунгами талибов. Аналитики НАТО признают, что дело не столько в прямой инфильтрации талибов в афганскую армию, сколько в особенностях сознания местного населения. Неприятие западного влияния в этой стране имеет глубокие корни. 

Еще в ХIХ веке британцы плотно работали с так называемой пуштунской милицией в северо-западных районах страны.

Однако надёжные, казалось бы, части пуштунов регулярно поворачивали оружие против британских советников. Кодекс «Паштунвали», являющийся сводом представлений традиционного пуштунского общества о мире и человеке, афганцы соблюдают с большой тщательностью, и если они видят, что иностранцы покушаются на этот кодекс, реакция может быть крайне агрессивной. Британцы называли такие всплески «преобладанием ярости над разумом». 

В конце ХХ - начале XXI вв. история повторилась в несколько обновленном виде. Чем больше силы НАТО хотели «дружить» с местным населением, тем острее проявлялась несовместимость культур и тем быстрее росло количество покушений на военнослужащих ISAF. 

Часто агрессия со стороны афганцев была вызвана мельчайшими деталями, о которых американцы даже не подозревали. И чем больше в их окружении находилось выходцев из глубокой афганской провинции, где кодекс поведения незыблем, тем чаще это заканчивалось стрельбой. Афганцы, например, не понимают юмора западных союзников, а он подчас глубоко ранит местных жителей. Они видят в поведении американцев высокомерие и заносчивость, хотя те считают это нормальным поведением. В результате все это выливается в новые выстрелы. 

Культурные различия на войне начинают играть неожиданную роль. Если американец поднимает руку – это сигнал остановиться. Для афганца это означает приветствие, и он не останавливается. Возникает перестрелка. 

Для того, чтобы ненависть афганцев к «освободителям» стала всенародной, достаточно было нескольких таких актов, как, например: 

- спускание страниц Корана в унитаз, 

- фотографирование тела убитого противника с отсеченными частями, 

- групповое мочеиспускание на мёртвого талиба, 

- стрельба по случайным людям. 

- ночные обыски афганских жилищ, которые считаются неприкасаемыми для чужих. 

Когда в 2010 г. афганский офицер застрелил трех британских спецназовцев, перед этим убивших молоденькую девушку по подозрению в том, что она может быть смертницей, он получил всенародную поддержку в Афганистане. 

По пуштунскому кодексу гостеприимности «Мелмастия» афганец обязан принять и защитить любого гостя. Но при этом гость также обязан соблюдать кодекс поведения. Если этого не происходит, хозяин может действовать очень жёстко. В результате многие солдаты НАТО погибли от рук своих афганских коллег, даже не понимая, почему это произошло. 

Майор американской армии Бенджамин Таппер в интервью Би-Би-Си говорит: «Мы пришли с добрыми намерениями, но они устали от нас, от наших ошибок, от бомбометания по мирным свадьбам и гражданским зданиям, от сумасшедшего сержанта, убивающего женщину с ее детьми. В конце концов, вместо того, чтобы полюбить нас, они стали удивляться: чего им здесь надо?» 



В словах американского майора сквозит непонимание того мира, в который он пришел. Он не знает, что у этого народа есть свой кодекс поведения, который высоко ценит свободу и независимость, и пришедшие без приглашения иностранные солдаты рано или поздно становятся для такого народа нетерпимым злом. 

У этой драмы есть еще одна сторона, о которой не любят говорить американцы: подавляющая часть американского контингента укомплектована наемниками из обездоленных слоев общества. Эти люди несут в себе психологию социального дна негритянских бедных кварталов и бесправных соискателей «зеленой карты». Попав на оккупированную территорию, они зачастую вымещают на её жителях собственные комплексы неполноценности. 

Армия завоевателей, возомнившая себя армией «освободителей», получает то, что должна получить – «залпы благодарности» боевыми патронами. Но прощальный парад еще впереди.