Мудрость о сысле жизни

На модерации Отложенный

Мудрость о смысле жизни

 

Решить в чём смысл жизни – для мудрости означает выяснить: что есть божество? Есть ли душа у человека? Есть ли судьба и от кого она зависит? Что есть счастье и в чём оно? И это главное, хотя и не всё…

 

София о божестве и душе

 

Бог софии – это вечная тайна, которую каждый человек сам должен решать и отгадывать, приобщаясь к решению основного вопроса софии – вопроса о смысле жизни. Хотя „бог не говорит,– как полагал мудрый Гераклит, – но он и не утаивает, а подаёт знаки”, которые, каждый человек должен расшифровывать в соответствии со своим разумением и волением. Он же считал, что „многое из того, что касается божественных деяний, ускользает от людей по причине неверия”. Гераклит призывал: „Не будем наобум гадать о величайшем”.

Подытоживая сказанное о величайшем божестве – Всеобъемлющем Универсуме, можно утверждать, что Бог Софии – Он во всём и всё в нём. Бог тот, кто не рождён, а существует от века. Он бесконечен в пространстве и вечен во времени. Он не имеет ни конца, ни начала. Бог Отец или Бог богов тот, кто всё объемлет и всем управляет из центра или ядра, которое Плотин называл „единым”, а Тейяр де Шарден в современной софии – „точкой Омега”. И если в ядре клетки находится управляющая информация о будущем организме, то можно представить себе: возможности управляющего Ядра Всеобъемлющего Универсума.

Однако бог без софии, что муж без жены, мужчина без женщины. Всеобъемлющий заключает в себе все противоположности, в том числе мужское и женское начало.

Если бога нет, то всё дозволено (Достоевский). И всё бессмысленно, как и в отсутствии веры в бессмертие души. Как считал мудрый Сократ: „Смерть тела есть выздоровление души”, а отрицание её бессмертия есть отрицание всякой связи между вечностью Универсума и причастностью к этой его возможности универсального существа в его земном обличии – человека.

Бессмертие души – это предмет веры для большинства и предмет знания и твёрдой уверенности тысяч людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Желаниями смертности души утешают себя лишь те, чьё сознание до сих пор находится в плену весьма правдоподобных доказательств влиятельной атеистической религии. Невероятная гордыня, желание поставить себя на его место, и тем самоутвердиться, побуждает иных к отрицанию Высшей Гармонии и Совершенства, превосходящих человеческие пороки и амбиции. Для многих Канта будто бы не существовало, а пафос подобных отрицаний подпитывается набором аргументов и лозунгов вполне известной догматики.

Как утверждал критик религиозной ортодоксии – Вольтер: „Если бога не было бы, то его следовало бы придумать”. Бог – это последняя инстанция, куда человек обращается в критические моменты своей жизни.

И всё же, как считал Эйнштейн, наука и человеческая мудрость многое уже сказали о божестве и сущем, но многое ещё предстоит открыть, ибо „бог не играет с людьми в кости, а скрывается за законами”. Сегодня, в условиях обострения межконфессиональных противоречий, роста религиозного фанатизма и религиозных проявлений терроризма, значительный интерес представляет вопрос о значимости веры ученых. Ньютон, Ломоносов, Максвелл, Фарадей, Планк, Бор, Гайзенберг, Эйнштейн, Менделеев верили в Бога и бессмертие души. Однако в какого Бога они верили и что служило им основанием веры в бессмертие души?

Ответ на этот вопрос приводит нас в сферу софийной мысли, а не религиозной мифологии. Ученые не имели четкого различия между верой мудрости и религиозными верованиями, однако их интуиция вела к признанию значимости высших софийных ценностей – ценностей веры, надежды и любви, значимости стремления к Мудрости, Совершенству и Гармонии.

Великие ученые, и не только они, верили в существование Всеобъемлющего Универсума, управляющего Сущим на основе действия всеобщих космических законов. Основанием веры в бессмертие души для многих служил и служит закон сохранения и превращения вещества, энергии и информации.

Против веры в некого личностно-антропоморфного бога свидетельствуют различные стихийные и социальные бедствия, происходящие как раз в наиболее покорных воле Аллаха, наиболее богомольных странах, среди которых можно назвать Иран, Ирак, Турцию и другие. Гибель сотен и тысяч людей во время землетрясений, религиозных праздников и обрядов свидетельствуют о том, что на Земле действует не только закономерная необходимость, но и присутствует элемент случайности.

