"Красный Бонапарт" и его конец

«Товарищу Тухачевскому.

Копия товарищу Ворошилову.

Приложенное письмо на имя т. Ворошилова написано мной в марте 1930 г. Оно имеет в виду 2 документа:

а) Вашу “записку” о развертывании нашей армии с доведением количества дивизий до 246 или 248 (не помню точно);

б) “соображения” нашего штаба с выводом о том, что Ваша “записка” требует, по сути дела, доведения численности армии до 11 миллионов душ, что “записка” эта ввиду этого – нереальна, фантастична, непосильна для нашей страны

В своем письме на имя т. Ворошилова, как известно, я присоединился, в основном, к выводам нашего штаба и высказался о Вашей “записке” резко отрицательно, признав ее плодом “канцелярского максимализма”, результатом “игры в цифры” и т.п.

Так было дело два года назад.

Ныне, спустя два года, когда некоторые неясные вопросы стали для меня более ясными, я должен признать, что моя оценка была слишком резкой, а выводы моего письма – не во всем правильными.

Во-первых, ближайшее знакомство с делом показало, что цифра “11 миллионов душ” не вытекает из Вашей “записки”, ибо то, чего может требовать Ваша “записка” и чего она в самом деле требует – это армия в 8 миллионов душ. Конечно, 8-ми миллионная армия – тоже нереальна, не нужна и непосильна для нашей страны, по крайней мере, в ближайшие три-четыре года (не говоря уже о первой пятилетке). Но 8 миллионов все же не 11 миллионов.

Во-вторых, несомненно, что изменившийся за последние годы характер армий, рост техники военного транспорта и развитие авиации, появление механизированных частей и соответствующая реорганизация армии – создают совершенно новую обстановку, лишающую старые споры о большом количестве дивизий их решающего значения.

Нет нужды доказывать, что не количество дивизий, а, прежде всего, их качество, их насыщенность техникой будет играть отныне решающее значение.

Я думаю, вы согласитесь со мною, что 6-ти миллионной армии, хорошо снабженной техникой и по-новому организованной – будет вполне достаточно для того, чтобы отстоять независимость нашей страны на всех, без исключения, фронтах.

А такая армия нам более или менее по силам.

Мне кажется, что мое письмо на имя т. Ворошилова не было бы столь резким по тону и оно было бы свободно от некоторых неправильных выводов в отношении Вас, если бы я перенес тогда спор на эту новую базу. Но я не сделал этого, так как, очевидно, проблема не была еще достаточно ясна для меня.

Не ругайте меня, что я взялся исправить недочеты своего письма с некоторым опозданием.

7.V.32 г.

С коммунистическим приветом

И. Сталин.»

Это письмо как нельзя кстати выражает сущность разногласий между Сталиным и Тухачевским.Тухачевский делал ставку на численость,Сталин на качество.

Не нужно никого убеждать что в новое время сила и победа была за новой и хорошо вооружённой армией.

ТУХАЧЕВСКИЙ

Михаил Тухачевский служил в РККА с самого первого её дня.Как и его антипод К.Ворошилов.

Тухачевский был выдвиженцем НаркомвоенмораЛ.Д.Троцкого.Он хорошо прояаил себя на полях сражений гражданской войны,но как оказалось в настоящей войне он совсем не силён.

Катастрофа под Варшавой 1920 года было результатом столкновения с реально сильным врагом.

В 1927 году Троцкий потерпел поражение.Тухачевский не заступился за своего покровителя.

У Тухачевского были влиятельные покровители—Н.Бухарин(куратор ГПУ до 1930 года) и В.Куйбышев…….Куйбышев был его самым верным другом.

ТУХАЧЕВСКИЙ И ВОРОШИЛОВ

Тухачевский 2 раза пытался стать сначала Наркмвоеномором,а затем и наркомом обороны СССР.Но дважды его обходил К.Ворошилов.

Их отношения были натянутыми,дажевраждебными.Но РККА в большинстве состояло из выдвиженцев Троцкого и сторонников Тухачевского…Ворошилов был в меньшинстве.

Стычки по вопросам стратегии были регулярными. При всем своем спокойствии Тухачевский умел проявлять твердость и давать отпор, когда считал это необходимым

.Ворошилов по какому-то из пунктов… стал высказывать недовольство и предлагать что-то не шедшее к делу.Тогда Тухачевский проявил издевательскую вежливость…

Тухачевский:Товарищ нарком, комиссия не может принять ваших поправок».

Ворошилов:Почему?»

