Запад без СССР: нравственный и социальный коллапс

На модерации Отложенный

   Запад  без СССР: нравственный и социальный коллапс

Вопрос о том, что в 1991 году так называемый западный мир потерял своего главного конкурента в виде СССР, на «Военном обозрении» уже поднимался. При этом мы чаще всего обсуждали проблема нарушения силового паритета в мире, что дало повод тем же Соединенным Штатам Америки почувствовать себя единственным государством, способным влиять на судьбы других государств мира. Однако при этом мы совсем не затрагивали проблему того, в каком направлении произошло смещение морально-нравственных основ мира, как изменились социальные программы в тех странах, которые считают себя победителями в Холодной войне против СССР. А ведь, по большому счету, эти ответы на эти вопросы могут пролить свет на все те тенденции, которые имеют место быть в современном мире.

Итак, начало 90-х. Планетарная карта остается без такого обозначения как СССР. Радость и воодушевление царит в мировых столицах победившей демократии. Радость распространяется на Восток, где «освобожденные» от «гнета советских оков» новоиспеченные суверенные государства присягают на верность новому порядку. 

Однако за всем этим шумом не были уловлены зачатки весьма странного процесса. Процесс этот выражается в том, что однополярный мир с каждым днем своего существования стал отдаляться от глобальной социальной конкуренции. Дело в том, что тот же Запад привык на протяжении десятков лет осознавать, что на бескрайних просторах от Балтики до Чукотского полуострова простирается территория государства, которое готово в любой момент «догнать и перегнать». На определенных этапах развития случалось так, что не только догоняло и перегоняло, но и уходило далеко вперед. Тогда, в силу ведения большой Холодной войны, эта гонка не афишировалась, но ее всем нутром воспринимали как в самом Советском Союзе, так и на Западе. Конкуренция проявлялась буквально во всех сферах. 

Союз клеймил загнивающий Запад, демонстрируя свою великолепную систему образования, развитие культуры, умение идти по пути развития межнациональных отношений, улучшение морального облика общества. 

Запад пытался ответить по-своему: демонстрируя картинку длинных очередей, которые якобы советских граждан превращают в голодных рабов, помешанных на том, как выжить в условиях тоталитарной системы. Мол, все эти достижения в виде советского балета, театра, образования, покорения космоса и прочих сфер – это лишь попытки советской пропаганды закрыть глаза людям на то, что они лишены тех благ, которые человеку может предложить капиталистическая система, основанная на непременной демократии. Лишены благ потребления, удовлетворения своих потребностей в любое время, в любом месте.

Те, кому из западных людей удавалось, побывать в Советском Союзе нередко привозили с собой из «клетки коммунизма» совсем иное видение жизни советского человека. Они у себя на родине (в Германии, США, Италии, Франции, Великобритании) разрушали стереотипы о том, что СССР – это мрачная страна, где люди голодными глазами смотрят друг на друга, и где буквально вслед за каждым учителем, врачом и инженером по пятам ходит представитель КГБ. 

Очевидно, что создание позитивного образа Страны Советов со стороны побывавших на гастролях в СССР звезд мирового масштаба, явно не входило в планы западного руководства. Мало того, те же западные звезды нередко в обход официально сложившихся правил распространяли продукцию советской мультипликации, киноиндустрии, записи игры советских актеров столичных и провинциальных театров. В творческой (да и не только творческой) среде такие показы нередко приводили людей в настоящий шок. Причем шок возникал из-за того, что люди на Западе не понимали, как могут люди в «тюрьме народов» создавать такие шедевры и творить так, что от их творчества захватывает дух даже у искушенной публики. Выходило, что нужно было пересматривать саму догму о «тюрьме народов», что не входило в планы тех, кто дифференциацию старался культивировать всеми имеющими силами и средствами.

Представляем небольшую подборку высказываний рядовых представителей западного мира о советском искусстве, проявления которого в 70-80-е попадали на Запад.

Хорхе Рейес (Канада) о фильме «Место встречи изменить нельзя» (реж. С.Говорухин): 

«Фильм – настоящий бриллиант. Я был поражен развитию сюжета, который мне сначала показался несколько скучноватым, но потом захватил так, что не отпускал до самого конца. Теперь уверен, что советская киноиндустрия производит фильмы высочайшего качества, которые заставляют задуматься. На это Голливуду стоит обратить внимание».


Питер ван Лаарен (Нидерланды) о мультипликационном фильме «Винни-Пух» (реж. Ф.Хитрук).

