Выйдешь замуж - повешусь
На модерации
Отложенный
-Ну как ты не понимаешь? Добрые роботы – они такие (неопределенный взмах руками), а злые – такие (тоже взмах, но по другой траектории).
Честное слово, я пыталась понять, но мы с подругой только что посидели за «рюмочкой чая» и мои мысли упорно бежали от леговских роботов совсем в другую сторону.
-Придумала! Ты сейчас сам их соберешь и покажешь на них, в чем их различие!- внук подруги, добрая душа, кивнул и занялся роботособиранием, а мы открыли альбом со старыми фото и…провалились в прошлое…
Верочка
Верочка родилась в конце 19 века, в 1893 году. Отец ее, искусный сапожник, работал много и добротно, крепко стоял на ногах. Разница между двумя старшими сыновьями, Петром и Павлом и тремя младшими, Верочкой, Васяткой и Варенькой, была большая. Верочка была третьим ребенком. Когда пришло время, девочка пошла в школу. Все три класса церковно – приходской школы занимались в одном помещении, и смышлёная девчонка быстро сделав урок первого класса слушала объяснения второму и третьему, делала с ними задания. Таким образом за год умудрилась освоить программы всех трех классов. На этом ее обучение закончилось.
Петр женился, Павел – уехал учиться в город, а отец решил строить новый кирпичный дом. Вот во время стройки и погиб он под копытами чего-то испугавшегося и вздыбившего коня.
Мать Верочки умела держать в руках хозяйство, была крутого нрава, детей приучала к труду сызмальства, но зарабатывать деньги не умела, и, несмотря на помощь старших детей, семья постепенно нищала. Поэтому в 11 лет Верочка пошла наниматься на прополку к господам. Приказчик и говорить не хотел с пигалицей, но она была настырной, предложила: давайте Вы мне не заплатите, если наделаю огрехов. Приказчик сдался. Платили поденщицам 10 копеек в день. Верочка так вылизала свой участок, что ей заплатили 15 и разрешили и впредь приходить. А когда понадобилась помощница на кухне – приказчик посоветовал Верочку. Вскоре Вера не только мыла посуду, но и была допущена к готовке, господам очень нравились ее супы.
Господский сын был слабеньким, истеричным мальчиком. Зайдя однажды в комнату и увидев ребенка в припадке, Вера сумела успокоить его, развлечь и получила предложение о переходе в няньки.
В 16 лет пришла к Верочке любовь большая-пребольшая, светлая и чистая. Они с Николаем пожениться собирались, о сватах разговор шел. Но приехал Колин дядя из Москвы и забрал 18 летнего племянника с собой, к ремеслу приставить. «Какие наши годы» решили молодые. «Обустроюсь – тебя к себе выпишу», поклялся жених и уехал.
Верин подопечный чувствовал себя все хуже. Было принято решение ехать на лечение за границу, предложили Вере ехать с ними. Но мать не могла потерять кормилицу и сказала «Нет». Да и Николеньку своего Вера ждала, как же, он приедет, а ее нет? И господа уехали без нее. Жалела ли она? Возможно. Но кому дано повернуть время вспять?
Николай приехал через 5 лет. С обручальным кольцом на пальце. Стоит ли говорить о разбитом сердце девушки, верно ждавшей свою любовь?
Первая Мировая.
Конечно, они не голодали, огород с картошкой и огурцами, куры, коза. Работа с раннего утра до позднего вечера. Но пообносились здорово. Мануфактурой можно было расжиться в Москве, обменивая ее на продукты. Но это считалось спекуляцией, за это можно было срок схлопотать. Чтобы одеть свою большую семью Вера рисковала : К подолу юбки пришивались мешочки, в которые укладывали куски сахара, брался большой 5литровый чайник, в который насыпался сахар-песок, а сверху укрывали платочком и укладывали женское белье. В вагоне чайник устанавливался на стол. Во время проверки если жандарм проявлял принципиальность, то она заканчивалась после третьей вынутой интимной вещички (время было такое, пуританское), в основном верили хорошенькой девушке, честно и открыто глядящей в глаза
Революция.