Тухачевский:Потому что ваши поправки являются некомпетентными, товарищ нарком"».

Тухачевский высокомерно относился по отношению к Ворошилову….сказывалось барское происхождение Тухачевского.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТУХАЧЕВСКОГО

Будучи начальником вооружений Красной Армии, Тухачевский фактически блокировал производство ручного автоматического оружия, отдавая явное предпочтение традиционным винтовкам. Когда в 1932–1933 годах на полигонных испытаниях из 14 образцов пистолетов-пулеметов лучшей была признана конструкция В. Дегтярева,но…. Тухачевский заказал изготовить только 300 экземпляров этого образца, да и то исключительно для армейского начсостава.

Тухачевский решительно выступал против минометного вооружения Красной Армии. В результате его усилий в планах второй пятилетки производство этого вида оружия вообще не предусматривалось. Место минометов должны были, по замыслу маршала, занять пехотные мортиры, которые так и не были созданы.

Всячески препятствовал Тухачевский и развитию ствольной артиллерии. Он доказывал, что такого рода артиллерийские системы исторически обречены и должны быть заменены безоткатными динамореактивными пушками.

Попытки ведущего советского конструктора В. Грабина убедить маршала в узости, односторонности и опасности такого подхода для обороноспособности страны успеха не имели.

Были и другие факты, которые в обобщенном и систематизированном виде неизбежно порождали непростые вопросы о причинах такого рода действий со стороны маршала.

ТУХАЧЕВСКИЙ И РЕЙХСВЕР

Тухачевского часто представляют как антигерманскогодеятеля—но это далеко не так.

Начиная с 1920 года Тухачевский активно лоббирует интересы ВПК Германии в СССР.Заключались соглашения о производстве оружия и обучении военного состава рейхсвера.

Разумеется военная раздека Германии пользовалась этим для вербовки советских руководителей…

Их бывший покровитель и союзникЛ.Троцкий находившийся в эммиграции был связан с политической разведкой Германии в лице В.Шеленберга

В посольстве Германии Тухачевского называли «человеком наших интересов».

13 мая 1933 года на приеме у Ворошилова в честь германской делегации во главе с начальником вооружений германской армии генералом В. фон Боккельбергом. Тогда Тухачевский напомнил немцам:

«Не забывайте, что нас разделяет наша политика, а не наши чувства, чувства дружбы Красной Армии к рейхсверу. И всегда думайте вот о чем: вы и мы, Германия и СССР, можем диктовать свои условия всему миру, если мы будем вместе».

А во время посещения немецкой делегацией объектов советской военной промышленности и авиационного училища в Каче (путешествие сопровождалось обильными возлияниями — во время одного из банкетов немецкий генерал даже свалился под стол, перебрав русской водки) Тухачевский, как гласил отчет Боккельберга---«на завтраке в узком кругу неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы Германии выйти из затруднительной политической ситуации, он желает ей, как можно скорее, иметь воздушный флот в составе 2000 бомбовозов».

Текст доклада стал достоянием советской разведки, и Ворошилов подчеркнул тремя жирными чертами синим карандашом слова о двух тысячах бомбовозов.

Однако очевидно, что никакого криминала тут со стороны Тухачевского не было. И не под влиянием атмосферы дружеского застолья и алкогольных излишеств Михаил Николаевич, вообще никогда не напивавшийся допьяна, провозглашал здравицы скорейшему перевооружению германской армии.

СМЕЩЕНИЕ

«Вредительство,вплоть до подрыва обороноспособности страны.А ведь ещё могут поднять войска Московского военного округа и тогда с нами будет покончено»….И.Сталин

2 мая 1937 годаВ кабинете Сталина появился Николай Ежов с протоколом допроса сотрудника НКВД Белоруссии А.П. Баранова.

«Вопрос: Вы подали заявление с признанием вашего участия в антисоветском военно-фашистском заговоре. Подтверждаете ли вы это заявление?»

Ответ: Да, подтверждаю полностью. В антисоветский военно-фашистский заговор я вовлечен бывшим начальником отдела боевой подготовки НКВД БССР полковником Мельниковым в январе 1936 года… Мельников рассказал мне о том, что в РККА существует военный заговор, целью которого является свержение существующего строя насильственным путем и реставрация капитализма в СССР, а теперь проводится большая подготовительная подрывная работа по ослаблению боеготовности и боевой подготовки войск, направленная на поражение Красной Армии в будущей войне».

Далее А.П. Баранов назвал фамилии руководителей заговора: Тухачевский, Гамарник, Уборевич.

