В Московском планетарии показывают музыку Pink Floyd. В цвете и объеме
Большой Звездный зал планетария — размером с кинотеатр. Кресла здесь особенные, зрители не сидят, а полулежат — ведь смотреть предстоит в потолок. 3D-очки не нужны: видео становится объемным за счет того, что с помощью 14 проекторов, расположенных по периметру зала, воссоздается на куполе планетария. Купол огромный, не то что экран обычного кинозала — взглядом не охватить. За счет периферического зрения (краем глаза зритель видит не соседей и таблички «Выход», а края купола) и создается эффект присутствия. И зрители летят в небе вместе со сбрасывающими бомбы самолетами, оказываются между рядов знаменитых шагающих молотков — все это под песни легендарного The Wall.
Визуализацию трех альбомов Pink Floyd — The Dark Side of the Moon, Wish You were Here и The Wall — в 90-х годах придумал художник Аарон МакЮэн. Все три шоу, созданные с помощью компьютерной графики, — полнокупольные фильмы, предназначенные исключительно для демонстрации в планетариях. В России трилогию показывают впервые, премьера третьей части в Москве состоялась 1 марта.
В видеоряде к The Wall использованы образы из фильма, нарисованные тесно работавшим с группой аниматором Джеральдом Скарфом и уже неотделимые от музыки альбома: и стена, складывающаяся из летящих один за другим кирпичей (здесь они, кажется, летят прямо рядом со зрителем), и красно-черные молоты. Правда, исчез сильнейший образ двух цветков-гениталий, с помощью которого в фильме воплощается важная линия тяжелых отношений героя с женщинами. Добавились новые символы в стиле пинкфлойдовской рок-оперы, передающие дисгармоничность мира героя: гранаты с головами солдат, коляска, в которой разрыта маленькая могила, телефонные трубки, тоскливо гудящие, лежа на барханах посреди пустыни. Мысль автора скользит, срываясь в абстракции: то и дело, иногда вовсе без перехода, зритель падает из сюрреалистичного, но все же имеющего реальные черты мира в мир пульсирующих пятен и перетекающих друг в друга геометрических фигур. Из-за оптической иллюзии зал будто бы начинает вращаться — организм обманывается до головокружения и тошноты, а мозг, ошалев от увиденного, все силы отдает зрению, откладывает мыслительный процесс на потом.
В этом полете творческой мысли теряется сюжет альбома, четко выстроенный группой: главное отличие шоу МакЮэна от рок-оперы и фильма в том, что в нем нет рассказа о жизни автора песен Роджера Уотерса, о его деспотичной матери, подавляющих индивидуальность учителях, предательстве женщины, о том, как человек, защищаясь, отгораживается от общества, и как это трудно, но необходимо — разрушить стену. Зато автор не дает нам забыть, что мы в планетарии: несколько раз повторяется план звездного неба и сине-зеленой планеты Земля.\
Стена под звуки последней песни действительно рушится — в этом автор шоу от канонов не отошел. Тем не менее лучше, чем в фильме Алана Паркера с анимацией Скарфа, визуализировать альбом невозможно. Но МакЮэн не рассказывает нам никакой истории, он старается создать подходящую пищу для глаз, пока уши наслаждаются музыкой Pink Floyd. Музыка остается главным содержанием этой программы так же, как главенствует она и в фильме Паркера, и в поставленной самими музыкантами рок-опере. А звучание в зале отличное.
Полнокупольные фильмы — самостоятельный жанр, процветающий в планетариях по всему миру, где ищут более изощренные способы заинтересовать посетителей, чем простая демонстрация звездного неба. Московский планетарий наверстывает упущенное: он открылся всего два года назад, а до этого с 1994-го стоял закрытым — сначала из-за приватизации и судебных тяжб, потом — из-за реконструкции. В планетарии ставят своей целью популяризацию науки, так что остальные полнокупольные фильмы, которые можно здесь увидеть, посвящены астрономии и космонавтике: «Два стеклышка. Удивительный телескоп», «Мы астрономы», «Космические столкновения», «Черные дыры»… Так что трилогия по Pink Floyd — неожиданое художественное исключение, но такие исключения здесь собираются продолжать.
|
Звукорежиссер шоу |
Все три шоу будут демонстрироваться до конца марта. Премьера первой части трилогии, The Dark Side of the Moon, состоялась 25 января, но обе первые части решили повторить, потому что фильмы собирают аншлаги. Возможно, программу продлят и на апрель, чтобы попасть смогли все желающие.
The Wall можно будет посмотреть 2, 6, 9, 27 и 30 марта. The Dark Side of the Moon повторят 13 и 16 марта, а Wish You were Here — 23-го.
Фото Евгения Фельдмана
Комментарии