Россия закончилась на Волге.
«Взятие крепости на Волге – города, носящего имя русского лидера, дело считанных часов! Слушайте наши сообщения! Не отходите от приемников. Иначе вы прозеваете исторический момент – сообщение о взятии Сталинграда!…».
Такими сообщениями было полно радио Германии в начале августа 1942 года. Лето этого года складывалось для Красной армии катастрофически. Отойдя от Харькова к Дону Красная Армия не сумела закрепиться и здесь. Собранные из отступающих частей новые дивизии оказались не способными остановить гитлеровцев. Утром 23 августа 1942 года к северным окраинам Сталинграда вышли танки генерала фон Виттерсгейма.
«Подождем 23 августа. 23 августа русские на Волге так запаникуют, что убегут из Сталинграда без оглядки за Урал в Сибирь». Эти слова принадлежат Гитлеру. Что они могли значить для города жившего прифронтовой жизнью?
В городе работали магазины, учреждения, заводы, детские садики. Через Волгу переправлялись беженцы и раненные. Об эвакуации города не было и речи. Городской комитет обороны принял обращение к жителям города :«Товарищи сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью…». Наступило 15 часов 18 минут.
Тишину города нарушил сигнал воздушной тревоги. Что случилось дальше, скажут те, кто это пережил.
Говорит Любовь Захаровская: «Первый день бомбежки запомнился мне на всю жизнь. Мне было тогда 11 лет. Мама послала меня отнести дедушке табак. Вдруг небо стало черным от самолетов, и в какие-то минуты город стал неузнаваемым. Было темно, все кричали и бежали кто куда. Рядом располагался госпиталь. Кипел асфальт, горела земля, горели люди и животные. Это был настоящий ад. Самолеты летели низко, и немцы стреляли из пулеметов по людям. В этом аду погибли мама и брат. Остались мы с сестрой, которой было 17 лет».
Говорит командир Волжской флотилии капитан 1-го ранга Георгий Захаров: «Охваченные ужасом женщины и дети бежали толпами к берегу Волги, пытаясь там найти спасение. Туда же бежали и ползли раненые. Тяжелораненых бойцов и жителей санитары везли на подводах или просто несли на носилках или на руках. У пристаней и причалов скопились десятки тысяч людей. А фашистская авиация нещадно бомбила и обстреливала их. Женщины и дети в прибрежной круче руками рыли себе норы, в которых искали спасения от стервятников, и ожидали переправы».
Говорит начальник Сталинградского управления НКВД Александр Воронин: «На город надвигалась громадная тень от двухмоторных «Хейнкель-111». Каждый самолет нес до четырех тонн бомб и среди них фугасные, предназначенные для разрушения жилых кварталов, цехов заводов, укрытий. Неисчислимое количество зажигательных бомб посыпалось на город, рождая сотни пожаров… Для бомбежки самолеты летали челночно: отбомбившись, они уступали место новым бомбардировщикам, а сами тем временем заправлялись на аэродромах смертоносным грузом и вылетали вновь».
Несколько сот самолетов, непрерывно сменяясь, квартал за кварталом сносили город. Пять дней и ночей город был в кромешном аду. "Герой" этих дней генерал-полковник фон Рихтгофен командующий 4-го германского воздушногофлота имел в своём распоряжении более тысячи самолётов. Его асы злодеяние творили осознанно. Разбомбив деревянные окраины города они огненным кольцом отметили его границы и продолжали варварские бомбёжки ночью.
В этот день погибло более 43 тысяч мирных граждан. Более 50 тысяч были ранены.
«Это самый страшный день для Сталинграда, да и для всего Советского Союза, потому что в этот день по сценарию, написанному в Берлине, вражеские бомбардировщики превратили в руины город Сталинград и лишили жизни тысячи и тысячи людей». Эти слова произнёс в день семидесятилетия трагедии губернатор Волгоградской области Сергей Боженов.
Гитлеровские солдаты и командиры не выполнили приказа своего фюрера. Сделать это им помешали советские войска. Призыв «За Волгой для нас земли нет!» стал девизом каждого дня битвы. Эта битва стала переломной не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне.
Я почему написал именно о первом дне битвы за город? Потому, что совершено злодеяние имя которому - германский фашизм. Нет никакой другой причины гибели гражданского населения кроме гитлеровского нацизма. Но это ясно и понятно мне. В Гайдпарке я встречаю массу других мнений. Неужели и в этом случае найдутся те, кто сумеют найти других виновников трагедии?.
Спорят же о том, нужно ли было ценой таких невероятных усилий и стольких человеческих жертв защищать Сталинград или правильнее было бы, отступив за Волгу и перегруппировав свои силы, наладить оборону там. Только в этом случае споры бессмысленны поскольку история не имеет сослагательного наклонения.
Комментарии
Не других, а дополнительных. Население нужно было эвакуировать, раз уж собрались защищать город.
------------------------
Тяжело говорить! Но придётся! Эвакуация из города была ЗАПРЕЩЕНА! Фронт рухнул по понятным любому вменяемому человеку причинам! У этих причин есть реальные фамилии! Кроме того, в ближнем тылу РККА, вспыхнуло крупномасштабное народное восстание...Направление на Волгу, оказалось пустым от КРРА на протяжении более чем 200 км! В то же время, командиры РККА, бросили свои войска в Крыму на произвол судьбы! Без надежды на что-либо... На северо-западном стратегическом направлении, начиная с января 42г, жуков гробил войска не считая! Армиями и дивизиями...
Но те, кто вынудил защитников тех рубежей на такие жертвы, по чьей вине гибли мирные граждане, тем позор в века!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором