Израиль идет по стопам ЮАР?

В кон­це неде­ли из­ра­иль­ские СМИ опуб­ли­ко­ва­ли два под­ряд со­об­ще­ния о про­яв­ле­ни­ях но­во­го яв­ле­ния — эт­ни­че­ской се­гре­га­ции  на го­судар­ствен­ном уровне. Преж­де та­кие яв­ле­ния слу­ча­лись лишь в част­ном сек­то­ре, и го­судар­ствен­ные ор­га­ны с ни­ми бо­ро­лись.

Мест­ное при­ло­же­ние к «Едиот Ахро­нот»  со­об­щи­ло, что в но­вый фили­ал МВД, от­крыв­ший­ся в Кар­ми­э­ле, не пус­ка­ют жи­те­лей со­сед­них араб­ских сел. У вхо­да вы­ве­ше­но объ­яв­ле­ние о том, что здесь об­слу­жи­ва­ют толь­ко жи­те­лей Кар­ми­э­ля и Мис­га­ва, — а араб­ским жи­те­лям со­сед­них де­ре­вень, жи­ву­щих со­всем ря­дом с Кар­ми­элем, пред­ла­га­ют ехать в Ак­ко. Это де­ла­ет­ся несмот­ря на то, что по за­ко­ну и ин­струк­ци­ям са­мо­го МВД каж­дый граж­да­нин Из­ра­и­ля име­ет пра­во об­ме­нять за­гран­пас­порт или удо­сто­ве­ре­ние лич­но­сти, а так­же за­ре­ги­стри­ро­вать но­во­рож­ден­но­го или по­лу­чить сви­де­тель­ство о смер­ти близ­ко­го в лю­бом от­де­ле­нии МВД на всей тер­ри­то­рии стра­ны.

Ми­нистр внут­рен­них дел Эли Ишай за­явил, что ни­че­го не зна­ет о си­ту­а­ции и «раз­бе­рет­ся». Чи­нов­ни­ки в МВД объ­яс­ня­ют, что кар­ми­эль­ский от­дел — это не от­дел, а «под­от­дел», со­здан­ный ис­клю­чи­тель­но «для удоб­ства жи­те­лей». Оби­та­те­ли со­сед­них сел, жи­ву­щие на рас­сто­я­нии несколь­ких ми­нут ходь­бы от «под­от­де­ла», не по­ни­ма­ют, по­че­му «удоб­ства» по­ло­же­ны толь­ко ев­рей­ским жи­те­лям — вклю­чая жи­те­лей ки­бу­цев и мо­ша­вов рай­о­на Мис­гав, ко­то­рые от Кар­ми­э­ля го­раз­до даль­ше, неже­ли круп­ные се­ла Дир аль-Асад, На­хеф, Ба­на и Ма­дж­даль-Крум.

Ве­че­ром на стра­ни­цах Ynet по­яви­лась ин­фор­ма­ция, что с по­не­дель­ни­ка ми­ни­стер­ство транс­пор­та пу­стит два от­дель­ных ав­то­бус­ных марш­ру­та для па­ле­стин­цев, ра­бо­та­ю­щих в Из­ра­и­ле, но жи­ву­щих на «тер­ри­то­ри­ях». В ми­ни­стер­стве за­яв­ля­ют, что в ав­то­бу­сах мо­жет ез­дить кто угод­но, но объ­яв­ле­ния о но­вых марш­ру­тах рас­про­стра­ня­лись ис­клю­чи­тель­но на араб­ском язы­ке. По ин­фор­ма­ции Ynet, ав­то­бу­сы «толь­ко для па­ле­стин­цев» при­зва­ны умень­шить ко­ли­че­ство па­ле­стин­ских ра­бо­чих, ез­дя­щих на ра­бо­ту и с ра­бо­ты обыч­ны­ми из­ра­иль­ски­ми рей­са­ми, со­еди­ня­ю­щи­ми центр стра­ны с Ари­элем и дру­ги­ми по­се­ле­ни­я­ми.

Во­ди­те­ли, ра­бо­та­ю­щие на этих рей­сах, со­об­щи­ли жур­на­ли­стам, что по­сле пус­ка но­вых марш­ру­тов па­ле­стин­цев нач­нут вы­са­жи­вать из «обыч­ных» ав­то­бу­сов при въез­де на тер­ри­то­рию Из­ра­и­ля. За­ни­мать­ся этим бу­дут не во­ди­те­ли (ко­то­рые не име­ют пра­ва вы­го­нять пас­са­жи­ров), а, ви­ди­мо, по­ли­цей­ские или во­ен­но­слу­жа­щие.

В про­шлом го­ду ев­рей­ские пас­са­жи­ры за­бро­са­ли ми­ни­стер­ство транс­пор­та жа­ло­ба­ми: по их мне­нию, из­ра­иль­ские ав­то­бу­сы да­ва­ли па­ле­стин­цам воз­мож­ность слиш­ком лег­ко про­ник­нуть в Из­ра­иль, ми­нуя про­вер­ки на блок­по­стах (хо­тя для то­го, чтобы по­пасть на ав­то­бус­ную оста­нов­ку, необ­хо­ди­мо прой­ти через КПП Каль­ки­лия). Про­вер­ки в ав­то­бу­сах ка­за­лись пас­са­жи­рам «слиш­ком по­верх­ност­ны­ми». К то­му же ав­то­бу­сы хо­ди­ли пе­ре­пол­нен­ные, к то­му же неко­то­рым пас­са­жи­рам бы­ло страш­но.

Ми­ни­стер­ство транс­пор­та на­ча­ло ис­кать пу­ти ре­ше­ния про­бле­мы. Идея от­кры­тия от­дель­ных марш­ру­тов для па­ле­стин­цев воз­ник­ла сра­зу, но по­на­ча­лу в ми­ни­стер­стве по­бо­я­лись, что это бу­дет вы­гля­деть слиш­ком непри­гляд­но — или, как фор­му­ли­ру­ет Ynet, «из-за ими­д­же­вых про­блем, с ко­то­ры­ми это неиз­беж­но со­пря­же­но». Од­на­ко по­том ми­ни­стер­ство транс­пор­та все-та­ки ре­ши­лось осу­ще­ствить идею и пу­стить два марш­ру­та, со­еди­ня­ю­щих КПП Эяль и се­вер­ную же­лез­но­до­рож­ную стан­цию в Тель-Ави­ве, — один марш­рут через Пе­тах-Ти­кву, вто­рой через Ра­мат-Ган.

Во­ди­те­ли ав­то­бус­ной ком­па­нии «Афи­ким» не со­мне­ва­ют­ся, что ре­ак­ция на но­во­вве­де­ние бу­дет бур­ной. «Яс­но, что все нач­нут кри­чать про апар­те­ид и ра­сизм», — ска­зал один из них. Во­ди­тель при­зна­ет, что се­гре­га­ция дей­стви­тель­но вы­гля­дит непри­ят­но, «но сей­час си­ту­а­ция нестер­пи­ма, и с этим на­до что-то де­лать».