Митрополит Серафим Боржомский: Сквозь горлышко разбитого кувшина
На модерации
Отложенный
Невысокий согбенный старчик, громогласный, в развевающейся мантии, с горлышком разбитого керамического кувшина на веревочке. Кто-то считает его пьяницей, безбожником, блудником. Кто то, напротив, — святым. Он сам не обращает на это внимания. Вся его юродивая жизнь — поиск «сквозь горлышко разбитого кувшина» гибнущих душ людей и спасение их. Он заходит в пивной бар и через это горлышко высматривает, кому особенно тяжело, кто пришел сюда, чтобы вином залить свое горе и отчаяние. И направляется именно к нему.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/2222-580x418.jpg)
Даже те, кто не ходили в храм, осуждал Церковь и священников, чувствовали к нему любовь и расположение. Почему? Он был «их». Другие требовали соблюдения правил благочестия, а этот вел себя иначе — мог и спеть, и пошутить, он был «свой», родной батюшка, который странными, юродивыми сетями затаскивал их в любовь свою, в любовь Христову.
Мы продолжаем знакомить читателей «Правмира» с свидетельствами очевидцев жизни нового святого Грузинской Православной Церкви старца Гавриила (Ургебадзе, 1929–1995). Сегодня своими воспоминаниями о нем с вами делится митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим. Он пришел к отцу Гавриилу студентом, делавшим первые шаги к вере, а сейчас уже как митрополит и член Священного Синода принимал участие в заседании по канонизации своего духовного наставника.
«Заслуга отца Гавриила», — считает владыка Серафим, — «в том, что он, начиная с 1960-х годов, когда невозможно было публично говорить о Боге, нашел от Бога действенную форму проповеди. Теперь, когда Церковь свободна, проповедь через юродство уже не нужна. Но в те времена его личность и его поступки были своевременны. Отец Гавриил был посланником Бога Иверии и иверскому народу».
Исполнение пророчества
— Дорогой владыка Серафим! 20 декабря 2012 года на Синоде Грузинской Православной Церкви был причислен к лику святых Ваш духовный наставник архимандрит Гавриил (Ургебадзе). Какие чувства Вы испытали при этом?
Преподобный Гавриил Мцхетский
— Слава Богу, что мы, те, кто был знаком с отцом Гавриилом, дождались радостной минуты его канонизации. Осуществилось пророчество, которое он сам произносил в шутливой форме: «Вы увидите, придет время, и на открытие могилы Гавриила соберется половина Грузии…», — и начинал петь. Действительно люди не просто ждали, они требовали причисления старца к лику святых. Многие нас останавливали на улице или обращались в письменной форме с просьбой как можно скорее канонизировать отца Гавриила. Как и в случае с преподобным Серафимом, в Грузии не было семьи, где не хранилась бы фотография отца Гавриила. И я думаю, что та любовь, которую он оставил в нашем народе, это основной итог его жизни.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/6f274d2a7f81-450x600.jpg)
Как и в 1903 году относительно преподобного Серафима, так и в 2012 году относительно старца Гавриила на Синоде высказывались сомнения по поводу канонизации (в случае со старцем Гавриилом говорилось о ее преждевременности, т. к. со дня кончины батюшки прошло лишь 17 лет). И как тогда царь Николай II, так сейчас Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II поставил точку в обсуждении этого вопроса.
Отец Гавриил уже при жизни стал осязаемым святым. Мне вспоминается случай с одним жителем Боржоми. Зимой в лесу на проселочной дороге у него заглох мотор. На улице стоял мороз. Прошел час, другой, — ничего. Тут он вспомнил, что есть странный, юродивый отец Гавриил, у которого очень сильная молитва. Воздел руки к небу и попросил: «Господи, я грешный, молиться не умею, но я слышал, что есть в Мцхете такой отец Гавриил. Его молитвами помоги мне, грешному». В ту же секунду машина завелась.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/gabriel-beri.jpg)
А после кончины старца хлынул просто поток чудотворений. Нас часто спрашивали, от Бога эти чудеса или нет, и мы отвечали (а сейчас отвечаем тем более уверенно), что такое изобилие чудес — это от Бога. Чудеса не от Бога — они временные: после испытания временем ложные «чудеса» оказываются пустым звуком. А на могиле отца Гавриила вот уже 17 лет не перестают происходить исцеления детей и взрослых. Еще очень важно то, что исцелить может и гуру, но истинное исцеление всегда ведет к Богу: происходит духовное исцеление через покаяние за грехи и вступление на верный, смиренный путь навстречу Христу. Именно это давал и дает людям старец Гавриил.
Сумасшедший поп
— Как Вы познакомились с отцом Гавриилом?
— Мы познакомились с ним в 1989–1990 годы, когда я и мои друзья делали первые шаги к вере. Мы сразу поняли, что перед нами неординарный человек, и спросили: «Кто это?» Нам ответили: «Старец Гавриил Юродивый». Я слова «юродивый» тогда не знал. Когда мы встретили старца во второй раз, то поймали на себе пристальный взгляд, услышали необычные слова… даже не юмор, а какое-то непонятное шутовство.
Отец Гавриил был невысокого роста, согбенный, в развевавшейся мантии, имел непонятную походку и слишком громкий голос, не соответствовавший правилам приличия и атмосфере церковной тишины. Его, как и других юродивых, было трудно сразу распознать. Святые отцы Церкви, в том числе преподобный Серафим Саровский, говорят, что юродство — наисложнейший путь. Из десяти юродивых девять — не от Бога, и нужна глубина духовного зрения, чтобы узнать, человек в прелести или нет.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/images.jpeg)
Мне вспоминается случай, произошедший в одном русском монастыре незадолго до революции. В храм со сквернословиями вошел юродивый. Монахи тотчас вывели его вон. Все верующие смутились: как он в Божием храме посмел произносить такие богохульные речи! Но очень скоро наступил 1917 год, и в тот же храм вошли большевики, и они произносили именно те слова, которые так странно предрек юродивый.
Отец Гавриил тоже иногда произносил вслух слова, приходившие на ум другому человеку (кстати, я с первой встречи даже боялся думать при нем о чем-то не духовном!). Он не сквернословил, но мог произнести такое, что вовсе не подобало лицу духовному. И люди понимали, что он читает их мысли и видит их поступки.
Как-то отец Гавриил сидел во дворе церкви в Тбилиси. Служба уже началась, когда во двор храма впопыхах вбежала женщина. Отец Гавриил видел ее впервые, но очень громко назвал ее по имени-то ли Ирина, то ли Марина — и спросил: «Почему ты опаздываешь? Зачем ты вступила в спор с этим молодым человеком?» Оказалось, она опоздала из-за того, что по дороге в автобусе встретила иеговиста и поспорила с ним. Так отец Гавриил обличил ее в том, что свое время, свои духовные и физические силы она напрасно отдала этому юноше, который все равно ничего не понял и только хотел ее переспорить. А она из-за этого не только опоздала на службу, но и влетела в церковь впопыхах, без надлежащего духовного настроения.
Иногда батюшка выносил гроб, ложился в него и пел грузинские народные или полуоперные песни. Проходившие мимо люди думали, что он сумасшедший. Какой нормальный человек во дворе монастыря будет распевать песни, лежа в гробу?! Некоторые считали отца Гавриила пьяницей, безбожником, блудником. Помню такой случай: в Самтавро пришла на несколько дней помолиться верующая женщина. Она была беременная и хотела получить благодать, причаститься. Отец Гавриил, как обычно, расхаживал по монастырскому двору со своими песнями и шуточками. Тут же некоторые «верующие» распространили слух, что есть женщина, которая от отца Гавриила ждет ребенка. Они так радовались этому! Радовался и сам отец Гавриил, что подвергся клевете.
В этом стремлении к самоуничижению он был близок схиархимандриту Виталию (Сидоренко). Мне рассказывала матушка Серафима (Дяченко), как однажды они шли с отцом Виталием по улице (то ли в Тбилиси, то ли в Таганроге), и батюшка неожиданно подпрыгнул и плашмя повалился в лужу. Прохожие сквернословили его: «Ну что за поп?!» А он радостно встал, отряхнулся и пошел дальше.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/mama_gabrieli-423x600.jpg)
Отец Виталий и отец Гавриил любили друг друга. Каждый из них юродствовал по-своему. Оба они служили Богу в то время, когда еще были закрыты храмы,только-только начиналось церковное возрождение. Их подвижничество через юродство во многом способствовало тому, чтобы молодежь пришла в Церковь, заинтересовалась духовной жизнью. Их жизнь разбивала стереотипы о вере как некоем средневековом предрассудке.
Вся его жизнь — поиск гибнущего человека
Главная черта отца Гавриила — его огромная любовь к каждому человеку. Зачастую она выражалась в такой странной, юродивой форме. Отец Гавриил мог зайти в пивной бар и там проповедовать (я сам не раз был этому свидетелем). Он чувствовал, кому было особенно тяжело, и подходил именно к нему. Знал, что этот человек пришел сюда, чтобы вином залить свое горе и отчаяние.
На веревочке батюшка носил горлышко от разбитого керамического кувшина. Обычно он заходил в пивбар, демонстративно становился посредине, брал горлышко, как Кутузов бинокль, и через это горлышко обводил взглядом зал, высматривая, к кому подойти. Он выбирал столик, за которым сидел тот, кому он был нужен, и бесцеремонно проходил, садился, начинал разговаривать с ним. Шутя, не шутя, иногда грозно, иногда пел. Но когда он выходил, как правило, люди окружали его, просили благословение, целовали, становились перед ним на колени. Большинство понимали, что перед ними не простой человек.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/Monk-Gabriel-5.jpg)
Он останавливал машины. Вот так становился прямо посреди дороги и раскрывал руки. Водитель выходил, брал благословение. Отец Гавриил сам выбирал людей. Даже те, кто не ходил в церковь, осуждал Церковь и священников, чувствовали к нему любовь и расположение. Почему? Он был «их». Другие требовали соблюдения правил благочестия, а этот вел себя иначе — мог и спеть, и пошутить, он был «свой», родной батюшка, который странными, юродивыми сетями затаскивал их в любовь свою, в любовь Христову.
В те времена были и другие подвижники, как его духовные отцы, тоже недавно прославленные, Иоанн и Георгий Бетанские (кстати, он говорил, что их мощи нетленные, и что придет час, когда их причислят к лику святых), как архимандрит Константин (Кварая), ангел во плоти, делатель Иисусовой молитвы, духовное чадо святого Алексия (Шушания). Отец Константин явил образ подвига преподобного Серафима. А отец Гавриил нес свой подвиг, проповедуя через юродство на улицах и проспектах Тбилиси. Здесь располагались «его» пивные бары, куда он заходил, и из этих злачных мест вытаскивал души пьяниц и тех, кто становился на путь погибели. Вся его юродивая жизнь — это поиск с помощью горлышка-бинокля гибнущих душ людей и спасение их.
«Самое главное, сынок — любовь»
Он мог криком, когда чувствовал, что очень гордый человек подходит, желая смирить его, призвать: «Стань на колени!» А помню как-то в 1992 году мы стояли во дворе Светицховели: старец, две бабушки, одна грузинская, одна русская, и я. И вот одна из бабушек начала хвалить отца Гавриила, да так приторно, что я, молодой иеродиакон, повернулся к ней и, желая прекратить эту сахарную похвальбу, сказал: «Отец Гавриил, что она говорит? Разве она не знает, что ты самый грешный человек на земле?!» Бабушка от удивления разинула рот и ждала, что сейчас отец Гавриил меня стукнет посохом по голове. Но он посмотрел на меня, улыбнулся: «Смотри, какой язык!» И этим смирил и меня, и бабушку, и тем более, он всегда смирял, прежде всего, себя самого.
Однажды я стоял рядом с батюшкой. К нам подошел юноша, который был наслышан об отце Гаврииле и искал его. Он посмотрел на меня, догадался, что я не отец Гавриил. Посмотрел на отца Гавриила: «Отец Гавриил, это ты?» Отец Гавриил ответил: «Да, я». — «Я пришел к тебе, потому что я очень грешный. Я хочу тебе сказать…». Отец Гавриил не дал ему закончить: «Я знаю, что ты сделал и прощаю тебя, но пойди к священнику, исповедуйся ему, причастись и то, что ты сделал, не повторяй больше» (отец Гавриил через откровение узнал о его грехе). Юноша упал на колени, поцеловал старца и встал. «Запомни, сынок, самое главное — любовь», — добавил батюшка.
