СВЯТОМУЧЕНИК ИОСИФ

На модерации Отложенный

Мои друзья спросили меня: «Кто такой Сталин вчера, сегодня и завтра?» и этот достаточно риторический и не академический вопрос заставил меня задуматься. Вот что пришло мне на ум.

Я считаю, что Сталин вчера, то есть вчерашний, реальный Сталин, – это гиперреалист. Это человек, который блестяще знал и понимал реальность в ее динамике, в ее движении. Он оперировал колоссальным количеством явлений, фактов. Он сумел эти факты выстраивать, он сумел их предвидеть. Он создавал комбинации из этих огромных массивов реальных явлений, как внутрироссийских, так и мировых явлений.

Причем в эту реальность были включены его знания о метафизической реальности. Это не была просто реальность двухмерного мира, двухмерной среды, это была реальность еще и какая-то запредельно. Это были знания о той реальности, которая формируется, говоря высокопарно, на Небесах, а потом проецируются в земную реальность, где и происходят войны, революции, судебные процессы, строительство гигантских заводов, освоение территорий. Происходят такие явления, как великие победы, а также великие поражения. Все это проекция явлений, происходящих где-то на Небесах, где-то в иных мирах.

За счет этого своего гиперреалистического знания Сталин обыграл всех своих противников. Я не говорю о противниках партийных, таких как Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Каменев. Он их обыгрывал и, конечно, жестоко обыгрывал, расправлялся с ними. Надо было представлять кибернетическим представлением о политическом процессе в России внутрипартийной динамики.

Он переиграл таких противников как Гитлер, как Черчилль, как Рузвельт, как Муссолини. Он переиграл всех ведущих политиков Европы и мира. Он переиграл даже Мао Цзэдуна. Это он сделал только благодаря тому, что он обладал этим знанием, которым те не обладали. Он умел увидеть моменты, которые они эти моменты еще не переживали. Поэтому Сталин прошлого – это гиперреалист, каких видимо не было и не скоро появится.

Сталин сегодняшнего дня – это Сталин-миф. Сталин вернулся к нам в наши мировоззрения, в нашу политическую культуру не как человек реальный, не как человек, выступавший на съездах, создававший новое оружие, человек, который вел сложнейшую мировую игру. Он к нам явился как миф, в котором спасается сегодняшнее русское племя, в котором спасается сегодняшний русский человек, русский народ. Растоптанный, обобранный, лишенный своего государства. Народ, у которого отняли его величие, его историческую судьбу. Народ, которому говорят, что он вовсе и не народ.

И вот этот раненный истерзанный народ скрывается в Сталине, как раньше скрывались в монастырях во время нашествий.

Поэтому сегодняшний Сталин – это монастырь, в котором скрывается русский народ, где он лечит свои раны, где он пропитывается опять духом сопротивления, победы. Монастырь, куда он сносит свои святыни, скрижали, реликвии, где он молится, где он готовится к новым сражениям. Монастырь, из которого он по подземным ходам выходит в поле и там бьется, сражается и наносит удары по врагу.

В этом мифологическое значение Сталина. Сталин не важен как носитель конкретных характеристических черт. Эти черты не пригодятся для строительства сегодняшней жизни, а пригодится другое – его мифологическое значение, которое абсолютно соответствует русским представлениям о вожде, о государстве, о лидере, о победителе, о победоносце, о спасителе. Таким Сталин является нам сегодня.

Сталин завтрашнего дня, по-видимому, опять изменит свое значение, свою форму, свою роль. Я подозреваю, что быть может в грядущем, когда Россия опять начнет строить свое новое государство, новую империю, империю нового типа. Когда русская цивилизация перепорхнув эту черную дыру, отделяющую ее от четвертой Красной сталинской империи, когда российская государственность начнет облекаться в новые институты, новые структуры, в новые технологии, в новую идеологию, которая отлична и от сегодняшней и от вчерашней идеологии, тогда у Сталина будет совершенно другая роль.

Я думаю, что Сталин через двадцать, тридцать, а может через сто лет будет переосмыслен русскими историософами, русскими богословами, русскими мыслителями. Они поймут, что он сделал для сбережения русской цивилизации столько, сколько быть может никто не сделал, и что Сталин – это чудотворец победы. В силу этих обстоятельств, в силу того, что эта мистическая победа 45-го года была одержана Сталиным, быть может к тому времени появятся такие доски, на которых будет писано его лико, а вокруг головы будет сиять золотой нимб.

Я не исключаю, что Сталин будет не просто святым, он будет святомучеником, потому что все отчетливее возникает представление об убийстве, о том, что Сталина убили, уничтожили. Он умер мученической смертью за государство российское. Вот этот Сталин святомученик будет сиять над этой грядущей, еще не существующей Россией, и осенять ее своим светом, своей волей, своей любовью и своей такой возвышенной, какой-то церковной русской красотой и силой. 

5 марта