Замуж Вера вышла уже после революции, не юной. Муж был хороший, жалел. Родился сын Егорушка, потом дочь Надежда. Так они и росли: сын – Егор, Егорушка, дочь – только Надежда.
Муж прожил не долго, открылось желудочное кровотечение, спасти не смогли. Вера осталась одна с маленькими детьми. А еще - старенькая мать, младшая сестра Варя с непутевым мужем и дочками. Вера превратилась в главу семьи.
Вскоре после того, как Вера стала вдовой, приехала в деревню гадалка, на какой-то книге гадала. Варя, младшая Верина сестра, уговорила сходить «заглянуть в будущее». Взяли яичек, масла, пошли.
«Не знаю, миленькая, как сказать…»- глянула на Веру гадалка. «Как есть, так и говори». «Станешь ты скоро вдовой». « Опоздала ты на две недели с предупреждением» горько улыбнулась Вера «Что там дальше?». Открыла гадалка свою книгу «Сынок у тебя и дочка. В пятнадцать лет сын утонет» сердце матери ухнуло вниз, а гадалка дальше листает книгу. «Нет, не утонет, откачают. В двадцать три гореть будет, тоже спасут. Выучится, большим, уважаемым человеком будет. Дочка тоже образованная будет, двоих деток иметь будет. И вдовица, как и ты». Задумчивая ушла Вера от гадалки. Накрепко запомнила предупреждения. И мысль дать детям образование, которая жила у нее до того, укрепилась и со временем воплотилась в жизнь.
Вскоре появился Николай, первая любовь и боль Верочки, уже без кольца. Сделал Вере предложение, но гордая женщина ответила, что с «предателями дело не имеет». Замуж больше не выходила, хотя были претенденты, не один хотел в жены хорошенькую, острую на язычок труженицу, но женщине было не до того, она спасала от голода и безнадеги свою большую семью. И ни один родной ей человек не умер от голода в тяжелые времена.
Во времена коллективизации была Ивановна (так называли Веру в деревне) активисткой, выбрали ее в сельсовет и в районный совет по раскулачиванию. Правда, в районном совете пробыла Ивановна не долго. «Какой же он кулак, когда батраков не имеет, а то, что несколько лошадей да коров у него – так он с женой пашет, как проклятый, и сыновей со снохами не жалеет » - заступилась она как то за соседа, за что и была выдворена с заседания. Навсегда.
(«Бабуль, а ты не боялась?» - спросила как- то внучка. «Боялась, потом. И рот на замке держать обещалась. Но как увижу несправедливость – обо всем забывала». Вот такая…)
В день 15летия Егорушки - слезно просила сына не ходить на речку. Поклялся мальчишка, что купаться не будет, посидит на берегу (село стояло на берегу шикарнейшей реки, чистой, широкой, рыбной). И не купался, закатал штанины и зашел ноги помочить. Поскользнулся, упал, ушел под воду. Мальчишки увидели, вытащили, откачали. Совсем как в той загадочной книге.
После школы Егор поступил в летную школу. Надежда перешла в очередной класс. И вдруг «тарелка» объявила о войне. Этого не могло быть. Но это было. Перестали приходить письма от Егора. Гремело все ближе и ближе. Однажды через село прошли чужие люди в чужой форме. Оккупация. Учитель немецкого языка работает у них переводчиком. А ведь сватался когда то к Вере, супостат…
Как то вечером пришел к ним бывший учитель и предупредил, что Надежда в списках на вывоз в Германию. «Никуда она не поедет» - отрубила Вера. То же сказала она и немцам, пришедшим на другой день за Надей, повернулась и пошла в дом. Что говорил учитель-переводчик немцам, какие слова нашел, не знает никто, но ни выстрела в спину гордой Вере не было, ни Надежды в списках.
Немцы лютовали. Сожгли соседнюю деревню. Утром пришли, выгнали и как стадо погнали в церковь. «Будем проходить мимо огородов – падай в картошку и ползи»- прошептала Вера дочери.
