Психологический портрет Гитлера. По данным британской разведки.

Психиатрический профиль фюрера, составленный в годы войны, показывает параноика, уверовавшего в собственную божественность ("The Times", Великобритания)

Психиатрический профиль фюрера, составленный в годы войны, показывает параноика, уверовавшего в собственную божественность


В годы Второй мировой войны британцы, дабы разгромить Гитлера, использовали любое оружие, имевшееся в их распоряжении. В том числе такое изощренное, как психоанализ.

Впервые после окончания войны исследователи получили доступ к тайному докладу о душевном состоянии Гитлера, составленному британской разведкой.

Этот документ показывает, что аналитики выявили в риторике нацистского лидера признаки паранойи и пытались выяснить его озабоченность по поводу «еврейского яда».

Кроме того, отмечается, что он запутался в паутине «иллюзий религиозного толка».

Как писал автор доклада, психолог Кембриджского университета Джон Маккерди (John MacCurdy), Гитлер считал «евреев воплощением Зла, а себя — воплощением Духа Добра. Он бог, жертвой которого может быть одержана победа над Злом».

Доклад был обнаружен в собрании документов, принадлежащем семье Марка Абрамса (Mark Abrams), социолога, который работал во время войны в отделе Би-би-си по анализу зарубежной пропаганды и Комитете по психологическим военным операциям.

Позже д-р Абрамс, умерший в 1994 году, стал пионером исследований рынка и общественного мнения. Документ, основанный на выступлении Гитлера в Рейхстаге в апреле 1942 года, был обнаружен Скоттом Энтони (Scott Anthony), изучающим историю public relations в Университете Кембриджа.

«Когда был написан этот доклад, — говорит д-р Энтони, — перевес в войне начинал склоняться на сторону союзников. В ответ Гитлер начал переключать внимание на внутренний германский фронт. Документ показывает, что британская разведка чувствовала это. Маккерди отмечает, что на фоне неудач на фронтах нацистский лидер фокусировал свое внимание на «внутреннем враге», а именно евреях.

Поскольку теперь мы знаем, что именно тогда приступали к «окончательному решению еврейского вопроса», читать это довольно волнительно».

Д-р Абрамс, считавший, что анализ выступлений может пролить свет на подсознание противника, выявил у Гитлера три «патологические тенденции»: шаманизм, эпилепсию и паранойю.

Однако к 1942 году шаманизм Гитлера — «эксплуатация истерических симптомов, при помощи которых шаман будоражит себя в присутствии толпы до тех пор, пока не уверует в то, что передает сообщения духов» — ослабевал. Маккерди указывает на то, что речь «подавалась вяло и уныло».

Между тем, две остальные тенденции усиливались. Под эпилепсией понималась холодность и бесстрастность Гитлера, сменявшиеся отчаянием, когда не удавалось достигнуть желаемого. Маккерди считал, что этот фатализм в нем открыла неудача операции «Барбаросса» по вторжению в Советский Союз: «Это речь человека, который всерьез рассматривает вероятность полного поражения и видит надежду на победу лишь в успешной блокаде Британии посредством подводной войны».

Нараставшая паранойя Гитлера означала усиление его «юдофобии», писал Маккерди. Ранее, говорил он, Гитлер считал, что международное еврейство твердо намерено уничтожить Германию: «Теперь оно у него скорее напоминает вселенскую дьявольскую организацию».

Его склонность бросать предприятия, кажущиеся бесплодными, и параноидальный бред о собственной божественности соединились в мифе о Гитлере как «умирающем боге». Д-р Маккерди писал: «Он не говорит об этом столь многословно, но такая система идей могла бы служить логическим обоснованием его слов, иначе кажущихся довольно неясными. Идея великой военной победы отошла на задний план, и теперь он преподносит себя скорее как мученика, речь кончается темой его смерти... Вероятно, трудно переоценить важность этой иллюзии для морального состояния немцев».

Документы, касающиеся жизни д-ра Абрамса, находятся в Черчиллевских архивах Кембриджа. Семья д-ра Абрамса передала в это собрание оригинал данного психоанализа
.