11 мая 1937 года советские газеты поместили официальное сообщение о новых назначениях в Наркомате обороны СССР.

Первым заместителем наркома стал маршал А.И. Егоров. Занимавший ранее эту должность маршал М.Н. Тухачевский назначался командующим войсками Приволжского военного округа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАЛИНА 2 ИЮНЯ 1937 ГОДА.

Сталин публично выступил и рассказал о деле Тухачевского.Вот две наиболее значимые цитаты:

«Он оперативный план наш, оперативный план – наше святая святых – передал немецкому рейхсверу. Имел свидания с представителями рейхсвера. Шпион? Шпион…Якир систематически информировал немецкий штаб.

Уборевич — не только с друзьями, с товарищами, но он отдельно сам лично информировал… Эйдеман — немецкий шпион. Корк… информировал немецкий штаб начиная с того времени, когда он был у них военным атташе в Германии»»……

«Это военно-политический заговор. Это собственноручное сочинение германского рейхсвера. Я думаю, что эти люди являются марионетками и куклами в руках рейсхвера. Рейхсвер хочет, чтобы у нас был заговор, и эти господа взялись за заговор. Рейхсвер хочет, чтобы эти господа систематически доставляли им военные секреты, и эти господа сообщали им военные секреты. Рейхсвер хочет, чтобы существующее правительство было снято, перебито, и они взялись за это дело, но не удалось»

КАК ИХ АРЕСТОВЫВАЛИ

Срыв плана заговорщиков стал возможен благодаря молниеносному аресту и быстрому суду.

Корк

В тот же день в своём служебном кабинете был арестован начальник военной академии им. М.В. Фрунзе командарм 2-го ранга Август Корк—бывшего атташе посольства в Германии

На допросе он назвал состав штаба переворота»— Тухачевский, Якир, Уборевич, Путна, Эйдеман.

Фельдман

Арестовали и начальника административно-хозяйственного управления РККА комкора Б.М. Фельдмана. На допросе он показал, что в контрреволюционный заговор его вовлек маршал Тухачевский.

Тухачевский

Последний, разумеется, ничего не знал об этих показаниях.

Когда же Тухачевскому стало известно об аресте своего ближайшего помощника, он, по свидетельству очевидца, тихо произнес: «Какая-то грандиозная провокация».

Тухачевский отправился к новому месту службы. 26 мая он прибыл в Куйбышев, где располагался штаб Приволжского военного округа. Прямо с вокзала маршал направился на областную партийную конференцию, которая проходила в помещении местного театра. Там Тухачевский выступил с краткой речью.

В перерыве маршала пригласили в обком партии.

В кабинете первого секретаря Тухачевский был арестован. Войдя туда по приглашению, он вышел под конвоем.

Уборевич

29 мая командующий Белорусским военным округом командарм 1-го ранга П. Уборевич получил из генштаба предписание срочно прибыть в Москву.

В тот же день Иероним Уборевич прибыл по вызову. На Белорусском вокзале столицы его уже ждали представители Генштаба. Встреча ничем не отличалась от предыдущих: те же уставные армейские приветствия, крепкие рукопожатия, сообщение о том, что в Генштабе его ждут для решения неотложных — оперативных вопросов.

И только в машине командарм узнал, что арестован и что везут его не в Генштаб, а во Внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке.

Якир

Еще сутки спустяв кабинете командующего Киевским военным округом командарма И.Э. Якира раздался телефонный звонок правительственной связи. На проводе был маршал Ворошилов. После обычных вопросов об оперативной обстановке в округе нарком обороны сообщил, что на 1 июня назначено заседание Военного совета, и приказал прибыть. Якир ответил, что сегодня же вылетает самолетом.

Но Ворошилов в категорической форме потребовал ехать железнодорожным транспортом. Такого не бывало никогда. Личный самолет командующего округом для того и существовал, чтобы обеспечить максимально быструю связь, и прежде всего с Москвой. Требование наркома никак не укладывалось в сложившийся порядок общения.

Это был явный знак опасности. Но у Якира не было выбора. В тот же день он вместе с адъютантом выехал в Москву.

Ночью поезд остановился в Брянске. В вагон поднялись четверо в штатском, быстро прошли в купе и предложили командарму следовать за ними. Якир потребовал предъявить санкцию на арест, что и было сделано.