«Мама, так застрелят!»- испугалась Надежда. «Зато не спалют» - Вера была настроена по-боевому, и когда проходили мимо сочного высокого картофеля – толкнула в него дочь, упала сама и поползли вглубь. Не стреляли. Может, немцы пожалели. А может, Ангел прикрыл их своими крыльями. Потом долго сидели в огороде и плакали, слыша крики односельчан, дыша гарью паленого человеческого мяса.
Перебрались в лес, нашли таких же беглецов, среди них и Варю с четырьмя мал мала меньше. Вырыли землянку. А леса то – дом родной партизанам. Прочесывали фашисты лес, наткнулись на землянки, начали документы проверять, у кого не было – расстреливали. У Вари не было. Ивановна умудрилась показать документы а потом сунуть сестре. Спасла очередной раз сестричку, не допустила сиротства маленьким племяшкам.
Все пройдет, прошло и это… Немцы ушли, фронт катился на Запад. А они пахали, надо было фронт кормить, и самым выживать. А потом – Победа.
А потом… приехал Егор. Китель в орденах и медалях. Герой-фронтовик. Любимый сын и брат живой - здоровый. Заехал проездом в Москву, куда его направили на учебу в Высшую Школу. Из его рассказов узнали, что в свой 23 день рождения горел он в самолете, но удалось дотянуть до наших, спасли… Снова как в той книге…
Надежда
Поступила Надежда в Педагогический институт. Осмотрела Ивановна ее скуднейший гардероб и расстроилась. Не надолго. Достала кусок немецкой плащпалатки (бросили, потому что верх сгорел, а Ивановна подобрала, выстирала и спрятала до лучших времен) и соорудили шикарную юбку, две складки впереди, две – сзади. Достала отличное верблюжье одеяло, подаренное кем то на свадьбу и не пользованное, потому как бежевое, светлое – значит маркое! Из него пошили моднячее полупальто. И еще распорола мать свой штапельный выходной костюм и получилось Надежде платье, как в журнале, оставленном Егором. Вот какой щеголихой поехала Надя за образованием!
Надежда закончила институт. Получила направление в соседний поселок, встретила Александра, любовь свою, вышла замуж, родила двойняшек - Лёнчика и Любашу. И все не просто было в ее жизни: свекровь оказалась жесткой, авторитарной. Она поедом ела мягкую безответную Надежду, а Александр, хоть и носил милицейскую форму, но был гораздо мягче матери и не мог защитить жену. И как вода камень точит, так и свекровь «доточила» Надежду, завернула та детей в одеяла и перебралась к матери.
Рада была Вера дочери и внукам. И снова был у нее Леонид и Ленечкой, и Ленчиком, а Люба- Любой, иногда Любкой.
(«Почему?»- спросила я у подруги. «Не знаю, - ответила Любашка, - не могу сказать, что она меня не любила, я болезненная была, она меня выходила, но ласковые слова брату доставались. И всплыла в памяти Фиона Клири : « В Мэгги нет ничего таинственного, она всего лишь девочка…Мальчики другое дело, каждый - чудо, мужчина…» А я думала, что так не бывает…)
Долго ждала Надежда мужа, любил ведь он и ее, и детей. Но Александр, это уже мои мысли, побоялся острую на язык тёщу. Мать то привычная, своя, а к тёще еще приноровиться надо. А вот Вера не жалела о зяте, когда он приходил детей проведать - не выпускала малышей во двор, а его дальше калитки не пускала.
Надежда работала. Вера вела дом, глядела внуков. Дети были обычные: в меру шаловливые, драчливые, в меру послушные и ласковые. Люба частенько болела, и когда попадала в больницу – к ней приходил Александр, не было здесь Вериного заслона. Пришло время и ребятня пошла в школу. Вера, у которой был один класс церковно-приходской школы, помогала внукам с уроками. Люба с удивлением вспоминает, как в седьмом классе бабушка объясняла ей математику!
Александр погиб в перестрелке с бандитами когда дети были в 8 классе.