Юноша ушел. А ровно через секунду батюшка опять распевал свои полуоперные песенки. Вот важная отличительная черта истинного юродства. Ложный юродивый ведет людей к себе. А истинный — к Богу. Поэтому отец Гавриил и послал юношу к священнику, который был, вероятно, гораздо грешнее, чем он, но это церковный канон: путь каждого человека лежит через, может быть, грешного, но священника, который совершает при содействии Святого Духа таинство исповеди, принимает твое покаяние и причащает Святых Христовых Таин.
Старец Гавриил (Ургебадзе)
Помню, в 1993 году пришел к старцу молодой украинский батюшка. Старец принял его в своей маленькой башне. Что там было? Какие песни он ему пел, не знаю, долго не выходил отец Р., но, в конце концов, когда наш грузинский священник зашел, он увидел такую картину: сидит отец Гавриил, перед ним на коленях снявший с себя священнический крест плачет отец Р.: «Не достоин я священства!» Так подействовало на него общение со старцем Гавриилом, что он почувствовал свое недостоинство быть священнослужителем и имел глубокое покаяние.
Послушницы-непослушницы
Владыка подзывает к себе монахиню Анастасию и просит ее рассказать о старце. Она — из первой плеяды девушек, которые кто-то после университета, кто-то не окончив его, пришли в женский монастырь Самтавро.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/03/37912_137016446320899_7566010_a-1.jpg)
— Мы с матушкой Феодорой, нынешней игуменией монастыря равноапостольной Нины в Бодбе, были первыми послушницами отца Гавриила. Он произвел на нас такое впечатление, что мы слушались только его, буквально следовали за ним по пятам. Хотя мы уже жили в монастыре, где был свой устав и настоятель. Так что мы оказались такими послушницами — непослушницами.
Митрополит Серафим:
— И слушались отца Гавриила.
Матушка Анастасия:
— И слушались отца Гавриила, который смирял нас и смирил, как смог. Помню, однажды он сказал: «Возьмите хлеб, садитесь и попрошайничайте». Это было возле храма Святой Троицы в Тбилиси. Мы коренные тбилисцы, из светских семей, мимо нас проходили знакомые люди, смотрели на нас и удивлялись. Но мы во всем старались слушаться отца Гавриила.
Надо просто любить человека
Он всегда говорил, что самое главное — человек. Религия — это хорошо, но надо просто любить человека. Неважно, мусульманин он или католик. Отец Гавриил любил каждого. Как-то священник, который навещал заключенных, спросил его, можно ли причастить такого-то. И отец Гавриил ответил: «Причащать надо всех. Те, кто в тюрьме, они страдают. Причащать или не причащать — не тебе судить! Это не твоя Плоть и Кровь. Ты не имеешь права дать Ее или не дать. Люди сами открывают свое сердце Богу и сами ответственны перед Ним и перед своей совестью, когда решают принять Христа». Он не любил фальшь. Он не любил слов ради слов. Очень ценил в людях искренность.
Со Святейшим Католикосом-Патриархом Илией II и сестрами монастыря Самтавро
Как-то в Самтавро в Страстную пятницу вынесли плащаницу и читали молитвы. Заходит отец Гавриил и начинает громко делать замечания: «Как вы плачете по Господу? Разве это плач? Это не плач!» И упав на колени, он зарыдал перед плащаницей, словно перед ним лежал Сам Христос. Его плач произвел на всех колоссальное впечатление! Он не был театральным — стенала и вопияла душа отца Гавриила.
Иногда батюшка прямо во время службы, если ему что-то не нравилось, мог начать кувыркаться на полу. Как это: 70-летний старец кувыркается на каменном полу церкви! Представляете, что думали люди?!
