История развития термина "Идеология"

                                                                                         ИДЕОЛОГИЯ

 

Круглый стол - пазлы

| этап

ЗАРОЖДЕНИЕ  ТЕРМИНА

 

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века.

Автор этого термина - А. Дестют де Траси.

Он вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания.

 

Будучи последователем гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта.

 

Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

 

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся тогда у власти Наполеоном.

 

Наполеон счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям.

С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

 

|| этап

МАРКСИСТКАЯ  ТРАДИЦИЯ  ПОНИМАНИЯ  ИДЕОЛОГИИ

 

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу.

Идеология по К. Марксу — это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений) - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание, в частности товарный фетишизм.

 

Затем понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось многими авторами.

 

Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания,

Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

Жижек видел в идеологии фантазматическую конструкцию, структурирующую с помощью иллюзий реальные общественные отношения, маскирующую травматическую непостижимую реальную сущность (ту, которую Лакло и Муфф называют антагонизмом).

 

Существует большое количество определений идеологии, в которые авторами внесена оценка определяемого ими феномена :

 

- искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии (Мангейм);

 

- современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их (Ролан Барт);

 

- готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, часто совершенно ей противоположной (Эрих Фромм).

 

Идеология фундирована конфликтной природой мира политики - таково основное предположение марксистов.

Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя идеологии.

 

 Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии"  (1846) и позднейших работах понимали под идеологией :

а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов;

б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;

в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.

Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале идеологии в искаженном и перевернутом виде. Идеология, таким образом, оказывается иллюзорным сознанием.

 

Марксово понимание идеологии трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания.

 

В сложившемся марксизме идеология понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества".

В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие идеологии "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с идеологией социалистической,  воспринимаемой сугубо позитивно.

 

Идеология обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным плюрализмом", религиозной терпимостью, а самое главное - рассеянностью существа идей во всем объеме внеидеологических феноменов.

 

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии.

 

||| этап

РАЗВИТИЕ  ИДЕОЛОГИИ  (50-е годы ХХ века)

 

И.Бахтин в своем истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак равенства - там и идеология.

Бахтин противополагал идеологии - психологию как области "внутреннего знака" и "внутренней речи". Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и идеология  "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная идеология".

Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения".

Психологии Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д.

Для обозначения объективно существующих форм идеологии Бахтин использовал термин "идеологема".

Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического хотя и препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, но смогла трансформировать идеологические предпочтения от политической ангажированности представителей марксизма в объективно-семиотический подход.

 

Спецификация семиотических механизмов И. явилась одной из вершин философского творчества Р.Барта. Это было уже настоящее исследование феномена идеологии.

В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и идеологию, называя их "метаязыком".

Барт не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и идеологию как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки".

Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка", "опустошается" метаязыком, согласно Барту, до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеологии. Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е.

для означаемых мифа и идеологии. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и идеологии приводит Барта к такому выводу : Миф - это язык, не желающий умирать, имеющий выпотрошенную форму с его исходным смыслом.

Идеология натурализирует значение самого метаязыка.

В "Основах семиологии" (1965) Р.Барт отмечал, что идеология - это постоянный поиск ценностей и их те-матизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим.

 

_____________

 

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

 

• быть теоретическим обобщением  

  исходных чувственных представлений;

 

• выступать наиболее существенным

  компонентом имеющихся в наличии

  знаний;

 

•.выполнять в связи с этим роль

  исходных принципов для практической

  деятельности.

 

_____________

 

Отметим еще некоторые значимые выводы авторов работ по идеологии.

 

Кристева использовала для исследования И. термин Бахтина "идеологема". Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство. Идеология, по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя идеологии, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии.

Эко рассматривал коммуникативные функции идеологии, которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупности их внутренних взаимоотношений" благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Позже Эко описал идеологию, как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

 

Статус идеологии как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия.

 

Нередко в рамки идеологии пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних).

В этом контексте любая идеология, несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, - утопична и эсхатологична.

В слове "идеология" имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других, и тем самым стабилизирует его (Манхейм).

 

Общество, в котором принята государственная идеология, имеет государство идеократического типа, которое Бердяев называл "обратная теократия".