Конечно, в этом случае, можно сослаться на грехи и ниспосланное свыше наказание. Другие сошлются на роль случайности, действие природных и социальных стихий.

Тем не менее, все это заслуживает внимательного рассмотрения и обсуждения. В этой связи можно предполагать, что ученые и философы склонялись к различным религиозным трактовкам явлений и событий именно потому, что они не имели опоры в Софии-Мудрости, не знали или не осознавали ее значимости в должной мере.

Между тем, сам факт существования гениальных творческих личностей: мудрецов и пророков, поэтов, мыслителей и ученых свидетельствуют о том, что Бог-Отец – Всеобъемлющий Универсум более всего на стороне творцов и созидателей, а не на стороне религиозных фанатиков, разрушителей, террористов, преступников и стяжателей.

Бог религий триединый, а Бог Софии – семиединый, что вполне согласуется не только с софией, но и с библией.

 

София о судьбе

 

Религия говорит: надейся на бога. Философия говорит: надейся на себя. София утверждает: на бога надейся, а сам не плошай. Дорогу осилит идущий. Не путь расширяет человека, а человек расширяет путь. Кто ищет, тот и находит. Кто к цели стремится, тот её достигает. Каждому даётся по его вере, как учил Христос.

С позиции Софии, Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Судьба – это нить, связующая человека с Универсумом и складывается она из взаимодействия обоих.

Человек вполне свободен, если не считать его зависимости от генетики, семьи, социума, времени и иных скрытых или случайных взаимосвязей. И всё же свобода человека проявляется в его выборе и реализации заложенных в нём возможностей. Человек не должен покоряться своей „судьбе” потому, что она либо неизвестна ему, либо он может ошибаться в своих предположениях о ней. Однако он не должен и испытывать свою судьбу, подвергая ее не нужному риску и опасным искушениям.

Следует помнить притчу о двух лягушках, попавших в крынку со сливками. Одна из них покорилась судьбе и утонула, а другая боролась за судьбу своей жизни. Барахтаясь, она сбила сливки в масло, выпрыгнула из крынки и спасла себе жизнь.

Вы уповаете на судьбу. А может быть ваша судьба в том, чтобы преодолеть то, что кажется вам судьбою. И мало ли тех, кто верой и волей к жизни выбирался из почти безнадёжных положений.

Мудрость и есть то, что помогает человеку выбираться из безвыходных и тупиковых ситуаций, изменяя к лучшему, не только свою судьбу, но и судьбы многих других людей.

                 София о счастье

 

Счастье – это согласие и порядок в доме, это отношения, основанные на любви. Счастье – любимая работа, приносящая удовлетворение. Счастье не пассия, а в семье согласие, любимая работа, друг о друге забота. Счастье – замечать красоту окружающей жизни и природы, способствуя их поддержанию. В одиночку человек не может быть счастлив – счастье есть дело, по меньшей мере, двоих.

Конечно, в жизни каждого случаются и горе и страдание. Но смысл жизни в том, чтобы дарить людям счастье, способствуя избавлению их от бед, неприятностей и излишних страданий. Счастье мудрости – вместе с другими, а не за счет других.

Да, для счастья людей нужны деньги, но счастье не в богатстве – оно заключено в нас самих. Для мудрого деньги – средство, для глупца – цель. Человеку для счастья нужны не столько деньги, сколько удовлетворённость в работе, а главное – внутренняя и внешняя гармония. Богатство – это тяжелая одежда, затрудняющая продвижение человека к счастью.

Нельзя придумать большей глупости, нежели поставить цель: освобождения человека от труда. Он созидает трудом себя и культуру – вторую природу. Без труда не может быть счастья.

Однако, нельзя сделать людей счастливыми, не сделав их нравственными и милосердными. Если душа черства, а сердце загрубело, трудно в чём-либо добиться настоящей удачи. А если сердце покойно, а дух уравновешен, счастье все же приходит к человеку.

Здоровье – необходимая предпосылка счастья. Однако физически здоровый, но нравственно и духовно ущербный человек не может быть счастлив в полной мере.

Счастье невозможно без гармонии. А гармония – это согласие человека с Универсумом, его миром, природой, другими людьми и самим собой. Счастье – это гармония, основанная на вере, подающей человеку надежду умиротворяющей любви. Счастье – это гармония созидания и созидание гармонии.