6.4. «МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ». СПЕРМОВЫЕ ВОЙНЫ

На модерации Отложенный

В стаях шимпанзе самки и самцы находятся в полигамных репродуктивных отношениях. В период эструса самка спаривается с несколькими самцами и поэтому ее половые органы становятся полем своеобразной войны миллионов сперматозоидов за овладение яйцеклеткой. В этой битве только 1% из миллионов сперматозоидов сможет оплодотворить яйцеклетку. Остальные 99% исполняют функцию камикадзе: мешают (ценою собственной жизни) сперматозоидам других самцов добраться до заветной яйцеклетки. В таких войнах побеждают те, кто сумел мобилизовать и вывести на поле брани самые многочисленные и энергичные армии. Органы, производящие спермо-солдат — мужские яички (тестикулы). Чем больше их размер, тем больше качественной спермы они способны произвести. Полигамные виды обладают большим размером семенников, чем моногамные. Поэтому яички, к примеру, шимпанзе значительно крупнее человечьх. У горилл яички относительно (массы тела) невелики по сравнению с семенниками шимпанзе. Это объясняется сексуальной монополией самцов гориллы в гаремах, где у них нет конкурентов, а следовательно и спермовых войн.
Яички человека несколько крупнее (относительно массы тела), чем у гориллы, но все-таки меньше, чем у шимпанзе, потому что система спаривания ранних гоминид имела полигинную природу, аналогичную гориллам, при которой был единственный сексуально активный самец, покрывавший нескольких самок.
У людей (по сравнению с гориллами) значительно меньший половой диморфизм: размеры тела мужчин и женщин (как и у шимпанзе) мало отличаются друг от друга потому, что у гоминид моногамные отношения возникают и развиваются на более поздних стадиях эволюции в рамках больших социальных групп, где, с одной стороны, велик соблазн и возможность копуляции с разными половыми партнерами, но, с другой стороны, объективные интересы выживания и развития всего сообщества требуют, чтобы все поведение их участников было направлены на борьбу с репродуктивной неверностью, что неизменно отражается и в особенностях физиологии. В бескомпромиссной борьбе за выживание с другими сообществами своего вида, конкурируя за ограниченные ресурсы общей экологической ниши, в противодействии хищникам и фатальным силам природы (пожары, потопы, голодовки, холода...) шансов на выживание было больше у дружных сообществ, не ослабленных внутренними конфликтами из-за самок и где к самкам и потомству относились, как к высшей и абсолютной ценности.
Репродуктивное поведение самцов гоминид формировалось в условиях потенциальной опасности оплодотворения партнерши другим самцом в отсутствие партнера. В нормальных условиях стабильной супружеской жизни объем спермы во время эякуляции не зависит от продолжительности периода времени, прошедшего после предыдущей эякуляции. Это значит, что если мужчина находился поблизости от своей жены и сексуально воздерживался, его последующая эякуляция не будет отличаться возросшим объемом. Но если он долго находился вдали от жены, то объем спермы превышает обычный примерно в 3 раза. Традиции моногамии еще слишком молоды и непрочны, чтобы отменить врожденные стереотипы репродуктивного поведения, выработанного в ходе миллионов лет ожесточенных спермовых войн.
Женский оргазм по-своему тоже участвует в спермовой борьбе: мышцы матки ритмично сокращаются, выполняя роль вакуумного насоса и способствуя поступлению спермы в шейку матки. Если у женщины был секс с несколькими мужчинами в течение короткого периода времени, то сперма, чье поступление сопровождалось оргазмом, имеет большие шансы оплодотворить яйцеклетку.
Пенис — чемпион. Cреди сородичей-приматов шимпанзе обладают самыми крупными яичками, зато у человека самый крупных пенис (по длине и толщине): в состоянии эрекции он достигает в среднем 12  см. Для сравнения длина пениса в состоянии эрекции (в среднем): у гориллы – чуть больше 3 см, у орангутана около 4 см, у шимпанзе примерно 7 см.


Чем длиннее пенис, тем ближе к шейке матки доставит он сперму. Матка женщины, испытавшей оргазм, лучше удерживает сперму. Половой Отбор сформировал человеческий пенис, как новое орудие спермовых войн, позволяюшее по-суворовски побеждать «не числом, а умением». С тех пор обладатель крупного пениса, способного вызвать оргазм, имеет больше шансов оставить после себя потомство. С тех пор самки предпочитают самцов с крупными пенисами, способных лучше (глубже, интенсивнее, дольше...) стимулировать влагалище и клитор, чтобы увеличивало вероятность оргазма, способствующего доставке спермы в шейку матки. С тех пор же самцы подсознательно испытывают уважение к обладателям больших пенисов, ставших признаками высокого рангового потенциала,     и ощущают собственную неполноценность, если им кажется, что их орудие не достигает желаемых размеров.
РЕВНОСТЬ
Ревность — разновидность агрессивного поведения, направленного на защиту одного из важнейших витальных ресурсов — полового партнера. Она густо окрашена эмоциями страха и гнева и направлена на сохранение и продление брачных уз независимо от конкретной формы брака — полигамной или моногамной.
Выживание первобытных коллективов гоминидов около 7 млн лет назад в суровых условиях Ледникового периода требовало от их членов высокой степени кооперации и взаимопомощи для защиты от стихий и обеспечения ресурсами. Самыми беззащитными в этих коллективах были детеныши. Выживание потомства подвергалось риску, если самец не снабжал самку и детёныша продовольствием, не оберегал от естественных угроз, типичных для данной экологической ниши.
Поэтому от качества брачной пары и от взаимодействия пар зависела судьба популяции. Первичные и древнейшие социальные отношения формировались, как отношения брачных пар по поводу выращивания и выхаживания детенышей.
В древних сообществах труд распределялся по признаку пола: собирательством занимались женщины поблизости от опорного лагеря, мужчины охотились или пасли скот, перемещаясь на значительные расстояния от «дома» и длительно отсутствуя. Хроническая отдаленность участников брачных пар создавала объективную возможность супружеской неверности и воспитывала обоюдную ревность в качестве универсального инструмента психической защиты от нее. Неревнивый самец гоминид (первобытный добродушный либерал) выращивал потомство других самцов и, в результате, гены самого альтруиста исчезалибесследно. А неревнивая самка рисковала потерей кормильца и защитника. И при этом в обеих случаях им обеим грозила гибель общего потомства.
Моногамные отношения самца и самки вокруг общего детеныша требовали затрат огромного количества энергии с обеих сторон. При этом у самца не было достаточных гарантий, что ребенок, требующий таких энергозатрат, биологически принадлежит именно ему. В свою очередь, самка вместе с детенышем испытывали постоянный риск быть брошенными коварным и непостоянным самцом. Поэтому защитная для брачных уз программа ревнивого поведения одновременно и параллельно формировалась в самцовых и самочьих душах.
Инстинкт ревности направлен на охрану или удержание партнера и содержал встроенные подпрограммы:
физического запугивания и насилия, направленные на полового партнера или на соперника;
повышения своей привлекательности для партнера;
демонстрации подчинения партнеру;
обещания вести себя в будущем еще лучше.
В зависимости от пола исполнителя мужское или женское ревнивое поведение имеют некоторые формальные различия, но по существу решают одну и ту же задачу одними и теми же методами и приемами.

Продолжение следует