Картонные домики - афёра века!

Картонные домики-афёра века!

Смотри и читай!

А потом думай - приезжать в Израиль или нет!?

Лидия Зильберштейн Председатель омуты "Дом и Семья"

Невероятно – но факт: в 2008 году тысячам израильских семей единственным постоянным жильем служат… гипсово-деревянно-картонные бараки, поедаемые термитами. И это – в радиусе действия арабских «Градов».  

Речь идет о так называемых «легких домиках», которые израильское министерство строительства завезло в страну в массовых количествах (в разобранном виде) в начале 90-х годов. Эти хлипкие сооружения были затем наскоро сколочены и проданы ничего не понимавшим новым репатриантам в качестве… постоянного жилья за многие десятки тысяч долларов. Часть домиков была выделена для использования в качестве социального жилья для пенсионеров, инвалидов и матерей-одиночек. Официально это назвалось «прогрессивным строительством». 

 Стоит отметить, что уже в 1991 году ряд специалистов предупреждали: «легкие домики» не могут служить постоянным жильем. Но это не помогло: слишком большие деньги и интересы были поставлены на карту. Проект шел полным ходом, а когда обнаружилось, что израильские строительные стандарты не допускают использования таких бараков для жилья людей, то министерство внутренних дел издало специальные инструкции, попросту освобождающее «легкие домики» от действия большинства обычных норм.

 То, что в пустыне Негев водятся термиты и другие вредители, которые не прочь полакомиться сухой необработанной древесиной – не было секретом и 18 лет назад. Однако, никакой обработки местности от термитов не проводилось. Результаты – налицо, в чем легко убедиться, посмотрев на предлагаемые вашему вниманию фотографии. 

 На сегодня положение в большинстве кварталов «легкой застройки» в городах и поселках на Юге Израиля – очень тяжелое. Проваливаются фанерные полы, гниют деревянные балки, текут крыши, пропитываются влагой гипсовые перегородки. В качестве «утеплителя» служит неупакованная стекловата, которая, мягко выражаясь, не слишком полезна для легких (а в доме зимой – собачий холод, летом – невыносимая жара – а постоянно работающий кондиционер отнюдь не всем по карману). Детям в домике тесно – жилая площадь 60 квадратных метров. Зато термитам – приволье: для них каждый домик – это тонны деликатеса – сухой древесины. А что произойдет с «легкими домиками» при ракетном обстреле? 

До 2004 года проблема «легких домиков» в Израиле просто замалчивалась. Если отдельные жильцы сильно жаловались – кое-где министерство строительство отпускало деньги на косметический ремонт. Четыре года назад группа инициативных жильцов из Офаким, Арада, Беэр-Шевы и ряда других городов объединилась в рамках общественной организации «Дом и семья» и потребовала, во-первых, официально признать «проблему термитов», а во-вторых принять государственную программу реконструкции кварталов «легких домиков» и замены нынешних бараков на коттеджи из обычных стройматериалов. На эти требования министерство строительство ответило, во-первых, категорическими заявлениями в духе «Никаких термитов не было, нет и не будет», а во-вторых, ассигнованием более чем 100 миллионов шекелей компании «Шикун у-питуах» на новые косметические ремонты (покраска стен, замена умывальников, унитазов и кухонных шкафов и т.п.) Потребовался целый год и едва ли не десятки заседаний парламентской комиссии «по алие и абсорбции», чтобы термиты были официально признаны, и еще год – чтобы министерство строительства начало кампанию по их травле – заведомо обреченную на провал (термиты живут довольно глубоко под землей, дерево поеденное ими защите уже не поддается, а стоимость операции по основательной очистке квартала от вредителей (для чего необходимо отселение жильцов) сравнима со стоимостью нового капитального строительства). Термитам травля ощутимого вреда не причинила – чего нельзя сказать о многих жильцах.

Когда год назад Лидия Зильберштейн поставила на заседании комиссии по абсорбции вопрос: что произойдет с «легкими домиками» при ракетном обстреле, представители компетентных властей отвечали: в радиусе5 километровот границ сектора Газа таких строений нет, а остальные районы пока что вне опасности.     

