Доводит ли до добра православие? Насколько полезно выполнять ритуалы и процедуры РПЦ?

На модерации Отложенный

 

Впрочем, Бог располагает,

помнит дебит-кредит:

русский долго запрягает,

да уж как поедет!



Сейчас много в сети критических материалов про Русскую православную церковь помещают. Рассказывают на конкретных фактах, что иерархи ее коррумпированы. Что живут в роскоши, водят дружбу с властями и в самых неприглядных делишках замешаны. Рассказывают о баснословно дорогих часах, о дворцах иерархов церкви, как священники на иномарках людей сбивают. Из этого делается достаточно прямолинейный вывод, что нынешнее православие в некоем тупике пребывает.

Защитники церкви иногда говорят, что это ложь и клевета. В этом случае они выглядят смешно. Иногда же они говорят, что есть отдельные недостатки в верхах – но сама идея, безусловно, правильная. В этом случае спорить несколько труднее. Давайте попробуем разобраться, насколько полезно для человека обычного следование догматам и ритуалам современной церкви? Рассмотрим вопрос на приземленном, бытовом даже уровне. В мистику впадать не будем. Потому что рассуждать о таинстве очищения, исповеди и прочего раскрытия чакр. Но если это вещь настолько хорошая и полезная – то польза от нее очевидна быть должна.

Итак – театр начинается с вешалки. Церковь православная начинается с бабушек в предбаннике. Что это за бабушки? Не самые приятные бабушки, прямо скажем. А если совсем прямо – натуральные ведьмы. Отталкивающего вида, агрессивного поведения. Начинают лечить прямо с порога. Лечить в таком стиле, что хочется сразу послать, развернуться и уйти. И это что называется – прокачанные православные. 80-го уровня. Advanced users. Ок, давайте посмотрим на остальной контингент. Желательно смотреть не на контингент в какие-то праздники. В праздники приходит много народу случайного, кто раз в год и заходит. Желательно выборку делать в дни обычные. На обычной службе. На которой случайных людей минимум, а присутствует постоянный контингент. Люди, приходящие регулярно и знающие друг друга. Посмотрите на них. Красивы ли эти люди духовной красотой? У них красивые и умные лица, гордая и свободная осанка, это смелые и уверенные в себе мужчины и женщины? Или это какие-то непонятные люди, дерганные, кривобокие, среди которых много откровенных фриков? Что называется – пустым мешком по голове ударенные? Если присутствуют и та, и другая категория – кто преобладает? Их поведение внушает уважение? Вам хочется подойти и пообщаться с ними? Или есть желание держаться от таких людей подальше – из чувства брезгливости? Сделайте свои выводы.

Идем дальше – есть ли польза от соблюдения ритуалов и догматов? Много всякой мути говорится об общечеловеческих ценностях. Что церковь их наиболее правильно выражает. Но давайте еще раз – смотреть на чисто практический аспект. Известный случай был – когда на крещение где-то в Сибири церковники прорубь сделали в речке, куда отходы спускали. И после окунания в эту воду несколько сот человек заболело. Впрочем – случай экстремальный. Однако и менее экзотические ритуалы в обычной жизни вызывают массу вопросов. Так, приписывает церковь крепко придерживаться брака. Не блудить, не разводиться, что брак священен. Однако все мои знакомые кто сильно верующими были – разводились. Даже ритуал есть специальный. Развенчание. Нечто противоположное венчанию, как я понимаю. Многие благословление на брак брали. И те тоже разводились. Собственно – все разводятся. Просто свидетельство того, что вера и соблюдение ритуалов в данном аспекте никаких преимуществ не дают.

Соблюдение постов было придумано, если канону верить, на ближнем востоке много веков назад. Насколько полезно это делать в климатических условиях России в 21 веке? Пользы какой-либо не видно, впрочем – вреда тоже. Те, кто пост держат – внешне лучше не выглядят. Часто хуже выглядят, но не а счет худобы, а чаще за счет некоторой безумности вида. Но в целом все же откровенного негатива диагностировать нельзя. А вот по пьянству можно сказать уверенно. Что православие от пьянства не отвращает. А часто и наоборот. Как анекдот рассказывают, но правдивый случай. В одной провинциальной области решили кружок по борьбе с пьянством организовать. Но кружок работал очень редко. Потому что как ни назначали батюшку его курировать – так сразу священник в запой уходил. А что про рядовых прихожан говорить? Церковные же праздники откровенно полны пьяными.