СЛЕДСТВИЕ

Показания дали на процессе : кандидат в члены ЦК ВКП(б) и член ЦИК СССР, командарм 1-го ранга, Уборевич, член ЦИК СССР, начальник Военной академии имени М.В. Фрунзе, командарм 2-го ранга Корк, начальник одного из Главных управлений Красной Армии, комкор Фельдман, член ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР, командующий войсками Киевского военного округа, командарм 1-го ранга Якир и военный атташе в Великобритании (по 1936 год), комкорПутна и Эйдман

Кроме того, Якир учился в 1929 году в академии генерального штаба Германии, читал там лекции о Красной Армии, а Корк некоторое время исполнял обязанности военного атташе в Германии. Э

Все они были завербованы абвером и направлялись своим шефом – бывшим «вождём» Красной Армии Троцким.

По поводу участия во вредительстве, Тухачевский, Якир, Корк, Уборевич разъяснили, что не без их ведома (на самом деле, они организовывали вредительство) замедлялись темпы строительства военных объектов, реконструкции желдорузлов, формирования воздушно-десантных частей, было немало недостатков и упущений в боевой подготовке войск, в чём во всём они видели свою прямую вину.

Тухачевский на допросе показал, что еще в 1925 году передавал секретные сведения сотруднику польской разведывательной службы Домбалю, а в последние годы сотрудничал с военной разведкой Германии.

Никто обвиняемых не пытал,чтопотверждают свидетели процесса—более того на суде они воспользовались своим правом и отказались от признательных показаний.

СУД

Уголовное дело о заговоре в РККА рассматривалось в закрытом судебном заседании Специальным присутствием Верховного суда СССР 11 июня 1937 года. Председательствовал армвоенюрист Ульрих.

Полная стенограмма судабного заседания и материалы дела засекречены до сих пор…

В состав суда входили восемь крупных советских военачальников — маршалы Буденный и Блюхер, командармы Алкснис, Шапошников, Дыбенко, Белов, Каширин, комкор Горячев. На скамье подсудимых были тоже восемь не менее известных в армии лиц — маршал Тухачевский, командармы Уборевич, Якир, Корк, комкорыЭйдеман, Фельдман, Примаков, Путна.

Председательствующий в суде Василий Ульрих предъявил заключенным обвинения в измене родине, организации террористических актов, контрреволюционных выступлений.

На суде обвиняемые отказались от показаний, данных на следствии. Решительно отрицал свою вину и вообще какую-либо осведомленность о контрреволюционном заговоре в РККА командарм Иероним Уборевич.

Отверг обвинение в связях с германской разведкой, которая якобы завербовала его во время официального визита в Берлин советской военной делегации, командарм Иона Якир.

Отказался от признательных показаний и Тухачевский.

Но последнее слово комкора Примакова, по существу, стала обвинительной речью против остальных подсудимых:

«Я должен сказать последнюю правду о нашем заговоре. Ни в истории нашей революции, ни в истории других революций не было такого заговора, как наш, ни по целям, ни по составу, ни по тем средствам, которые заговор для себя выбрал.

Из кого состоит заговор? Кого объединило вражеское знамя Троцкого?

Оно объединило все контрреволюционные элементы, всё, что было контрреволюционного в Красной Армии, собралось в одно место, под одно знамя, под фашистское знамя Троцкого.

Какие средства выбрал себе этот заговор? Все средства: измена, предательство, поражение своей страны, вредительство, шпионаж, террор. Для какой цели? Для восстановления капитализма. Путь один – ломать диктатуру пролетариата и заменять фашистской диктатурой

Какие же силы собрал заговор для того, чтобы выполнить этот план? Я назвал следствию больше 70 человек-заговорщиков, которых я завербовал сам или знал по ходу заговора...

Я составил себе суждение о социальном лице заговора, то есть из каких групп состоит наш заговор, руководство, центр заговора. Состав заговора из людей, у которых нет глубоких корней в нашей Советской стране потому, что у каждого из них есть своя вторая родина.

У каждого из них персонально есть семья за границей.У Якира – родня в Бессарабии, у Путны и Уборевича – родня в Литве, Фельдман связан с Южной Америкой не меньше, чем с Одессой, Эйдеман связан с Прибалтикой не меньше, чем с нашей страной…».

Эта речь говорит сама за себя.

ПРИГОВОР

Специальное судебное присутствие признало всех подсудимых виновными в нарушении своего воинского долга, воинской присяги и в измене Родине в интересах иностранного государства

Все подсудимые признавались виновными и подлежали высшей мере наказания — расстрелу.

Приводили приговор в исполнение во внутреннем дворе здания НКВД на улице Дзержинского .