Почему так прочен союз Лапида и Беннета
Центральной темой израильской политической аналитики последних дней стал «нерушимый» союз двух, казалось бы, совершенно разнородных политических сил — «партии среднего класса» Яира Лапида и религиозно-сионистского «Еврейского дома» Нафтали Беннета. Беннет и Лапид — не просто тактические союзники, они уже неразлучные друзья: ведут в Кнессете долгие беседы, вместе обедают, «как пара голубков», - пишет комментатор Wallanews Иегошуа Бренер. Он верит, что Беннет и Лапид готовы стоять вместе до конца — даже если это действительно закончится новыми выборами.
Так же полагает и обозреватель «Маарив» Шалом Иерушальми: если Биньямин Нетанияху не хочет новых выборов, ему следует пригласить Лапида и Беннета и договориться с ними о коалиции без «харедим» - ибо расколоть их «железный фронт» глава правительства не сможет, считает журналист.
Как и многие другие в эти дни, Иерушальми видит, что лидеров «Еш Атид» и «Еврейского дома» объединяют не только сиюминутные политические расчеты: в основе их союза лежат более глубокие причины. По мнению журналиста, на наших глазах происходит масштабный общественный поворот, которого Нетанияху не понимает, — поколение внуков основателей государства возвращает страну на тот путь, с которого в 1996 году окончательно свернула созданная Нетанияху «коалиция меньшинств».
«Лапид и Беннет, в меньшей степени Шели Яхимович, возвращаются к Израилю 50-х годов, в те дни, когда, по выражению Шимона Переса, дать было нечего, и потому все были равны. Израильтяне плыли в одной лодке, светские и религиозные рулили вместе. Все были сионистами и делили бремя поровну. Оккупированных территорий не было, поэтому правые и левые спорили о социальных вопросах, об облике страны», — пишет журналист.
Это единство с годами распалось. В 1996 году, Биньямин Нетанияху пришел к власти, объединив под своим руководством чрезвычайно разнородные меньшинства, у которых, однако, была одна общая черта: всем им был чужд сионистский этос общего созидания, они видели в государстве не общий проект, а «пирог», который необходимо перераспределить в свою пользу.
Лидер «Ликуда» провозгласил себя тогда вождем «гордого сброда» («асафсуф геа») — и под этим флагом сплотились все «пасынки» сионистского государства, от «харедим» до «марокканцев», «русских» — и даже поселенцев, которые в этой коалиции выступали не наследниками сионистских идеалов, а таким же своекорыстным меньшинством, как и все остальные. Как формулирует это Иерушальми, «всем им был чужд большой сионистский этос 1948 года».
Теперь же Лапид и Беннет хотят положить конец этой власти «секторов» и «вернуть государственность в политику», «вернуть Израиль на старые рельсы». Именно в этом общем стремлении заключается, по мнению журналиста, глубокая основа политического фронта, неожиданно созданного «политическими новобранцами» против «старых» политиков.
Чем закончится это политическое противостояние? Тут прогнозы комментаторов расходятся. Бренер считает, что, коль скоро дело дойдет до новых выборов, Беннету уже не удастся повторить свой успех (в отличие от Лапида, который только набирает очки). В первую очередь, его «Еврейский дом», скорее всего, расколется — слишком радикально лидер повернул свою «крайне правую» партию в сторону центра.
Иерушальми, побывав на партийной конференции «Еврейского дома», вынес оттуда впечатление, что «это уже не прежний МАФДАЛ» — одно то, что ортодоксальные раввины готовы сидеть в президиуме вместе со светской дамой Аелет Шакед, говорит о многом. Корреспондент подчеркивает, что на конференции партия «дала Беннету практически диктаторские полномочия на ближайшие восемь лет», так что у него теперь не менее прочный тыл, нежели у Лапида.
Комментарии