Гамбит или Контргамбит? Перспектива российско-американских отношений в 2013 году

Фото: mikeyp2000/ Flickr.com

В чем заключаются Гамбит и Контргамбит России и США? Штаты вроде бы жертвуют идеологической (но не ценностной) составляющей своей внешней политики, но достигают реализации своих национальных интересов. Россия же продолжает борьбу на уровне восприятия, но политика «ответа на вызов» (т.е. контргамбит) приводит не к нивелированию выгоды оппонента (так искренне желаемому политическим руководством РФ), а к отходу от своих национальных интересов и от их прагматичной реализации. Таким образом, главный вопрос состоит в том, за кем же останется последнее слово в эндшпиле.

 

Выборный синдром

В период предвыборной президентской кампании Барака Обамы, характеризовавшийся явным уклоном в сторону внутренней политики, российские эксперты пытались предсказать, как может отразиться переизбрание Обамы на второй срок. Многие из них полагали, что заявления действующего американского президента о приоритетах во внешней политике отражают общую направленность его курса. Однако им стоило иметь в виду, что последний год первого президентского срока называется «мёртвым сезоном» внешней политики (по крайней мере, в США); то есть, в этот период никаких реальных политических шагов кандидаты в президенты не предпринимают. По сути, на данном этапе внешнеполитический дискурс является ещё одним инструментом внутренней политики, направленным на привлечение большего количества сторонников. Не секрет, что для большинства американцев внутренняя политика гораздо важнее того, что происходит за границами Штатов, поэтому описанная выше стратегия жертвования внешней политикой выглядит вполне обоснованной.

Таким образом, Барак Обама был переизбран на пост президента США. В то же время в Парламенте сохранилась так называемая ситуация разделённого правления: Сенат остался под контролем демократов, а республиканцы сохраняют большинство в Палате представителей. Как мы понимаем, несмотря на склонность Обамы к включению России в американский миропорядок, ни он, ни его администрация не обладают необходимой для этого свободой на законодательном уровне.

«Око за око»

Исходя из двух указанных ремарок, стоит обратиться к анализу череды «недружественных актов», которые были приняты в течение последних месяцев. Во-первых, так называемый «акт Магнитского» совершенно не преследовал цель ослабить отношения с Россией, а такую огласку получил из-за провокационных материалов российских СМИ. Данный закон был призван совершить размен на уровне национальной американской политики, выгодный для всех трёх сторон (Республиканской партии, Обаме и его администрации, интересам России): заменить поправку Джексона-Вэника, препятствующую развитию торгово-экономических отношений между США и РФ, на политический законодательный акт, который носит исключительно декларативный характер. Критика по правам человека свойственна американской системе ценностей: администрация любого президента использует этот инструмент, чтобы подстраиваться под настроение общественного мнения внутри страны, поэтому руководству Российской Федерации не стоило воспринимать «близко к сердцу» данное решение – со стороны администрации Обамы оно является взвешенным и прагматичным. К тому же, стоит вспомнить достаточно критическую позицию по отношению к России бывшего госсекретаря, госпожи Клинтон, которая частично отражала позицию Конгресса по отношению к России.

Однако российское политическое руководство, подогреваемое «эффектом CNN», не смогло выявить реальную подоплёку «закона Магнитского», что привело к принятию закона о сиротах, а также к закрытию российско-американских проектов по усыновлению. Более того, о дальнейшем ухудшении отношений между Москвой и Вашингтоном свидетельствует выход России из Соглашения по сотрудничеству с США по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Также МИД России заявил о том, что не будет продлевать участие России в «Программе Нанна-Лугара», основной целью которой является уменьшение количества оружия массового уничтожения, поскольку не считает это целесообразным: за 20 лет РФ из страны-реципиента превратилась в донора в рамках данного Соглашения. Наконец, на днях были введены экономические санкции, которые затронули импорт всего мяса из США, и это притом, что Россия присоединилась к ВТО, а Штаты и лично Обама поспособствовали этому. Таким образом, можно наблюдать охлаждение отношений между Россией и США, несмотря на то что в 2008 году была провозглашена «перезагрузка» отношений.

Проблема совместной повестки дня

Охлаждение отношений между Россией и США ведёт не только к уменьшению точек соприкосновения и проектов совместного сотрудничества. Это ведёт к ослаблению диалога между двумя державами, что привносит большую неопределённость в отношения. В условиях антиамериканской риторики в РФ и антироссийской риторики в Штатах, подогреваемой СМИ, сокращается потенциал для сотрудничества. Этому также способствуют не очень близкие личные отношения между Путиным и Обамой: напомним, что в 2012 году после выборов президента России, Путин не приехал на саммит Большой Восьмёрки в Кэмп-Дэвиде, а Обама отказался посетить саммит АТЭС во Владивостоке.

Итак, существенно сужаются возможности для обсуждения повестки дня, хотя существует ряд вопросов, которые затрагивают интересы обоих государств. Например, вопрос о контроле над вооружением. Несколько дней назад в Москву прибыл глава совета по национальной безопасности Том Донилон для проведения переговоров о дальнейшей имплементации положений договора СНВ-3. Более того, если бы российская сторона имела конкретные предложения по новому договору об оружии массового уничтожения (ОМУ), возможно президент Обама нанёс бы незапланированный визит в Россию.

Таким образом, американская сторона предпринимает ряд усилий для налаживания отношений с Россией. Так, место госсекретаря, госпожи Клинтон, занял бывший сенатор-демократ Джон Керри, который настроен более лояльно по отношению к России.

Однако в повестке дня остаются проблемы, по которым РФ и США занимают диаметрально противоположные позиции. Первая из них – это проблема размещения ПРО в Европе. Данный фактор может существенно подорвать стабильность в мире, и в евроатлантическом регионе в частности. Стратегический паритет между Россией и США должен, с точки зрения России, препятствовать распространению ОМУ, а также обеспечивать взаимное ядерное сдерживание. В то же время Штаты стремятся выйти за пределы данных ограничений путём размещения систем противоракетной обороны, поскольку компонента лидерства играет главенствующую роль во внешнеполитической идеологии США. Вторым камнем преткновения является отношение к «арабской весне», в том числе к войне в Сирии. Российская позиция основывается на невмешательстве в суверенные дела государства; администрация Обамы исходит из того, что нужно заниматься борьбой с терроризмом и экстремизмом и противодействовать угнетению прав человека. Стоит отметить, что в отличие от администрации Буша-младшего, администрация Обамы не ориентирована на государственное строительство и активное вооружённое вмешательство для защиты и продвижения прав человека.

Перспектива на 2013 год

На современном этапе отношения между Россией и США складываются крайне непродуктивно: причиной этому в первую очередь является конфликт мировоззрения. Российское политическое руководство в лице Путина исходит, по сути, из неконсервативной повестки дня и пытается не только быть на равных в отношениях со Штатами. Об этом свидетельствуют и новые законодательные акты, и антиамериканская риторика, которая активно подогревается российскими СМИ, и в целом, если так можно выразиться, политика ответных действий. Но при этом, как можно заметить, страдают национальные интересы. Россия лишает себя дополнительных источников финансирования, предстаёт в невыгодном свете на международной арене. Администрация президента Обамы, к слову, пришедшая после неоконсерватора Буша-младшего, ориентирована на либеральные ценности: сотрудничество и реализацию национальных интересов без идеологического подтекста, вовлечение наиболее динамично развивающихся стран в свой миропорядок. Следовательно, лидерская компонента и роль «мирового полицейского» не являются главной опорой американской внешней политики. В качестве основного инструмента данной стратегии используется так называемая «мягкая сила», но при этом отказа от традиционной военной мощи, безусловно, ожидать не стоит.

 

Кризис в Сирии становится для Москвы не просто еще одной внешнеполитической неудачей. Пусть и крупной. К таким мы уже привыкли. На сирийской войне Россия теряет нечто большее. Арабский, и даже шире – исламский, мир стремительно избавляется от полезных нам стереотипов и даже иллюзий, которые во многом лежат в основе симпатий к России.
Самая большая потеря России на сирийской войне

Возвращаясь к конкретике: какого же именно развития отношений нам ждать в 2013 году? Разностороннего. Существует ряд вопросов, которые не могут не обсуждаться: сюда относятся и ядерная программа КНДР, и гражданская война в Сирии, и посткризисное глобальное экономическое развитие. Отчасти российская и американская стороны могут продолжить переговоры в области разоружения и нераспространения оружия массового поражения. Предполагается, что администрация Обамы может направить официальное предложение о новом сокращении ядерного оружия. Однако здесь существует двойной политический подтекст: поскольку инициатором нового предложения по уменьшению ядерного арсенала является США, то вряд ли команда Путина поддержит эту инициативу. В то же время, чтобы преодолеть текущий кризис в отношениях встреча Путина и Обамы видится необходимой. Напомним, что визит Барака Обамы в Россию запланирован на сентябрь 2013 года, на саммит Группы 20 в Санкт-Петербурге.

Как уже упоминалось выше, конфликт восприятия является причиной, которая не позволит привнести новое оживление в российско-американское взаимодействие. Обострение отношений будет проявляться, скорее всего, в уменьшении областей сотрудничества и в увеличении критики вокруг соблюдения прав человека (со стороны обоих государств). Также весьма вероятным выглядит сценарий нового этапа «торговых» войн, которые, однако, вряд ли будут долгосрочными из-за членства России в ВТО (точнее, из-за возможности привлечь её к ответственности через механизм разрешения споров ВТО). Тем не менее, торгово-экономическая сфера выглядит наиболее перспективной с точки зрения восстановления нормального характера российско-американских отношений. Отмена поправки Джексона-Вэника, безусловно, придала импульс для развития бизнес-связей как американским, так и российским предприятиям и предпринимателям. Именно в этой сфере нужно искать новые точки соприкосновения, поскольку ни одно государство мира не сможет противостоять желанию максимизировать прибыль.                                                                      Антон Евстафьев                            

Источник: modernpolitics.ru