Азарийцы

На модерации Отложенный

Азербайджан – древняя иранская земля на северо-западе Ирана (северо-западная часть Мидии). Её название – арабизированная форма классического новоперсидского наименования «Адарбадаган» (Адарбайган), восходящего к среднеперсидскому «Атурпатакан» (Aturpatakan, арм. Atrpatakan). Последнее  относится к той категории хоронимов, которые берут начало от имени предполагаемого вождя или предка – эпонима, в данном случае – от имени Атропата (Атурпата), одного из военачальников Александра Македонского. В 320 году до н.э. Атропатом было создано первое в этом регионе независимое государство.

В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает как отдельная провинция, которой от имени монарха управляли марзпаны (сатрапы). Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе (ныне Тахт-е Солейман), находился первый из трёх главных священных огней страны – Атур Гушнасп.

В отдельные исторические периоды – после арабского завоевания края (639-643 гг.) и позднее (после нашествия тюрков в XI-XII вв.) – провинция Азербайджан соединялась с Арраном и Ширваном (территория современной Азербайджанской Республики) и Арменией.

Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки начинают постепенно заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья.

В результате уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными.

С 1502 года Азербайджан превращается в оплот вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов, выходцев из Ардабиля, говоривших на местном иранском наречии азари. По приданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Наряду с косвенными историческими данными, о языке азари сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений (цитат) в произведениях, написанных на персидском языке.

Демографическая картина провинции Азербайджан даже после нашествия тюрков не претерпела существенных изменений: население осталось на месте, произошла лишь смена языка. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Пашидвашем антропометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана (Атурпатакана) показало, что азарийцы Ирана несомненно являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других религиозных групп страны.

Народ, ныне проживающий на территории провинции Азербайджан, говорит на тюркских диалектах. Однако единство языка не всегда подразумевает единство народа, и тем более, в данном случае двух разных народов – азари (коренного народа Ирана) и населения граничащей с Ираном Азербайджанской Республики.