Рациональный взгляд на духовность

Заранее принимаю любую критику от людей верующих, а лучше тем, кто знает истину априори, не читать этот материал. И это не агитация и пропаганда, а именно попытка рационального взгляда на нашу социальность и духовность.

Хорошо бы понять - что движет религиозным человеком? Но сначала нужно определиться - что движет просто человеком, а потом уже переходить к человеку верующему, ибо интуитивно понятно что религиозность заполняет некую нишу.

Наш мозг предназначен для моделирования среды. Среда тут в широком смысле, само бытие входит туда тоже. И задача мозга гармонизировать своего хозяина с этой средой так, чтобы его потребности удовлетворялись оптимальным образом.

И у мозга есть определенные подходы к решению этих своих задач. Самым первым у живого должно было появиться умение ориентироваться по градиенту поля, иначе бы организм не смог приближаться к пище по запаху и путал верх с низом. При этом расстояние до цели воспринималось как текущий статус. И видимо это умение так и осталось основополагающим во всех остальных приложениях способностей мозга. Извилины приумножились и появился разум, но подход не поменялся. Мы по прежнему ориентируемся по градиенту поля, просто сами поля стали другими, более сложными.

На самом верхнем уровне поле возможностей, и мы в нем держим всегда нос по ветру, чтобы вычислить его градиент. Мы хорошо понимаем где вакуум, а где скопление носителей этого поля. И свой статус оцениваем очень точно. Мы слабо понимаем сколько над нами и сколько под нами, но хорошо понимаем сколько рядом с нами. И чем больше с нами рядом, тем более правыми мы себя считаем, ибо одна голова может ошибаться, а много голов - вряд ли.

А раз мы оцениваем степень своей правоты в выборе направления по числу попутчиков, то и обязаны были появиться методы взаимодействия с этими попутчиками. Ясно что первый из попутчиков достигший целевого ресурса получит больше последнего. Отсюда появление социальных инстинктов, стремления к вождизму и стадного инстинкта. Абстракция "социальность" стала "действительностью", она оторвалась от наполнения ресурсной конкретикой и стала не служебной средой, а целевой.

Сие оказалось допустимым, тк это очень надежный критерий оценки, и его можно принять как заменитель ресурсного. 

Природа быстро приспосабливается и произошла дифференцировка психик по параметру "вождизм". Это и для отсутствия резни требовалось, и для эффективного взаимодействия попутчиков. Параллельно была реализована концепция "управление". И косвенная оценка своего социального статуса через расстояние до вождя и его к тебе отношение опять трансформировалась в оценку прямую для лиц с малым "вождизмом".

И тут наступает самое интересное, когда инстинкты дают сбой. Косвенные оценки через абстракции, принятые мозгом для удобства за прямые, не всегда оказываются работоспособными. Отрыв оценок от смысла, то-есть от реального ресурса, привел к возможности манипулировать психикой и через удовлетворение абстрактных потребностей давать ощущение комфорта, даже если человек остается при этом практически голодным.

Церковь дает все для удовлетворения абстрактных потребностей

- ощущение принадлежности к сообществу
- богатое убранство храма, что говорит об успешности и высоком статусе хозяина дома.
- близость вождя
- и самое главное - его любовь к тебе

Получается что при рациональном подходе религия - это действительно опиум для народа. Но сие справедливо не всегда, а только если уровень доходов населения крайне низок. Тогда религия вредит, отвлекая людей от реальных потребностей, что традиционно и присуще нашей церкви. А при высоких доходах населения церковь выполняет совершенно иную социальную функцию. Она удовлетворяет абстрактные потребности, потому что без этого у человека не будет внутренней гармонии даже при полном удовлетворении потребностей ресурсных. Поэтому и подходы разные у этих церквей. Наша церковь насаждает боязнь и послушание, потому что одна из задач - это снижение вероятности бунта. А католическая церковь позиционирует человека как венец творения и любимое дитя Создателя. Люди ходят в церковь как в родительский дом, где им всегда рады. И ксендзы не страху нагоняют на прихожан, а улыбаются им и рассказывают анекдоты как добрым знакомым.