Сегодня вопрос о «легких домиках» разбирается государственным контролером и окружным судом, куда сотни жильцов подали гражданские иски (против министерства строительства и компании «Шикун-у-питуах»). Министерство строительство все претензии жильцов отвергает. Командование израильской гражданской обороны («пикуд-а-ореф») предупреждает (в брошюре о «поведении в чрезвычайных ситуациях»): жильцы «легких домиков» должны действовать «согласно указаниям о поведении на открытой местности».

Про Ашкелон и Нетивот уже нельзя сказать, что они «вне опасности». В потенциально опасной зоне – Офаким и другие города. Премьер-министр и другие министры на обращения организации «Дом и семья» не отвечают. Политикам проблема «легких домиков» не слишком интересна: нужно много возни и усилий для ее решения, слишком мало потенциальных голосов (и на полмандата в Кнессете не хватит).

Существующий режим в очередной раз доказал свое полное банкротство – он неспособен обеспечить нескольким тысячам жильцов им самим же созданных «легких домиков» ни крышу над головой, ни элементарную безопасность. Этот режим себя изжил. Его пора менять.        

 Спасение утопающих, дело рук самих утопающих!

 Этот материал, был  подготовлен, ещё  в  2006  году

Сегодня,  20 мая  2008  года.  Для  меня  и  моих  сподвижников  сегодня  эпохальный  знаковый  день.

Сегодня  обнародован  отчёт  Михи  Линденштрауса  для  всех  членов  товарищества  „Дом  и  семья”  это  путь  к  которому  мы  шли длинною более  четырёх  лет!

Хотя,  за  период  с05-05-06 (дата,  когда  Роман  Бронфман,  подал  официальную  просьбу,  ещё  при  коденции  Гольдберга,  для  расследования  нашего  вопроса) 

 Кому-то  очень  не  хотелось,  чтобы  началось  расследование  по  ситуации  с «лёгкими домиками». Терялись   документы,  а  для  кого-то
наша  борьба  превратилась  в  своего  рода  кормушку.  Как  например  для  Шикун- ха- пикуах,  чем  активнее  мы шумели,  тем  больше  денег  министерство  строительства  выделяли  на  совершенно  бесполезные  ремонты!  После  ремонта  наши  дома  стали ещё  более  активно  разрушаться.
Причина  самая  естественная  -  пришло  время...

Новый доклад госконтролера - самый большой в истории страны

Государственный контролер Миха Линденштраус представил 20 мая очередной доклад о работе правительственных учреждений. Доклад был вручен утром спикеру Кнессета Далии Ицик и опубликован после полудня.

Линдештраус отметил, что, по словам сотрудников его канцелярии, этот доклад оказался самым большим за всю историю существования должности госконтролера – 1.514 страниц, что почти на 400 больше, чем прошлогодний доклад. Госконтролер добавил, что были выявлены "серьезные проступки, требующие особого внимания". "Надеюсь, что следующий доклад будет гораздо короче, но это зависит от тех, кого мы проверяем", – заявил он.

Тысячи домов для репатриантов находятся в ужасном состоянии

Одной из проблемных сфер государственный контролер называет также состояние жилья для новых репатриантов. Линденштраус указывает, что министерство строительства не выполнило своих обязанностей по ремонту домов, которые были приобретены для репатриантов в девяностых годах прошлого века. Он отмечает, что в связи с "большой алией" в начале девяностых правительство одобрило приобретение 9000 готовых домов для новоприбывших: речь идет об одноэтажных строениях, многие из которых сделаны из дерева и гипсокартона.

В процессе эксплуатации состояние большей части этих домов, являющихся, по большому счету, временным жильем, значительно ухудшилось. Для ремонта домов для "олим" на юге страны государство выделило 150 миллионов шекелей: в эту сумму включены также 40 миллионов шекелей на судебные расходы. Несмотря на это, дома не смогли довести до необходимых стандартов: по требованиям Израильского института стандартов, жилое строение должно продержаться 50 лет. Кроме того, министерство строительство распорядилось о ремонте 70% домов, на деле же были отремонтированы лишь 52% строений, причем во многих случаях ремонт был крайне некачественным.

Итак׃  подробная  историческая  справка
Израильские строительные подрядчики долго будут вспоминать «золотую эру»начала 90-х годов прошлого, двадцатого века. На «решении жилищной проблемырепатриантов» возникло не одно крупное состояние. Государственные конкурсы на постройку сотен и тысяч «единиц жилья» предоставлялись фирмам, не имевшим на банковском счету и одной тысячи долларов.