Егор шагал по карьерной лестнице. Дом-полная чаша, красавица жена – музыкант, дети. Но никогда не забывал он мать и сестру, баловал подарками племянников. Привозил семью летом в деревню, косил траву, поправлял мелкие огрехи в хозяйстве. А какой ансамбль составляли Надежда с невесткой и двоюродными сестрами ! Как пели !
Когда Егору доверили область он забрал мать и сестру поближе. Получила Надежда служебную квартиру и пошла работать в среднюю и вечернюю школы, дети росли, деньги были нужны.
Любовь
В коллектив дети влились сразу и закрутилось: уроки, кружки, новые друзья. Поэтому Люба как то не заметила, что за мамой начал ухаживать инспектор РОНО, интересный и одинокий. И что мама помолодела и похорошела, и что ее корона из шикарной русой косы стала пышнее. Конечно, она растерялась, когда мама однажды спросила у них с Лёнчиком, как они отнесутся к тому, что она выйдет замуж. Бойкий Лёнчик ответил за двоих «Мам, да мы школу заканчиваем, учиться уедем. Живи ты своей жизнью, не оглядывайся на нас!». Счастливая Надежда бросилась обнимать детей, но им надо было куда то бежать, что то делать, не до сантиментов им было.
Потом были экзамены, выпускной с рассветом, вступительные экзамены в институт в большом городе. Приезжая на выходные домой Любаша не сразу заметила, что мать сникла, поблекла. И не сразу у нее возник вопрос, а почему мама не вышла замуж? Услышав вопрос, Надежда замерла и тихо сказала, глядя в одну точку «Мама испугалась, что останется одна и сказала, что повесится, если выйду замуж».
Вот и все.
Любаша окончила институт, вышла замуж. Родила дочь и сына. Ленчик тоже женился, очень хотел дочь, но не сложилось, воспитал двух сыновей. Они живут в разных городах, но скучают, перезваниваются, приезжают в гости. А сейчас еще и скайп есть.
Вера умерла в преклонном возрасте при ясной памяти. Просто однажды проснулась, отказалась от завтрака, сказала, что что - то устала, поспит. И уснула.
После Вериной смерти Люба забрала Надежду к себе. Внуки бабулю боготворили. С ней можно было говорить обо всем. Ожидая внуков со школы Надежда часто сидела на лавочке под подъездом, но в «бабушку-старушку, ушки на макушке» не превратилась, сплетни были для нее чужды. А когда тяжелая болезнь забрала мать, Люба узнала, что подъезд любил бабушку Надю, которая могла успокоить девченку-подростка, поссорившуюся с мамой, утешить студента, завалившего экзамен, мягко пожурить выпившего после работы работягу. Люди приходили проститься с ней, приносили деньги для похорон, продукты на поминки, а ведь время было тяжелое, безработица и безденежье…
Я держу две фотографии. На одной – пожилая хрупкая женщина с натруженными руками на корзине яблок, с сурово-требовательным взглядом, кажется, сейчас скажет: чего расселась, у тебя еще изба не метена и посуда не мыта. На второй – тоже пожилая женщина, глаза из под бровей вразлет смотрят тепло и ласково. Мать и дочь. А какие разные…
Эпилог
«Тётя, смотри!» - маленький Любашкин внук, сияя радостью, протягивает мне двух собранных из конструктора роботов : доброго и злого. Малыш, пусть в твоей жизни воюют только игрушечные роботы. Пусть вера, надежда и любовь ведут тебя по жизни, окрыляя и защищая…
Комментарии
;-))))))))))
- Сына поднимаешь - как взаймы даваешь, а дочку поднимаешь - как за порог (или в окно) кидаешь.
(Люблю местные говоры).
Но вот уклад жизни давно и очень как изменился, а разница в отношении к сыновьям и дочерям осталась.
Хорошее пожелание деткам - внукам нашим...
Спасибо , очень понравился рассказ.
Комментарий удален модератором
А ты? Пишешь чего? Не забудь пригласить!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором