Лауреат Нобелевской премии мира Су Джи: икона Бирмы колеблется.
Бирманская Национальная лига за демократию черпает свои силы в сиянии своей «первой леди». Члены лиги хотели в первых день заседания партийной конференции договориться о стратегии выборов 2015 года и о выдвижении Aung San Suu Kyi на пост президента. Но сейчас громко слышна критика в адрес лауреата Нобелевской премии.

В невзрачном двухэтажном здании в Рангуне на улице Schwegondaing суеты в эти дни больше, чем когда-либо, как в пчелином улье. Туристы приезжают часто, в переполненых автобусах. Телефон звонит, не переставая. Копировальные аппараты работают на полную мощность. Одно совещание следует за другим.
Собственно, тихо здесь, в штаб-квартире «Национальной лиги за демократию» (НЛД), не бывает никогда. Но ныне суеты больше, чем обычно, партия Аун Сан Су Чжи отмечает историческое событие - первый съезд партии с момента ее основания в 1988 году.
До субботы 900 делегатов должны избрать новое руководство: заменить часть 70 - 80-летних ветеранов в руководящем органе партии, в Центральном Комитете из 120 человек, который должен будет осуществлять руководство партией в ближайшее время. Кроме того, НЛД должно определить свою стратегию. Но для партии Су Чжи на этом партийном форуме речь идёт о большем: главная оппозиционная партия Бирмы прокладывает путь к всеобщим выборам 2015 года, на которых они хотят победить.
Шансы есть: популярность Су Чжи остаётся неизменной.
Так какие же претензии к возможному кандидату?
В преддверии новых выборов партия ставила цель заполучить в 2012 году один миллион новых членов. Но, по данным информационной службы Mizzima, приобрела лишь примерно 50.000. О нынешнем количестве членов NLD не имеется надежных сведений.
Самовластные методы, недостаточная прозрачность
Кроме того, в «Национальной лиге за демократию» начался разброд. В Пантейне, четвертом по величине городе Бирмы, разочарованные члены НЛД выходили их партии, по сообщению "Myanmar Times," в декабре 2012 "пачками", сразу по 500 членов. Они упрекали партийное руководство в недемократических и авторитарных приемах. В других регионах члены партии тоже все больше отворачиваются от «Национальной лиги за демократию». Жалобы всегда одинаковы: самовластные методы верхушки партии, недостаточная прозрачность.
Первоначально запланированный уже на февраль съезд партии должен был быть отложен, так как имелись разногласия при выборе делегатов. Ko Ko Naing, один из ораторов недовольных, сетует: "Партия написала на своём знамени «справедливость» и «мир». Но в самой партии не имеется справедливости." Фонд Конрада Аденауэра пришёл в 2012 году в анализе деятельности НЛД к похожей оценке: у партии не имеется "еще ясных внутрипартийных представлений для голосования о политических позициях или назначении кандидатов. Последнее слово за руководительницей партии". И: "В настоящее время она (НЛД) живет, в основном, мифом об Аун Сан Су Чжи."
Также растёт критика политического курса Аун Сан Су Чжи.
Для музыкального фестиваля своей партии она приняла в декабре пожертвования от изворотливых бизнесменов, имеющих тесные связи с бывшей военной хунтой. Они должны пожертвовать НЛД, по сообщениям средств массовой информации, в целом более чем 240 тысяч долларов США. Ответ Су Чжи: "Эти люди поддержали социальную деятельность НЛД.
Что в этом плохого?»
Даже ветеранов партии раздражают авансы, делаемые Су Чжи военными. Не один раз она признавалась в любви к армии, представляя себя, вместе с тем, законной наследницей своего отца Аун Сана, которого народ почитает по сей день как борца за свободу в войне за независимость. Су Чжи, конечно, нуждается в военных для того, чтобы протолкнуть поправки к Конституции, которые позволили бы ей проложить путь к президентскому креслу: как мать двоих детей с британским паспортом, она не может в настоящее время быть кандидатом на высший государственный пост. Критики упрекают её также за молчание о преследовании рохингья (национальное меньшинство) и за её позицию устранения в оценке кровавого конфликта между государством и национальным меньшинством рохингья в северной Бирме.
Су Чжи, однако, по-прежнему является любимицей средств массовой информации. Ко Ahr Ман, управляющий директор еженедельника "7 Day News", откровенно признается: «Вполне возможно, что некоторые средства массовой информации, когда дело доходит до Су Чжи, пишут только хорошие новости". Когда Мин Син, один из сердитых студентов 1988 года, тем не менее, решился обличить отношение культовой фигуры к рохингья, её связи с военными, растущую напряженность в отношениях между НЛД и местными журналистами, споры внутри партии, он был массово заклеймён посредством интернета. Непрерывный тенор: "Как ты смеешь критиковать Су Чжи?"
Лауреат Нобелевской премии мира, кажется, поняла послание: в прошлом, признала она до начала Конгресса, члены Центрального Комитета "из-за неблагоприятной политической среды", не всегда выбирались демократическим путем. Это должно сейчас, на партийной конференции в Рангуне, быть другим: "Каждый волен сделать свободный и демократический выбор".
Но она молчит о рохингья. И не хочет расстаться с ухаживаниями генералов. Она слишком хорошо знает: только с ними, а не против них, она сможет стать президентом.

P.S. Вспоминается недавний визит Обамы в Бирму. И трогательно-доверительные отношения между президентом США и носительницей Нобелевской премии мира.

Комментарии