Бешеной собаке тысяча верст не крюк

В девяностые ходила шутка, что письмо из Нижнего Новгорода в Екатеринбург дойдет быстрее, если его отправить через Германию, откуда знакомый перешлет адресатам. Шутки шутками, но именно по этому принципу сейчас работает наша региональная авиация. Допустим, из Якутска в алмазную столицу России- город Мирный (чуть более800 км по воздуху от столицы Якутии) - на самолете можно добраться только через Москву (8500 км по воздуху). Нарочно не придумаешь.



56





За 10 лет количество региональных аэропортов, рассчитанных как раз на такие локальные рейсы, как Якутск-Мирный, сократилось в полтора раза, а с начала 90-х – в 10 раз. Городов, связанных авиасообщением, за последние девять лет стало в три раза меньше.





Чтобы как-то выжить, региональная авиация вынуждена в основном ориентироваться на маршруты в Москву. Около 75% внутренних перелетов приходится на рейсы в столицу и из нее (это порождает приведенные мною казусы), а отдаленные территории остаются без возможности регулярного сообщения. При этом надо помнить, что почти половина нашей необъятной страны приходится на труднодоступные районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Там авиация является единственным способом перевозки людей и грузов. То есть она жизненно необходима.



В 90-х годах на региональных и местных авиалиниях страны перевозилось порядка 12 млн человек ежегодно. Сейчас же около 9 млн россиян испытывают острую потребность в региональной авиации, особенно в труднодоступных регионах.

Одна из ключевых причин развала региональной авиации – это отсутствие современных самолетов, приспособленных к суровым российским условиям. Сейчас у нас порядка 330 региональных аэропортов, и 40% из них имеют лишь грунтовое покрытие взлетно-посадочной полосы!

Посадить в таком месте можно только специально рассчитанный на это самолет: Ан–24, Як–40, Л–410. «Суперджет», например, с грунтом не справится.


Ан-24

Но Ан–24 и его отечественные аналоги стремительно подходят к выработке своих ресурсов.И без кооперации с зарубежными партнерами замену ему мы вряд ли сможем спроектировать и, главное, построить. Госкорпорация «Ростех» почувствовала потенциал рынка и планирует совместно с канадской Bombardier построить предприятия для сборки самолетов Q400 в Ульяновске (его прямой конкурент — франко-итальянский ATR 72, который активно эксплуатируется в России).Инвестиции - около 100 млн долларов. Машина может служить как раз заменой устаревшим Ан-24. Дальность полета - до 2,5 тыс. км, вместительность - 68-78 пассажиров. В прошлом году лайнер получил разрешение на полеты в России. Что важно – самолет может выдерживать мороз до 50 градусов и добираться до самых отдаленных и суровых уголков Сибири и Крайнего Севера. Такие машины могут быть интересы и МВД, МЧС, другим силовикам.



Bombardier Q400

Первоначально самолет будет собираться из импортных комплектующих. Но затем «Ростех» рассчитывает выйти на самостоятельный выпуск части планера и, возможно, двигателей (у корпорации для этого есть целый двигателестроительный холдинг).



Конечно, нельзя не учитывать, что в регионах, где едва сводят концы с концами, нет возможности просто так взять и закупить новые машины. Уже более года в России действуетпостановлениеправительства о государственном субсидировании закупок новых самолетов. Но чтобы получить субсидию - нужна гарантия. Какие гарантии могут дать нищие перевозчики? Как раз гарантом и крепкой рукой тут должно выступить государство. Сейчас этого добиваются игроки рынка.

В общем, новые самолеты, судя по всему, будут. Осталось региональным авиаперевозчикам выбить у Белого дома адекватные условия субсидирования. Ведь, как ни крути, внутренние перелеты – это кровеносная система экономики, без них никуда.