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_0179_s_pr-580x517.jpg)
Митрополит Серафим:
— Однажды, на следующий день после такого «кувыркания» у входа в монастырь стояли наши близкие и как бы обсуждали и осуждали отца Гавриила за это. Вдруг останавливается машина, из нее выходит отец Гавриил (он откуда-то возвращался в монастырь). И как рассказывали мои друзья: «Мы замолчали. Отец Гавриил подошел не спеша, наклонил голову и говорит: „Что, меня осуждаете?“ Мы сразу поняли, что отец Гавриил знает все наши мысли и слова».
Еще вспоминаю пророчества отца Гавриила. Он мог сказать: «Через столько-то лет ты станешь архимандритом». И тот человек становился архимандритом. А некоторым, как бы испытывая их, говорил то же самое, но знал, что этого с человеком не произойдет.
Матушка Анастасия: —Как-то в Кашуети отец Гавриил подошел к нашим алтарникам и говорит: «Ты будешь митрополитом, а ты пройдешь очень тяжелый путь жизни, но все-таки станешь монахом и архимандритом». Прошло 23 года. Один из них сейчас митрополит Зинон, а относительно другого, М., уже принято решение о постриге.
«Идет Католикос»
Митрополит Серафим:
— Он очень любил нашего Патриарха. Помню (я тогда еще был мирянином), мы в Сиони стояли и ждали Патриарха. Раздался колокольный звон, заходит отец Гавриил и своим зычным голосом, воздев руки, возглашает: «Идет Католикос». Потом еще сильнее: «Идет Католикос!» Это так на всех подействовало, что многие опустились на колени.
Святейший Патриарх Илия на могиле святого старца Гавриила (Ургебадзе)
В ту минуту он дал нам почувствовать, что мы без должного чувства ожидаем Патриарха. Не так должно ожидать Первосвятителя, а со страхом, трепетом и любовью в каждой частице души и тела.
Королева Шантеклера
Нужно было слышать его рассказ о том, как он поджег портрет Ленина! Этот случай мгновенно долетел до Москвы, из Политбюро был получен приказ о расстреле. Отец Гавриил молился Божией Матери, и Она явилась ему. Приказ был изменен на сумасшедший дом. В сумасшедшем доме старца пытали. Наш митрополит Фаддей свидетельствовал, что однажды главврач психушки принес молоток, большой гвоздь и вбил его в колено отца Гавриила, чтобы тот отрекся от Бога. Но он не отрекся! Вот какое исповедничество! А мы видели только его юродство, слышали его песенки.
Его собственный рассказ об этом событии напоминал скорее КВН, чем рассказ о подвиге. И все кончалось его любимыми словами из старого фильма «королева Шантеклера». Когда он кого-то смирял (особенно женщин), то говорил: «Не будь королевой Шантеклерой» — и сам радовался, произнося эти слова.
Старец Гавриил (Ургебадзе)
Последние месяцы он тяжело болел водянкой. И вот тогда это уже был настоящий отец Гавриил, который отбросил свое юродство. Он мужественно терпел боли, ни на что не жаловался. Незадолго до его кончины мы попрощались. Я взял у него благословение. Он посмотрел очень серьезно на меня, благословил и попросил: «Перекрести и ты меня, Владыка». Я осенил его крестным знамением, поцеловал руку и вышел из кельи. Вскоре после этого батюшка скончался.
Я, грешный, удостоился того, что он подарил мне свою мантию на постриг. И меня, молодого послушника Акакия в 1992 году постригали в его мантии. Почему? Мы искали мантию, а мантий нигде не было. Время такое тогда было — гражданская война, экономические неурядицы… Матушки из Самтавро отыскали для меня все, кроме мантии, и я уже собирался уходить. Рядом стоял отец Гавриил. «Одну минуту», — сказал он. Зашел в свою келью и вернулся с новой мантией. У него их было две — старая, в которой он катался по полу, и другая, гробовая. У нас на почетном месте она в Боржоми сейчас выставлена, люди к ней подходят и молятся с благоговением старцу Гавриилу.
