Кавказский вопрос.

 

Статьи по теме

  • Гиви Таргамадзе – российским властям: «Не надо ставить шоу!»
  • Грузия-Россия: олимпийское перемирие?
  • Тбилиси: пейзаж после битвы
  • Иванишвили готов к прямым переговорам с Москвой
  • Грузия – за диалог с Россией. Но – при сохранении западной ориентации
 
Это наш близкий сосед, братский народ, у нас огромная взаимная тяга в сфере культуры, гуманитарных связей, и мы не собирались отгораживаться от грузинского народа или изолировать грузинский народ, но режим Саакашвили принял решение о разрыве дипломатических отношений
) продают нам что-то через Украину, то серьезным сотрудничеством это назвать нельзя».

Восстанавливать сотрудничество России и Грузии следует восстанавливать прежде всего в экономической и гуманитарной сферах, убежден эксперт. «Это, – продолжает Александров, – контакты между людьми, поездки, туризм, курортные зоны в Грузии. Грузинские товары должны появиться на российских прилавках».

Алексей Малашенко: сотрудничество никуда не девалось

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко констатировал, что Россия и Грузия находятся в «странных» отношениях, однако их сотрудничеству в экономической сфере это никак не мешает. «В Грузии есть российские компании, которые прекрасно работают, получают прибыль и всячески приносят пользу, – рассказал политолог. – Конечно, очень обидно, что Грузию раскололи, но и там есть люди, которые понимают, что эту проблему в обозримом будущем не решить, а жить в состоянии напряженности, как это было при Саакашвили, просто невозможно, поэтому будем жить как живется и развивать экономические отношения».

По словам эксперта, и российские, и грузинские дипломаты понимают, что отношения следует «разделять». «Мухи – отдельно, борщ – отдельно», – так аналитик Московского центра Карнеги проиллюстрировал свою мысль. – «Мухи» – это сепаратизм, который был и остался, а «борщ» – развивающаяся экономика».

Правда, «странность» в отношениях двух стран, начавшаяся после августа 2008 года, может продолжаться бесконечно долго, считает Малашенко. «Проблема сепаратизма Абхазии и Южной Осетии нерешаема в принципе, – отметил политолог. – Если будет какое-то развитие с Иванишвили и его правительством, то оно будет происходить на фоне забвения этой проблемы, т.е. мы будем развивать отношения помимо нее».

Российско-грузинские отношения, полагает эксперт, вполне могут улучшаться, если «у власти будут люди типа Иванашвили». «Но решения проблемы отношений Грузии с автономиями, – подчеркнул Малашенко, – я, к примеру, точно не дождусь».

Затронут ли Керри и Лавров «кавказский вопрос»?

Эксперты сошлись во мнении, что тема «кавказского конфликта» вполне может оказаться затронутой в диалоге Сергея Лаврова и нового госсекретаря США Джона Керри, встреча которых состоится 26 февраля в Берлине.

«Если Америка продолжает свой курс на глобальное доминирование, то этот вопрос будет актуальным, и противоречия сохранятся», – считает Михаил Александров. «Если же, – продолжает сотрудник Института стран СНГ, – Америка… откажется от доктрины глобального доминирования и сосредоточится на вопросах, которые актуальны для нее самой, то тема Грузии в двухсторонних отношениях утратит актуальность». Тогда, по мнению эксперта, этот регион для США перестанет быть приоритетным, и у России на Южном Кавказе будет свобода маневра. «И мы сами решим «кавказский вопрос», как это было раньше», – подчеркнул московский аналитик.

Чего же ждать? «Думаю, что будет символическая риторика о целостности, – ответил Алексей Малашенко, – будет много сказано о восстановлении Грузии такой, как она была, но… проблема решаться не будет». По мнению Малашенко, она нерешаема в принципе. «Даже если представить себе, что вместо Путина у нас будет, к примеру, Новодворская, она все равно не пойдет на уступки», – считает московский политолог.