 

Согласно Жижеку, "фундаментальное измерение" идеологии следующее: "идеология - это не просто "ложное сознание", иллюзорная репрезентация действительности, скорее идеология есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", - "идеологической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, не-знание, которое является сущностным для этой действительности. То есть такой социальный механизм, сам гомеостаз которого предполагает, что индивиды "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное сознание" (социального) бытия, но само это бытие - в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном сознании". ++++

 

Ретроспективно размышляя, Ницше предупреждал о том, что философские идеи могут  замещаться политико-идеологическими максимами.

 

Результатом этого является крушение доверия людей к человеческой мысли как таковой - по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический характер".

 

Однако в конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение  тактику  антиидеологизма  и  популизма.


Что же юристы называют государственной идеологией ?

Н.С. Куничкина полагает, что "под идеологией государства традиционно понимается относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти".

Многогранность понятия видна из такого определения :

Государственная идеология - сложное, многоплановое явление, охватывающее  не  только  совокупность  идей, но и мощные средства и технологии, основанные на достижениях передовой науки и техники.

Интересно определение, предложенное К.А. Стрельниковым :

Идеология - совокупность представлений, смыслов, понятий, суждений, мнений, идей, учений, концепций, убеждений людей обо всем том, что в в данном обществе и в данных условиях считается важным для сознания человеком себя и своего окружения" 

Размышляя над определением государственной идеологии, исследователи неизбежно задумываются над тем, что такое идеология для дела государственного целеполагания. Не поняв этого, не получится дать корректную дефиницию, отражающую сущностные характеристики исследуемого явления.

Востребованность государственной идеологии О.Е. Кутафин объясняет так: "Общество и государство не могут существовать без идеологии. Чтобы развиваться, они должны иметь концепцию развития, которая и является выбором определенных идеологических установок".

Любая деятельность, как указывают психологи, начинается с постановки цели.

По мнению теоретиков менеджмента, любой процесс управления также начинается с целеполагания и определения миссии организации. В связи с этим можно утверждать, что и процесс государственного управления должен основываться на определенных целях. Такие цели и закладываются идеологией".

Конституционалист А.И. Овчинников пишет: "...она (государственная идеология. - Т.Ф.) должна быть, иначе непонятно, каким образом выстраивается система ценностных предпочтений, которыми обосновывается нормативная деятельность государства".

По мнению С.А. Жинкина, развернутая государственная идеология - это необходимый элемент единой многоуровневой системы ценностного и ценностно-правового воспитания, направленной на повышение эффективности права и конкретных норм законодательства в современной России. Для этого, полагает ученый, следует также приложить усилия к формированию у граждан социально адекватного комплекса ценностей, идеологическую борьбу с ценностями социально негативной направленности.

Без государственной идеологии, с позиции А. Клечкина, невозможна интеграция общества в той версии, которую сформулировало государство. В этом состоит суть медиационной задачи, которую непосредственно решает высшая власть, а опосредованно - все общество, также и через массовое сознание и поддержание должного самосознания народа.

Созвучны этому и слова В.Г. Анненковой: "Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология". Анализируя этот феномен, В.А. Лебедев и В.В. Киреев отмечают, что необходимость реализации государством направлений идеологического характера, тех направлений, которые обеспечивают самосохранение государства как важнейшего социального института, вытекает из самой сущности и назначения государства в обществе.

Сущностный характер государственной идеологии выявляется наукой практически во всех сферах общественной жизни. Стоит привести высказывание Н.И. Макарова:

"Если единое информационное пространство выступает... как общая форма, построенная на основе единых информационных ресурсов или информационных систем и позволяющая объединить механизмы государственной власти, усилить ее действенность, то наполнением этой формы, ее содержанием, должна стать государственная идеология, интегрирующая идеи правового, общественного и политического идеалов и возможности их реализации в условиях информатизации".

Говоря о прикладном значении рассматриваемого феномена, стоит вновь вернуться к оценкам специалистов разных отраслей права. Участники Круглого стола, организованного журналом "Государство и право", раскрывая одну из сторон интересующего нас явления, пришли к выводу о том, что "право, законодательство, юридические нормы следует рассматривать в качестве материализации идеологии государства.