Но дело не ограничилось «конвенциональными» строительными проектами: в атмосфере всеобщего ажиотажа, стремительно растущих цен возникали куда более радикальные идеи. Правда, до завоза в страну за казенный счет десятков тысяч палаток (как всерьез предлагалось в конце 1990 года) дело не дошло. Однако, две другие затеи все-таки были доведены до стадии практического осуществления.
Одна из них «караваны», оказалась сравнительно безвредной. Караваны с самого начала считались временным жильем, и ко второй половине 90-х годов их обитатели перебрались, в основной своей массе, в более или менее приличное постоянное жилье (получив даже определенные льготы по «машканте»). Много, конечно, говорилось о нерациональном расходовании государственных средств, об экологичеких издержках – но сегодня это уже история.
К сожалению, этого нельзя сказать о так называемых «легких домиках» массовое строительство которых началось 15 лет назад, одновременно с развертыванием караванных городков.

В принципе, «легкий домик» не слишком отличался от каравана: стены из фанеры, деревянный каркас, в некоторых случаях каркас из оцинкованого профиля, подвесной деревянный пол, гипсовые перегородки, потолки из тонких гипсовых плит…
Однако, министерству строительства (которое в 1991/1992 годах возглавлял энергичный и перспективный политик Ариэль Шарон) за прозой будней виделись радостные перспективы: весь проект был назван «прогрессивным строительством» («бния миткадемет»), специальными инструкциями (их подписал в 1991 году другой перспективный политик – министр МВД Арье Дери) назвав эти строения «Легкие домики» были определены как постоянное жилье (при этом было специально оговорено, что обычные строительные нормы и стандарты на них не действуют), а в израильской прессе периодически появлялись бодрые статьи о предстоящем вскоре строительстве десятков тысяч «вилл для широких слоев населения».
Как всегда, нашлись и скептики. Они говорили, что Израиль – не Канада и не Америка, что деревянно-гипсовые домики не подходят к нашей почве и условиям климата, что в стране нет достаточного числа квалифицированных рабочих, умеющих монтировать такие домики, что совершенно не решена проблема пожарной безопасности и не разработаны меры для защиты деревянных конструкций от вредителей-насекомых.
Скептиков не послушались. Государство успело закупить не меньше 11 тысяч домиков. Более 6 тысяч из них были установлены на Юге страны. Это в городах: Арад, Ашкелон, Беер-Шева, Димона, Офаким, Нетивот, Кирьят-Гат…
Остановило этот вал самое прозаическое событие: к тому моменту, когда реализация проекта началась, алия уже шла на убыль – и государству (при посредстве тогда еще государственной компании «Шикун у питуах») просто не удавалось их сбыть – даже по цене ниже закупочной.
Однако, к средине 90-х годов ситуация изменилась: каким-то непостижимым образом домики стали продаваться «со вторых рук» — как правило репатриантам, прожившим в стране считанные месяцы (а то и недели). Банки щедро выдавали любые ссуды, размер которых составлял 250-300% от реальной стоимости недвижимости!
Так было в Араде, и в Офаким, и в Беэр-Шеве, и в других городах. Цены росли с каждым месяцем – достигая иногда и 90-120 тысяч долларов$ (!).
Многим казалось тогда, что мечта о «вилле для каждого» становится реальностью.
Так выглядел парадный фасад. Что же происходило «за кулисами» ?
А ничего особенного. Действовал известный принцип: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Жильцы, обнаружившие в своих домиках дефекты, действовали общепринятым путем: по-одиночке (или небольшими группами) они подавали в суды гражданские иски, получали спустя несколько лет компенсацию (до 50, 70, а изредка – даже 100 тысяч шекелей за домик) – а затем или продавали домик, или же пытались его ремонтировать (порой успешно – порой – не очень). Пресса и политики обо всем этом почти ничего не знали.
Однако, в вопросе о «легких домиках» септики (как всегда?) оказались правы: у многих жильцов проблемы шли «по нарастающей». И речь идет не только о конструктивных проблемах: в последние годы деревянные и гипсовые конструкции многих домиков стали постепенно поедаться термитами и другими вредителями дерева.
Официально «легкие домики» рассчитаны на 50 лет. Думается, сегодня ясно, что многие из них до этого срока «не дотянут». Но давайте поверим официальной цифре: что с того? Ясно ведь, что в не слишком далеком будущем и государству, и муниципалитетам придется как-то решать проблему кварталов легкой застройки.
Ясно то ясно, но до недавнего времени никто всерьез об этом не задумывался. Проблема «легких домиков» всплыла на свет и стала предметом широкой общественной дискуссии благодаря упорству и самоотверженности одного человека – простой репатриантки из Казахстана Лидии Зильберштейн.
Осознав, что ее домик в Офакиме – это, по сути дела, ловушка (стоившая почти 80 тысяч долларов), Лидия стала писать во все мыслимые инстанции, в прессу – не о себе лично, а о проблеме в целом. Она впервые во весь голос сказала: «ЛЕГКИЕ ДОМИКИ» НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ЖИЛЬЯ. Из всех инстанций приходили отписки. Так продолжалось несколько лет. Лидия не отчаивалась – и в конце 2003 года свет, наконец, забрезжил в конце туннеля. Когда жильцы из Офаким по инициативе Лидии организовались в добровольное товарищество «Дом и семья», им удалось добиться рассмотрения вопроса о «легких домиках» в парламентской комисии по алие и абсробции. Стали, наконец, появляться статьи в прессе, репортажи по телевидению. О «легких домиках» стали с озабоченными лицами говорить депутаты Кнессета. Министерство финансов снизило примерно сотне жильцов проценты по выплате машканты. И главное: министерство строительства признало, в конце концов, в 2005 году, что проблема «легких домиков» действительно существует – на ремонты домиков ассигновано в минувшем году более 50 миллионов шекелей – больше, чем за все предыдущие годы.

Если еще год назад министерство строительства категорически отрицало сам факт наличия термитов, то после того, как Лидия Зильберштейн добилась проведения официальной проверки кварталов в Офакиме и Беэр-Шеве энтомологами министерства сельского хозяйства (вскоре такая прооверка начнется и в Араде, Димоне..), эта проблема была, наконец, официально признана. А руководитель израильской пожарной службы в официальном письме признал, наконец, что вопрос о пожароопасности «легких домиков» — это «проблема национального масштаба».
Сегодня документально доказано, что был грандиозный обман в масштабе страны! Поэтому мы требуем выплатить компенсацию!
Казалось бы, история «легких домиков» близится к счастливому концу? И да, и нет. Министерство строительства все еще пытается решить проблему путем «ремонтов» — не понимая, что никакие ремонты не помогут – если только не потратить на эти ремонты астрономические суммы, намного превышающие стоимость кондиционного коттеджа площадью 60 квадратных метров.
Сегодня Лидия Зильберштейн не устает повторять: единственное решение проблемы –замене, за счет государства, гипсово-деревянных «легких домиков» кондиционными домиками. В конечном счете, такой проект будет стоить гораздо дешевле, чем нынешние «ремонты» — которым не будет конца и края. Я уже не говорю о фантастических планах борьбы с термитами путем возведения над домиком некоего «купола» с последующей накачкой под него ядовитого газа. А ведь подобные прожекты можно сегодня услышать из уст официальных лиц. Да немало жильцов все еще думают, что путем обычной химической обработки можно уничтожить термитов, поедающих целый квартал строений, выстроенных из материалов, против термитов никак не защищенных. Тем более, что гнезда термитов находятся на очень значительной глубине – и перекрыть им доступ в дома практически невозможно.
Это был не инженерный просчёт или ошибка раработчиков, домики расчитаны действительно на 5-7лет!
Новенькие домики были настолько хороши, что чья-то «ײумная голова
решила провернуть эту афёру, обернувшуюся для жителей „лёгких домиков” тяжёлой социально экономической проблемой. У любой проблемы есть решение, для нас- подать иск в суд, чтобы восстановить справедливость получить компенсацию!

Все жители „лёгких домиков» объединяйтесь
не загоняйте себя в угол, подумайте о своём будущем!
Если мы объединимся – мы сила!

К нашему счастью
Лидия Зильберштейн не одинока – увидев ее выступления по телевидению, прочтя статьи в прессе многие жители Арада вступили в товарищество «Дом и семья», объединяющее жильцов «легких домиков» из Офаким, Беэр-Шевы, Нетивота и ряда других городов.