Почему российский избиратель любит сильную руку?

На модерации Отложенный

 

Чем больше в стране детей, выросших без отца, тем больше любви к авторитарным правителям. Несложно догадаться, что росту числа таких граждан способствуют войны. Особенно много их среди тех, кто родился в тридцатых-сороковых годах. Речь идет о сыновьях и дочерях людей, отцы которых погибли на фронтах Великой Отечественной...

Избиратели в России, да и во всем мире, делятся на две основные категории: тех, кто предпочитает гуманистические ценности, и тех, кто мечтает о «сильной руке». Вторых в России большинство. Либералы тратят огромные усилия на то, чтобы убедить их в том, что авторитаризм — это плохо, однако эти доводы наталкиваются на нежелание их воспринимать. Складывается впечатление, что люди изначально рождаются либо демократами, либо сторонниками авторитарного правления, и ничто не способно на это повлиять. Почему это так?

В своей книге «Теория доминирования» я доказываю, что жизненный путь человека, его устремления и убеждения зависят от особенностей личности двух людейдоминирующего в семье (как правило, это отец), и того, кто с особой охотой подчинялся этому доминированию и восторгался доминирующим лицом (обычно это мать). Для детей отцов, которых в семье безмерно идеализировали, характерно обожествление политических лидеров, старающихся произвести впечатление «отцов нации».

Ребенок видит, что его родственники (прежде всего мать) с благоговением относятся к отцу и повторяют его мнение как истину в последней инстанции, и у него появляется желание подражать своему родителю, чтобы заслужить такую же любовь к себе. Поскольку люди идеализируют то, чего не знают, максимального почитания обычно удостаиваются отцы, которых практически не бывает дома. Как правило, это люди, много времени проводящие на работе: крупные чиновники, военные, моряки дальнего плавания, водители-дальнобойщики, работники правоохранительных органов, чьи обязанности связаны с ночными дежурствами и т.п. Жизнь такого родителя окружена ореолом таинственности и, что самое важное, она находится вне всякой критики, поскольку о ней практически ничего не известно. В то же время ребенку постоянно не хватает отца, и он жалеет, что рядом с ним нет мудрого руководителя. Именно такие люди впоследствии склонны отдавать предпочтение авторитарным политикам.

Наиболее это качество свойственно мужчинам и женщинам, потерявшим отцов в детстве. Поскольку о покойных говорят либо хорошее, либо вообще ничего, то, что вдовы сообщают детям об их отцах, больше напоминает истории из «Житий святых». Более того, дети вдов постоянно чувствуют некую духовную связь с отцом, верят, что тот, хотя и умер, но продолжает охранять их и направлять в этой жизни.

Замечу, что такая ситуация способствует также «врожденной религиозности» — человеку кажется, что добрая сила хранит и поддерживает его, и никакие лекции по атеизму не способны пересилить это ощущение. Именно поэтому одни и те же люди появляются на митингах партий, ратующих за «сильную власть», и на крестных ходах.

Некоторые политологи объясняют это тем, что верующие склонны к монархии, так как убеждены, что коль скоро на небесах вся полнота власти принадлежит Богу-отцу, то и на земле должен повторяться аналогичный порядок. Однако разгадка заключается в том, что люди с врожденным ощущением, что ими «руководят сверху», и люди, благоговеющие перед политиком, играющим роль всезнающего и строгого отца, относятся к одному и тому же психотипу ребенка, которому не хватало отца. К тому же типу относятся дети обманутых матерей-одиночек, уверовавшие в легенды о своих благородных и героических отцах, которых они никогда не видели.

Что касается людей, словно родившихся демократами, питающими отвращение к насилию, авторитаризму, чиновничьему произволу, принесению людей в жертву во имя «великих целей», придумываемых вождями, это, как несложно догадаться, дети «вечно присутствующих» отцов, которые либо работают на дому (например, научные работники), либо имеют рабочий день небольшой продолжительности, как, например, учителя, врачи, служащие. Для таких людей в личности отца нет ничего сакрального и вызывающего благоговение: они постоянно видят отца в быту и отдают себе отчет о его недостатках. Этот тип людей отличается повышенной критичностью к тому, что им пытается внушить начальство. Их непросто использовать в качестве «пушечного мяса».

Тем не менее, в нашей стране этих людей меньшинство — по той простой причине, что у нас большое число неполных семей. Чем больше в стране детей, выросших без отца, тем больше любви к авторитарным правителям. Несложно догадаться, что росту числа таких граждан способствуют войны. Особенно много их среди тех, кто родился в тридцатых-сороковых годах. Речь идет о сыновьях и дочерях людей, отцы которых погибли на фронтах Великой Отечественной, умерли от ранений и контузий вскоре после войны либо остались живы, но почти не занимались воспитанием своих детей, потому что практически круглосуточно работали, восстанавливая разрушенную страну. А теперь обратите внимание, к какому поколению относится большинство наших избирателей. Поскольку я сама участвовала в работе избирательных комиссий, то могу констатировать, что основная масса избирателей — это лица старше 70 лет, то есть люди, родившиеся в тридцатые-сороковые годы, и именно их позиция определяет, кто будет избран.

© Владината Петрова, 2013 г.