О качестве политологических колонок

На модерации Отложенный

Писать о российской политике нестерпимо скучно, потому что в ней ничего не происходит, и вряд ли что-нибудь произойдет.

Почти все российские околополитические инфоповоды – это флейм, отчасти вбрасывающийся намеренно («Митрополит Ходасевич предложил ввести налог на бездетность»), отчасти формирующийся естественно – ну, как болото иногда булькает, выйдет пузырек на поверхность.

Либеральные колумнисты отработают инфоповод и получат свой гонорар. Прокремлевские колумнисты отработают инфоповод и получат свой гонорар. Гонорары пропьются в шумных московских кофейнях. А больше ничего не произойдет. Бульк.

Вообще, в России понятие журналистики вывихнуто, неестественно смещено в сторону колумнистики. Кто в РФ считается журналистским флагманом? Олег Кашин. Олега Кашина хотят все издания. Олег Кашин и там напишет колонку, и здесь – напишет. По-человечески мне Кашин сильно импонирует, в нем, несмотря на успех, до сих пор жива провинциальная, в хорошем смысле этого слова, детская неиспорченность. В интервью Минаев Лайв он блистал – не столько словом, сколько искренностью, пусть и развязанной дармовым виски. «Мне интересно заниматься только тем, под чем будет стоять моя фамилия». Это честно и здорово.

Однако позволю себе объективно, по-, прости-господи, европейски, взглянуть на Кашина. У него нет ни политологического, ни экономического, ни лингвистического, ни даже журналистского образования. Кашин окончил академию рыбопромыслового флота. Погодите, но, может быть, Кашин гениальный журналист? Может быть, он в любой момент готов сорваться в горячую точку и, укрываясь от пуль за вывернутым взрывом бетонным блоком, надиктовывать на айфон репортаж в прямом эфире? Может быть Кашин, заливаясь гадким разбодяженным кофе, с мешками под глазами роется по ночам в слитых за личные деньги хакером документах, по ниточке распутывая черную финансовую отчетность? Может, в конце концов, Олег собирается бросить в багажник сумку с диссоциативами и погнать в Новокузнецк делать материал о казахстанском наркотраффике опиатов? Нет, Олег Кашин пишет либеральные колонки и тратит гонорары на модные пиджаки, которыми, между ежеминутными ретвитами какой-то чепухи, хвастается в микроблоге.

Я сейчас скажу кощунственную вещь, которую, безусловно, не имею ни малейшего морального права говорить, и все же «Платон мне друг, но истина дороже».

Ведь все мы знаем, что, возможно, даже избили Кашина не за журналистскую деятельность, а за банальное личное оскорбление в ЖЖ. Олег воплощает собой великую российскую мечту гуманитария. Ничего по-настоящему не знать, ничего по-настоящему не уметь, и все-таки добиться – за счет хорошо подвешенного языка, умения договариваться с нужными людьми, инстинктивного чутья – «нос по ветру». Я сам во многом такой, и поэтому кристально вижу всю моральную подноготную. Олег, если вы каким-то чудом прочитаете этот текст, то не обижайтесь ради бога. Я с вами в одной лодке (почти). Вы даже цитировали меня пару раз в пресловутом твиттере, и мы пишем в одно издание.

Что такое колонка? Это домашнее сочинение по литературе на заданную тему. В идеале формат колонки, ее вольный, небрежный стиль подразумевают громадный авторитет автора в рассматриваемом вопросе. Авторитет, который позволяет отбросить необходимость непременного подтверждения написанного матчастью, фактикой – необходимость, являющуюся столпом традиционной журналистики. То есть, условно, Ходорковский может написать колонку о венесуэльских нефтяных контрактах, а Божена Рынска – о тусовке нуворишей в Куршевеле.

Политические колонки в России пишут случайные, далекие от политики люди, потому что писать их в России до смешного легко. Берутся инфоповод, идеологическая призма издания, немного здравого смысла, все это проворачивается через мясорубку авторского стиля и готовится на огне актуальных настроений целевой аудитории. Приправить актуальными мемами – по вкусу. «Этой власти осталось два года максимум». «Когда Навальный присел на асфальт, я пожалел, что меня не было рядом – иначе я бы присел рядом с ним». «Когда по телевизору показывают Путина, мой кот прячется в шкафу. Думаю, это неспроста».

Я уже упоминал об удивительном свойстве российской реальности. Самый популярный блог про межгендерные отношения здесь ведет настоящая проститутка (Кэт), политикой пытаются заниматься журналисты и поэты, а журналистикой – ну вы поняли.

Так и я, по всей видимости, взялся рассуждать о вещах, в которых ни черта не понимаю. Почти.