Следует ждать <<договорника>>
Следует ждать «договорняка»
Александр ФИДЕЛЬ

Решение ВАСУ о лишении Сергея Власенко депутатского мандата предсказуемо загнало перманентный парламентский кризис в самый глубокий тупик из всех, которые мы уже наблюдали за недолгую историю нынешней Рады.
Понятно, что «приговор» защитнику (или адвокату?) Юлии Тимошенко окончательный и «обжалованию» не подлежит. Поэтому никакая форма компромисса не просматривается, но, с другой стороны и для оппозиции «капитуляция» совершенно неприемлема. Но ситуация так или иначе будет развиваться.
Первый вариант – нужно ожидать назначение президентом досрочных выборов по истечению месячного срока недееспособности. Аккурат «под блокирование» в СМИ появились результаты проведенного группой «Рейтинг» социологического исследования, согласно которым, состоись парламентские выборы в феврале, Партия регионов получила бы 28,2% (на выборах в октябре было 30%), «Батькивщина» — 22% (25,5); УДАР – 20,4 (14); «Свобода» — 13,2 (10,4); КПУ – 10 (13,2). Данные опроса подтверждают сделанный «2000» вывод, что «кардинальных изменений в гипотетическом новом парламенте ждать не приходится» (Социологический штиль и сенсорная радость).
Да, в действующем парламенте преимущество власти крайне незначительно, а значит некоторый прирост поддержки оппозиции дает ей шанс на получение большинства. Но, во-первых, некоторое падение рейтинга ПР легко объясняется апатией их электората, «протестными» ответами на вопросы интервьеров, но в случае выборов (тем более – крайне конфронтационных) этот избиратель наверняка вернется, как было уже не раз.
Но куда более важно, что и общая победа лидерам оппозиции, пожалуй, не нужна. Суммарное большинство в новом парламенте (но без возможности осуществить импичмент) означает и ответственность, поставит перед ними непростые вопросы относительно дальнейшей тактики – становится на путь крайне жесткой конфронтации парламента с президентом (к которой сомнительно, чтобы они были готовы), либо искать какие-то компромиссы с ним. Куда проще, особенно с точки зрения тактики президентской кампании ограничиваться ничего не решающей жесткой риторикой, ссылаясь на отсутствие у меньшинства реальной возможности влиять на ситуацию.
Понятно, не нужны новые выборы Яценюку, но и для Кличко, несмотря на обещанный «Рейтингом» прирост, они выглядят авантюрой – ведь и перед выборами в октябре опросы давали ему куда больше полученных в итоге 14%. К тому же, у него с прошедшей кампании остались финансовые проблемы, о чем писали «2000» (В ЕС рассчитывают на саботаж Украины).
Больше резонов идти на выборы у «Свободы». Она громко заявила о себе после выборов, что вылилось и в ощутимый электоральный прирост. К тому же мажоритарщики «Свободы» избраны в Галиции и в случае перевыборов вполне могут рассчитывать переизбраться «малой кровью» (финансовой), чего не скажешь о большинстве мажоритарщиков из «Батькивщины» и УДАРа.
Не случайно именно Олег Тягнибок заявил о том, что «<B>Сейчас уже все - парламент уже работать не будет. Все, точка. Парламент является недееспособным<P>. Очень было бы правильно, если бы были объявлены досрочные выборы, как парламентские, так и президентские. И, в принципе, это одно из тех требований, которые вытекают из наших непосредственных действий в парламенте»
Но его партнеры по оппозиции возможные перевыборы стараются «не поминать всуе», избегая конкретики относительно дальнейших целей блокирования парламента, зато планируют «поднимать людей». В общем, перевыборы не нужны никому, включая и власть. Ей же, на самом деле не очень желательна и ситуация, когда законодательный орган бездействует, основания для его роспуска имеются, но президент такого решения не принимает – это будет интерпретироваться как страх власти перед новыми выборами.
Поэтому наиболее вероятным разрешением нынешнего кризиса представляется силовое разблокирование парламента, о котором часто говорили в последние дни представители ПР. Конечно, давать прогноз на исход «битвы» (в буквальном смысле) между народными избранниками сложно, но, тем не менее рискнем высказать мнение, что решительный успех одной из сторон возможен только в том случае, если их визави сопротивляются лишь для вида, сохранения лица. Говоря спортивным языком – «договорняк». Видимо, этим нынешняя блокада и закончится. Заметно, что в этот раз трибуна блокируется (причем небольшими силами) лишь когда должны проходить пленарные заседания. А в остальное время – приходите дорогие регионалы, занимайте «лучшие места»?!
Впрочем, это не значит, что затем Рада начнет работать в нормальном режиме и в этом можно согласится с Олегом Тягнибоком. После того, как будет принято несколько решений (и отсчет дней до роспуска «обнулится») оппозиция постарается взять реванш и т.д. и т.п. Ведь есть еще один момент, связанный с искоренением «кнопкодавства». «2000» уже отмечали, что инициированный оппозицией отказ от этой «традиции» создает, прежде всего, немалые организационные проблемы именно провластному большинству – его депутатам в полном составе теперь пришлось бы присутствовать на пленарных заседаниях. Оппозиционерам, вроде бы, полегче – отсутствие депутата де-факто равносильно голосованию «против», а проводит свои решения меньшинство, понятно, не может.
Хотя санкции против прогульщиков так и не были введены, большинство наверняка бы старалось бы не оставаться в долгу – имена отсутствующих без уважительной причины регулярно бы озвучивались из президиума и т.п., т.е. и оппозиционерам бы пришлось укреплять дисциплину для сохранения политического реноме. И получается, что режим перманентной блокады, в которой задействованы лишь несколько десятков депутатов, очень удобен подавляющему большинству народных избранников, как от большинства (извините за тавтологию), так и от оппозиции. Может, и в этом одна из причин столь частых блокад?
Комментарии