Вывоз как вызов. Оксана Дмитриева

ВЫЗОВЫ ЭПОХИ ЗАСТОЯ: Бюджет, пенсии, ЖКХ и доходы: Происходящее сейчас в стране можно назвать застоем ОКСАНА ДМИТРИЕВА
В 2013 году Россию ждет немало испытаний. И это следствие решений, ранее принятых властью.
В 2013 году Россию ждет немало испытаний. И это следствие решений, ранее принятых властью.

Я полагаю, что большинство политиков независимо от своей политической ориентации на самом деле в глубине души понимают, что социальная стабильность зависит не от того, насколько будут увеличены штрафы для митингующих, а защита национальных интересов заключается не в поиске шпионов среди некоммерческих организаций. И защита национальных интересов, и социальная стабильность зависят от принятия или непринятия концептуальных решений.
Первый вызов, который ставит перед нами общество и время, — это вызов бюджетный. В 2013 году общемирового кризиса не будет, мировая экономика находится на восходящей стадии экономического цикла. В этот год мы могли бы решить социальные проблемы и стимулировать экономический рост. Но не тут-то было. Уже принят бюджет на 2013 год, а за ним и новое бюджетное правило, согласно которому основные доходы от нефти и газа по-прежнему будут вкладываться в чужую экономику.
Помимо того, что это вывоз капитала, это еще и огромный коррупционный анклав.
По масштабам этого финансового потока можно сказать, что господин Кудрин и юноши-финансисты нанесли стране урон гораздо больший, чем господин Сердюков со своими девушками-финансистами в Министерстве обороны.
Второй вызов — это вызов пенсионной системе. Уже признано, что реформа 2002 года была провальной и от нее надо отказываться. Но почему-то этот отказ отложен еще на один год, а значит, мы предоставили финансовым лоббистам дополнительно 581 млрд рублей, чтобы они их крутили и использовали в собственных целях, тем самым отложив решение многих социальных проблем. Чем быстрее мы примем необходимые решения, тем быстрее будет обеспечена социальная стабильность.
Третий вызов — это провал реформы энергетики, которая не дала ни инвестиций, ни эффективности, а привела лишь к росту тарифов и заработной платы топ-менеджмента в соответствующих структурах. И выгоду это дало лишь тем, кто получил куски от государственной собственности в системе энергетики.

Поэтому, чем быстрее будет признан провал реформы электроэнергетики, тем быстрее мы найдем выход из тупика.
Следующий вызов — реформа бюджетной сферы. Правительство и «Единая Россия» вначале отказались от статуса бюджетного учреждения, ликвидировали смету, штатное расписание и тарифную сетку. Затем был дан четкий курс на коммерциализацию бюджетных учреждений, а потом начались судорожные попытки регулировать оплату труда бюджетников. В течение столетий российская интеллигенция — врачи и учителя — лечила и учила наш народ вопреки всем реформам, вопреки всем режимам. И делалось это на основе той нравственной традиции, того психологического климата, который долгие годы сохранялся в коллективах бюджетной сферы. 83-й закон, позволяющий бюджетным учреждениям оказывать платные услуги, а вслед за ним законы об образовании и здравоохранении растлевают и разрушают эту нравственную традицию. И восстановить ее будет чрезвычайно сложно.
Четвертый вызов, и он, наверное, самый сложный — ЖКХ. Вначале были осуществлены приватизация и акционирование естественных монополий, а затем делаются судорожные попытки контролировать в них издержки и регулировать тарифы. Это невозможно. В итоге у нас тарифы каждый год растут в 2—3 раза быстрее, чем общий индекс инфляции, но и этого мало. Какое бремя в области ЖКХ возложено на население? Рост тарифов — раз. В предстоящий год, возможно, будет введена дополнительная плата за капремонт — два. Поголовное введение счетчиков — это три. Потом, после того как всех заставили ввести счетчики, но не все это сделали, правительство принимает новое постановление, и те, кто уже потратился на счетчики, теперь должны оплачивать все потери в энергосетях и перерасход всех тех, кто счетчики не установил. Все это оплачивать должен наш народ, а прибыль достается ресурсоснабжающим организациям. Это четыре. А пятое — готовится законопроект о налоге на недвижимость.
Следующий вопрос — неравномерность в доходах населения. В России, по факту, шкала налогообложения до сих пор остается регрессивной, поскольку шкала подоходного налога у нас плоская, а шкала социальных взносов регрессивная. Таким образом, доходы бедных и «средних» в процентном отношении облагаются более высоким налогом, чем доходы богатых и сверхбогатых. Это антистимул роста с точки зрения отношения к труду. Поэтому еще один вызов, на который надо ответить, — проведение налоговой реформы в направлении выравнивания, а именно введение прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь.
Происходящее сейчас в стране можно назвать застоем. Застой может быть и комфортен, но очень обманчив и опасен. Поскольку, как все мы помним, за спокойным 1913 годом последовал очень неспокойный, неблагополучный 1917-й.