Так все-таки нужно ли верить рассказам бабушек?

На модерации Отложенный


Вот довольно молодой человек пишет:

«Победа была, но какой ценой? У меня родственник не доехал до фронта, поезд попал в окружение, ехали на фронт без оружия, два года в плену у немцев, а потом пришли наши, освободили и дали 10 лет лагерей у нас, за то что попался в плен».

О том, как часто отправляли за плен в лагеря я писал тут: Из лагерей фашистских в лагеря сталинские.
Конечно, о каком-то конкретном человеке говорить сложно. Возможно, действительно, случались ошибки, небрежность при расследовании и т.п. Однако куда более вероятно, что военнопленный отправленный в сталинские лагеря был преступником.

Дело в том, что подавляющее число наших людей о жизни своих родственников в годы войны знают из рассказов родителей, старшего поколения. А эти рассказы не всегда объективны. Мои собственные родственники – не исключение.

У моей матери был родной брат Иван Неволин. Семейное предание гласило, что на фронт из деревни Верх Тиса он ушёл, когда ему едва исполнилось 17 лет. Мать мне неоднократно рассказывала, что в учебке он был недолго и когда его отправляли на фронт, бабушка - мать Ивана, встретилась с командиром и стала ему говорить, дескать, зачем берете такого мальца, командир ответил:

«Покричат «Ура!» и то ладно…»

С фронта Иван, якобы, писал совсем жалобные письма.
Провоевал недолго. Убили. Пришла похоронка, в которой было сказано, что похоронен с воинскими почестями. В моей семье считали это сообщение верхом цинизма.

Мол, на самом деле, Иван остался лежать убитым в окопе и птицы его склевали…

Надо сказать, что родственники со стороны матери были до Октябрьской революции людьми зажиточными. Первый муж моей бабушки был в Ачите урядником, в гражданскую войну ушёл с белыми и погиб. Поэтому отношение к советской власти у многих из них было предвзятое.
Мне естественно всегда хотелось узнать обстоятельства гибели Ивана Неволина. В «Книге Памяти» Свердловской области было указано, что погиб он в Древне Данино, Чудовского района Ленинградской области. Как потом выяснилось маленькая ошибочка сделала бесполезными все мои поиски на долгие годы. Ни влЛениградской, ни в Новогородской области никаких сведений о деревне Данино мне найти не удалось.

Судьбу Ивана я узнал случайно. Как то залез на сайт «Мемориала» и ввел его фамилию в поисковик. И быстро нашел донесение о его гибели. В донесении было указано место гибели – не Данино, а деревня Дымно. А бой за овладение Дымно – известный и героический эпизод второй мировой войны. Это был опорный узел обороны и атака закончилась захватом Дымно.

После того как нашел место гибели мне быстро удалось выяснить армию в которой воевал Иван Неволин, его дивизию, его полк. Оказалось, что к моменту гибели Иван был матерым бойцом, командиром отделения, ушел на фронт он не в 17, а в 18 лет…
Семейное предание сделало из героя жалкого малолетку, которого гнали на убой кровавые комиссары…

И воинские почести тоже не были ложью.

Тело Ивана осталось на территории, контролируемой советскими бойцами. Хороня товарищей, наверное, устроили построение, дали залп, сняли шапки…
Сейчас деревни Дымно не существует. Земля распахана и перекопана «поисковыми отрядами», которые по сути своей, в большинстве, падальщики.

А могилы бойцов, павших в бою за Дымно перенесены вскоре после войны в соседнюю деревню Марьино.
А что вам там ваша бабушка рассказывала? Что на фронт ехали без оружия? Что на ДОТы с черенками от лопат посылали? Что за каждым стоял заградотрядовец с пулемётом?
Ну-ну…

На фото вверху могила в деревне Марьино


-------------- Материал о лагерях, упомянутый выше:





В околоисторической литературе, кинематографе постоянно используется тема советских военнопленных, которые после освобождения из фашистских концлагерей, попадают в лагеря сталинские. Тема эта вообще-то хорошо изучена, архивы открыты. В «Военно-историческом журнале» данные по советским спецлагерям были опубликованы ещё в 1997 году. Но рассуждения о том, что всех освобожденных из немецкого плена считали предателями и отправляли в ГУЛАГ по прежнему в ходу. Поэтому мне кажется, настоящие данные надо шире популяризовать среди всех любителей истории…


В 1941 году миллионы красноармейцев попали в «котлы». Сотни тысяч в считанные дни попали в плен. Тысячи с боями прорывались через линию фронта к своим. Среди огромного количества окруженцев шли и завербованные немецкие агенты. Большинство из них сразу же добровольно сдавались органам безопасности. Но не все. Исторический факт: один из немецких агентов, выдавая себя за человека бежавшего из немецкого плена, сумел устроиться в штабе К.К. Рокоссовского.

Не удивительно, что в конце 1941 года приказом НКО №0521 для пороверки бывших военнослужащих Красной Армии были сформированы сборно-переселенческие пункты (один на армию) и организованы спецлагеря. Количество спецлагерей в течение войны менялось: в 1941 – 1842 годах их было 27, а к 1944 году осталось 16.

Обычно бежавшие из плена и вышедшие из окружения красноармейцы попадали в сборно-переселенческие пункты, где содержались 5 – 7 дней. После чего переправлялись в спецлагеря.


Таблица из "ВИЖ" №5 1997 г. А.В. Меженько "Военнопленные возвращались в строй..."