4.2. ГДЕ КОНЧАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ЖИВОТНОЕ НАЧАЛО?

На модерации Отложенный

ЗАРОЖДЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» В РЕПРОДУКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ

БРАК ВЕРВЕТОК
Мартышки верветки живут в групповом браке. У самок овуляция происходит синхронно друг с другом один раз в год (как у нечеловекообразных обезьян), но внешне это никак не проявляется (как у женщин). Верветки способны спариваться, начиная за два месяца до овуляции и кончая второй половиной беременности (не могут спариваться, когда кормят молоком). За столь длинный период самки успевают спариться с 60% самцов в группе, которые делятся с ними пищей, т.к. считают детей самки своими. Чем сексуальнее самка, тем дольше и от большего количества самцов она имеет пищу для себя, своих зародышей и детенышей.
Не зная сроков овуляции, все самцы считают ее детенышей своими. Поэтому утрата одного из самцов не лишает детенышей мужской опеки и инвестиций.
ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ и СКРЫТАЯ ОВУЛЯЦИЯ позволили

  • преодолеть принцип полного доминирования самцов,
  • растянуть время инверсии доминирования и
  • обеспечить ОТЦОВСКИ\МИ ИНВЕСТИЦИЯМИ надежную заботу о самке и ее детях.

Все это возникло у верветок в связи с обитанием в открытом ландшафте, где самке трудно добывать пищу.
БРАК ПАВИАНОВ
Павианы не прямые предки людей, но тоже перешли к хищной жизни в ландшафтах африканских саванн. Структура их стада наиболее похожа на социальную организацию человека.

  • Стадо насчитывает несколько десятков голов (взрослые и молодые самцы, самки и дети).
  • Власть в стаде принадлежит «коллегии» - группе старших самцов (геронтократия).
  • В стаде царит строгая иерархия: соподчиненность самцов согласно возрастам.
  • Стратегия защиты «на марше»: ядро стада (самки + детеныши) защищено отрядами самцов — арьергардом, авангардом и двумя боковыми охранениями.
  • На отдыхе стадо перестраивается в обороняемый лагерь.
  • Павианы, как и люди, вступают в бой с хищником и либо убивают его, либо гибнут, упорно сражаясь друг за друга (АЛЬТРУИЗМ).

Организация половой жизни:

  • самки не входят в самцовую иерархию,
  • самочья иерархия выражена слабее,
  • самки полностью подавлены самцами, которые их не кормят.
  • Всех способных к спариванию самок (а они не гиперсексуальны) самцы-иерархи держат рядом с собой, под надзором, не позволяя спариваться с подчиненными самцами. Иерархи спариваются с самками своих гаремов, не проявляя инверсии и не ревнуя друг к другу.

БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ
Орангутаны:

  • живут на деревьях,
  • самцы не дерутся из-за самок и не заботятся ни о них, ни о детенышах,
  • детеныши к четырем годам уходят жить в «банды» (обособленные группы полу-взрослых особей).

Гориллы:

  • живут в лесу — на земле и на деревьях.
  • В стаде полностью доминирует один самец, который
  • иногда позволяет подчиненным самцам спариваться с самками (без ревности).
  • Самки подавлены самцами, которые перед ними не токуют и не кормят ни самок, ни детенышей.
  • Самцы отгоняют от себя детенышей, а трехлетний молодняк, оставивший матерей, подпускают к себе.

Шимпанзе:

  • живут в открытом ландшафте саванны и проводят на земле больше времени, чем на деревьях.
  • Их группы многочисленнее и сложнее организованы:
  • не строгая, зыбкая иерархия самцов, которые
  • не ревнуют самок, не токуют перед ними и не кормят.
  • Заботиться о детеныше самке помогают сестры и старшие дочери.

Все человекообразные обезьяны:

  • спариваются редко, нерегулярно (гипосексуальны),
  • не ревнивы,
  • самки бесправны.

РАЗВИЛКА (РАЗНЫЕ ВЕКТОРЫ) ЭВОЛЮЦИИ
У человекообразных обезьян из-за гиперсексуальности ежегодные овуляции постепенно превращаются в менструальные циклы.


У гиббонов, раньше отделившихся от общих с человекообразными предков, семейные отношения построены на отцовских инвестициях:

  • семья состоит из самца + одна-две самки + дети;
  • подросшие дети изгоняются на самостоятельные «хлеба»;
  • в местах кормежки и водопоя семьи объединяются в группы и стада.

Социальная структура антропоидов во время древесного образа жизни похожа на структуру гиббонов. В брачно-сексуальной жизни господствует моногамность. У человека сохраняется инстинктивная ревность (ослаблена или отсутствует у обезьян с групповыми сексуальными отношениями).
Современные мужчины испытывают инстинктивную потребность заботиться о своей женщине и ее детях.
Моногамии исторически предшествует групповой брак с коллективной заботой прамужчин о праженщинах. Закрепление Естественным Отбором стратегий, призванных продлить опеку и инвестиции самцов в оплодотворенных ими самок и их детенышей обусловило, в свою очередь, приспособительные эволюционные изменения — ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ:

  • скрытая овуляция (в парном браке ее не от кого скрывать);
  • инверсия доминирования перед спариванием,
  • поощрительное спаривание,
  • перманентная готовность к нему.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ОПЫТА ЭВОЛЮЦИИ
Древесный (безопасный) образ жизни сформировал парные семьи и обеспечил групповое овладение территорией. Жизнь на открытых ландшафтах с хищниками сформировала групповую оборонительную систему, основанную на АЛЬТРУИЗМЕ. Питание корневищами и семенами растений привело к утрате острых клыков (не позволяют челюстям делать боковые движения при перетирании твердых корневищ и семян).
В саванне парный брак реорганизовался в групповой брак в иерархической группе с «обобществлением» самок либо всеми самцами группы, либо только ее иерархами: самцы подавили самок. С другой стороны, групповой брак вызвал усиление участия самцов в заботе о самках и детенышах.

Продолжение следует