Проповедь из коляски милицейского мотоцикла
Я бы сказал: заслуга и подвиг отца Гавриила — в том, что он, начиная с 1960-х годов, когда невозможно было публично говорить о Боге, нашел от Бога действенную форму проповеди. Как-то на улице его задержала милиция. Что он там говорил, я не знаю. Может, и пел, а, может, и в рясе расхаживал по центральному проспекту Тбилиси. Его арестовал милиционер и повез в отделение. И представьте себе картину: за рулем советского трехколесного мотоцикла сидит милиционер в форме, а рядом в коляске наш маленький отец Гавриил встал, взял крест и громко, пока мотоциклет катился по центру города, проповедовал о Боге, осенял прохожих крестом и благословлял их. Как вы думаете, что случилось с тем милиционером?
Обычно большинство из тех, кто соприкасался с отцом Гавриилом, становились верующими. Он нашел правильный путь, который возможен был в те годы. Многие сейчас — и монашествующие, и миряне — мечтали бы хоть одним глазком быть свидетелем жития отца Гавриила. Но это пройденный этап. Теперь, когда Церковь свободна, проповедь через юродство уже не нужна. Но в те времена его личность и его поступки были своевременны. Отец Гавриил был посланником Бога иверскому народу и Иверии.
«Странный я, странный»
Когда после Синода мы пришли на могилу старца Гавриила, мгновенно собралось множество людей. И я пошутил (отец Гавриил простил бы меня за это): «Какой он был странный при жизни, так странно и его прославление». Принято решение открыть могилу. А в Грузии ведь, вы знаете, могилы не открывают, мощи святых хранятся под спудом. Поэтому я так сказал. Он и сам любил шутить: «Странный я, странный». В скором будущем мощи старца Гавриила будут перенесены в церковь.
— Уже 17 лет нет старца Гавриила на земле. Чувствуете ли Вы его присутствие в Вашей жизни?
— Конечно, его присутствие несомненно в жизни. И когда я проезжаю мимо Мцхеты, то всегда вспоминаю, что там лежит наш отец Гавриил. Это значит, что он жив. А особенно вспоминаю, когда плохо становится, когда беда придет…
Слава Богу за тот подарок, что Он дал нам в лице отца Гавриила, большого и любящего молитвенника. Его житие переведено на русский и на английский языки, готовится греческое издание. Я надеюсь, что Господь молитвами отца Гавриила исполнит и ваши чаяния, исцелит скорби, недомогания, болезни.
Владыка Серафим перед своей резиденцией в Боржоми
Батюшка любил русский народ. И я думаю, что его молитвами Господь откроет дорогу, и многие паломники из России посетят Грузию, помолятся у грузинских святынь, придут на могилку к старцу Гавриила. Я желаю всем вам Божией благодати, радости, терпения, любви, единения двух братских народов — русского и грузинского. Так желал наш любимый маленький, и уже великий, отец Гавриил.
Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (в миру Тамаз Ильич Джоджуа) родился 15 февраля 1961 года в Сухуми. Отец Илья Джоджуа — геолог. Мать Ангелина Маргвелашвили — фармацевт, живет в Сухуми. В 1978 г. владыка Серафим окончил вторую среднюю русскую школу им. Пушкина и художественную школу в Сухуми. В 1978—1980 гг. работал рабочим у геодезистов. В 1980 г. окончил ПТУ и работал каменщиком на стройке в Новом районе в Сухуми. В 1981—1983 гг. служил в рядах Советской армии в Подмосковье. В 1983 г. работал рабочим в Сухумской Республиканской больнице.
В 1984—1990 гг. — студент Тбилисской Академии Художеств на архитектурном факультете. В 1989 г. стал лауреатом международного студенческого конкурса по архитектуре. В 1990—1991 гг. работал архитектором в проектном бюро.
В 1991 г. ушел послушником в монастырь. В 1992 г. пострижен в монахи с именем Серафим, в декабре 1992 г. рукоположен в иеромонахи, в 1994 г. стал игуменом Фокинского монастыря. В 1995 г. хиротонисан в епископа Боржомского, в 2003 г. возведен в сан архиепископ, в 2009 г. — митрополита. В 2007 г. награжден орденом св. Георгия.
Фото Юлии Маковейчук, из архива митрополита Серафима, открытых Интернет-источников
Комментарии