Становятся ли православные в обычной жизни более успешными, чем другие люди? Ответ очевиден – нет. Они в целом хуже продвигаются по карьерной лестнице (если вообще продвигаются), меньше зарабатывают (редко когда наравне) ну и бэкграунд у них не лучше, а часто хуже.

Чем у обычных людей. То есть – часто в каких-то ситуациях действуют вопреки здравому смыслу. И все это в целом неудивительно. Как отмечалось выше – они вращаются в очень специфической тусовке. Оценить которую мы предлагаем вам самим. Тусовка, даже если не оценивать ее в целом – полна людей откровенно сумасшедших, больных, а также шарлатанов. И такой круг общения неизбежно отрицательно влияет на человека. Пусть даже изначально у человека все хорошо. А пообщался пообщался в этой тусе, смотришь – и не все уже хорошо.

Вот такой в целом нарочито поверхностный обзор. Мы сознательно не стали останавливаться на догматах веры и спорить о них. Потому что затуманить мозги тут легко до смешного. Мы выбрали некие внешние моменты, которые читатель легко может проверить сам. И по этим моментам православие не выглядит привлекательным. Его адепты не реже, а то и чаще обычных людей страдают от всех социальных и личностных пороков. А это о чем-то да говорит, согласитесь. А надувание щек и махание кадилом – любой клоун вполне может делать это с важным видом.



Я ловко делал наше дело,

И вот признать в итоге надо:

За все разумные пределы

Распространилась клоунада.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

   Таков авторский текст. 

   Анонсированный как намеренно поверхностный, текст точно таковым и является. Он, как поверхностный, не раскрывает смысла православия, призывая оценить театр по вешалке. Аналогия, кстати, неплохая, надо лишь понимать, что в церковном "театре" приходящий в него может быть не только зрителем, замечающем вокруг себя неприглядную "бытовуху", но и участником духовного процесса. Ведь церковь в самом деле не театр и не бутик, куда приходит потребитель вещей или духовной пищи.

  Если человек приходит в церковь для совершения ритуала обмена своего времени, денег или молитв на безусловную отдачу, в том смысле, что Бог теперь ему предоставит некие "услуги" в виде удачи в делах, здоровья или приструнит "этого подлеца", кем бы он не был - мужем-алкашом или начальником-самодуром, то ему не сюда. Для этих целей есть соответствующие мирские инстанции. Другое дело, у нас поход в таковые инстанции вместо решения проблем может усугубить исходное положение. 
   К сожалнию, приведенное неприглядное внешне состояние РПЦ воспринимается очень многими как характеризующее суть церкви. Возможно даже, во многом так и есть. Человецы слабы, а церковники не ангелы. Соотношение духовного и мирского в церковной повседневности можно рассматривать очень долго, а надо ли нам это? Полагаю, вопросы соответствия сегодняшнего церковного быта высоким духовным принципам пусть волнуют самих церковников.

   Собствено, мирянину, помышляющему о своем духовном росте, очищении или еще каком-либо "просветлении", бытовая сторона духовного родника, откуда он планирует питать свою душу, должна быть важна в последнюю очередь. "Духовной жаждою томим, в пустыне жалкой я влачился". Мы приходим в храм как раз напитать духовной влагой свою подсушенную душу, и какие-то фриковатые бабки в церкви никак не могут этому помешать. Если говорить не  о церкви, а о вере и Боге, то сама церковь - не более, чем традиция, и придерживаться её или нет, вопрос не первостепенный. Важно само желание и потребность чем-то заполнять душу. Если человеку не требуется религия, я не берусь осуждать его бездуховность. Атрибуты и ритуалы не делают человека духовным. Конечно, тому, кто думает, что свою духовность проще и быстрее напитать в церкви, какие-то недостатки этой церкви, возможно, мешают, или неприятны, а возможно, он их и не замечает, или не обращает внимания.