Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде ему Бог
На модерации
Отложенный
I. 1.
Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре. |
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. |
Апокалипсис есть откровение сокрытых тайн, бывающее во время озарений владычествующего ума или в видениях, посылаемых Богом во сне, или в состоянии бодрственном при помощи Божественного осияния.- А если говорить, что сие Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение такое по природе человеческой, ибо в своем Евангелии более всех изображает его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Так и здесь чрез служащего Ангела и именем учащихся рабов предлагает очам величие Божества Христова: ибо Ему работна всяческая.
Выражение «быти вскоре» означает то, что некоторое из предреченного в откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлить придти, так как у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Псал. 89, 5; 2 Петр. 3, 8).
I. 1 и 2.
И сказа, послав через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну, иже свидетельства слово Божие и свидетельство Иисус Христово, и елика виде. |
И Он показал, послав оное через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. |
Как Владыка, Христос чрез Ангела явил это мне своему рабу, свидетельствовавшему в Него исповедание, с тем, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и для обращения слушающих проповедал о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, и о том, что имеет быть. Ибо пророчески видел то и другое; кроме того ясно cie и из слов: «яже суть и имже подобает быти» указывающих на настоящее и будущее время.
I. 3.
Блажен чтый, и слышащие словеса пророчествия, и соблюдающий писанная в нем: время бо близ. |
Блажен читающий и слушающие словеса пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко. |
Прославляет тех, которые читают и слушают для дел, потому что кратко время, предложенное всем для делания и получения блаженства. «Делайте дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати» (Иоан. 9, 4), говорить Господь. Иначе: при сравнении сей кратковременной жизни с будущей близко время воздаяния за подвиги.
I. 4.
Иоанн седмим церквам, яже суть во Асiи: благодать вам и мир от сущаго, и иже бе, и грядущаго: и от семи духов, иже пред престолом Его суть: и от Иисуса Христа. |
Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа. |
Хотя и много было местных церквей, но послал только седмим церквам. Так сделал ради седмеричнаго числа, знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный круг дней. По той же причине упоминает только и о семи Ангелах и семи церквах, которым и шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества».- Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз семь Сый (Исх. 3,14); выражением: иже бе - Слово Которое в начале бе к Богу (Иоан. I, 1); словом грядый - Утешитель, всегда нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте имеющий снизойти в будущем веке (Деян. 2 гл.),- Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и божественный Апостол: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1 Тим. 5, 21). Можно понимать cie и в другом смысле: под выражением: Сый и иже бе и иже есть грядый- разумеет Отца, Который в Себе самом содержит начало, средину и конец бытия всего сущего, под семью духами - дары Животворящего Духа, под «имеющим следовать затем» - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия: потому-то здесь и говорит: и от Иисуса Христа и т. д...
I. 5.
Иже есть свидетель верный, и первенец из мертвых, и князь царей земных. |
Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. |
Ибо Он, свидетельствующий пред Понтийским Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс.
144, 13); как жизнь и воскресение, Он перворожден из мертвых (1 Кор. 1,18; 1 Кор. 15, 20); и над кем Он начальствует, те не увидят смерти подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих Господь (Пс. 2, 6; Кол. 2,10), равномощный Отцу и с Ним единосущный (Иоан. 10, 30; 14, 20). Или иначе: Он - Царь царей земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий Богослов выражение: Сый и иже бе, и грядый Вседержитель относить ко Христу, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и нижеприведенные, подобные сим, изречения. К сим словам и добавлено: Вседержитель и нет приведения или упоминания о другом лице. Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова: и от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге - Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было бы сейчас же дополнять словами: и от Иисуса Христа, чтобы отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий особенных, и личных и относящихся к воплощению Бога Слова. Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся мы в Евангелии относить к Сыну, в проповеди Павла, - к Отцу, к Коему привыкли мы обращать сiю молитву, как говорится о сем у блаженного Епифания в слове о Святом Духе. Приводим же все это для доказательства того, что наше изъяснение не противоречит мнениям Отцов Церкви; теперь же, с Божьею помощью, перейдем к последующему.
I. 5. 6.
Любящу ны и омывшу нас от грех наших кровiю Своею. И сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему: тому слава и держава во веки веков, аминь. |
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровiю Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. |
Подобает, говорит, слава Ему, по любви разрешившему нас от уз смертных, и излиянием своей Животворящей Крови и воды омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу жертву живую - словесное служение вместо жертв безсловесных.
I. 7.
Се, грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачь сотворят о Нем вся колена земная. Ей, аминь. |
Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. |
Здесь закланный, как Агнец, Он прiидет во славе Отчей, как Судiя, на облаках, или на безплотных умных силах, или подобных тому облаку, которое осенило Его со святыми Апостолами на Фаворе. - Его, грядущего со славою, увидит всякое око; распинавшие же и оставшиеся в неверии племена земные восплачутся (Me. 24, 29-30).- Ей, аминь означает: совершенно, так; ибо сими словами означается один и тот же смысл как на греческом, так и на еврейском, языках. Аминь - да будет.
I. 8.
Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель. |
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель. |
Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.
I. 9.
Аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисус Христове, бых на острове нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово. |
Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. |
Я же, как ваш брат и соучастник в скорбях за Христа, вполне правильно заслужил ваше доверие, потому что за исповедание Христово осужденный на остров Патмос возвещаю вам тайны, на нем мною виденныя.
Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»
Комментарии