"Когда я в начале восьмидесятых впервые увидел советского «Винни-Пуха», я недоумевал: почему советы избавились от такого количества книжных персонажей. Где Кристофер Робин? Я решил перезапустить мультфильм на своем видеомагнитофоне еще раз, а потом еще раз... Тогда я начал понимать, что ничего подобного, глядя европейские и американские анимационные ленты, никогда не испытывал. По мне буквально растекалась та детская наивность, которую я не испытывал с того самого момента, как окончил начальную школу. Я понял, что вижу перед собой настоящее искусство, от которого хочется жить и даже самому заняться творчеством".


Искусство, которое заставляло задуматься… Искусство, которое умело затрагивать душу… И создавать это искусство учили так, что в профессионализме его автора редко приходилось сомневаться.

Безусловно, не стоит говорить о том, что все без исключения произведения советских режиссеров и сценаристов, музыкантов и художников, писателей и актеров достойны золотой коллекции.
От откровенной халтуры и здесь не было полноценной страховки. Но дело не столько в этом, сколько в том, что Запад чувствовал, что у него есть большой и мощный конкурент, который живет по своей системе ценностей, и если эта система ценностей пересечет границу, то основы сложившейся системе потребительского общества придет крах. По понятным причинам, это не входило в сферу интересов дельцов, для которых искусство и образование во все времена были лишь инструментами для заработка и слугами далеко не всегда нравственных интересов.

Само существование СССР как бы подстегивало Запад к тому, что нужно было буквально рыть землю, чтобы иметь возможность в социальной и гуманитарной среде конкурировать с этим государством, с этим конгломератом культур, которые не перечеркивали, а весьма гармонично дополняли друг друга. 

Нужно сказать, что и по эту сторону границы власти старались не идти на контакт с Западом в гуманитарной сфере, справедливо опасаясь, что выстроенная система ценностей при одном лишь соприкосновении с системой ценностей, декларируемой Западом, может подхватить бациллу. 

Однако контакт всё же произошел. Хорошо это или плохо, каждый судит сам. А в реальности произошло то, чего, в принципе, мало кто ожидал. СССР рухнул, а вместе с ним рухнула основа для продуктивной конкуренции. Запад ощутил полную свободу действий. Ситуация стала напоминать ту, когда на стайерскую дистанцию выходит лишь один легкоатлет, который понимает, что как бы он ни бежал, к финишу он всё равно придет первым. Полная свобода действий: никто не обгоняет, никто не дышит в спину, никто не норовит толкнуть в бок. Но улучшаются ли от этого результаты? Ответ очевиден: результаты плачевны. 

Если обратить внимание на этот стайерский забег Запада без СССР, то можно заметить, что отсутствие конкуренции приводит для западной цивилизации к явно печальным последствиям. Запад стал терять и форму, и лицо. Точнее, с него просто стала спадать маска… 

Судите сами. Сегодня Европа всерьез обсуждает не то, как решать проблему с нивелированием экономическим проблем и нравственной разнузданности, а с тем, разрешать ли гомосексуальным парам создавать семью и брать в нее детей из приютов. Франция, Великобритания, Скандинавские страны настолько заигрались с толерантностью, что здесь уже всерьез рассматривается вопрос: может ли христианин появляться в мусульманских кварталах, и для чего вообще нужно ставить рождественскую ель на главной площади города. В некоторых муниципалитетах Бельгии обсуждается вопрос: стоит ли разрешать производителям детских игрушек и детской литературы изображать тех или иных героев, учитывая их половую принадлежность: стоит ли требовать наличия «кукольных» первичных половых признаков или не стоит… Всерьез обсуждается вопрос о том, чтобы изъять из школьных учебников биологии материалы, которые дифференцируют мужской и женский организмы, чем якобы нарушают права человека и, в частности, представителей всё тех же сексуальных меньшинств. О каких правах может вообще идти речь, и причем тут какие-то права, когда речь идет об объективной науке!..
Мракобесие? Именно оно. Причем рожденное от полного отсутствия достойной нравственной конкуренции. 

Сегодня уже сам Запад понимает, что он попал в ловушку. Космополитизм, мультикультурность и толерантность там, где надо, и там, где не надо, приводят к тому, что люди начинают искать выходы из сложившейся ситуации. Сделать это в современных условиях настолько сложно, что у многих опускаются руки. Однако есть и те энтузиасты, которые готовы отбросить шелуху и обратить внимание на достижения, в том числе, и государства, которое еще 25 лет назад Западом воспринималось исключительно в качестве врага. 

Именно поэтому сегодня в ряде государств всё того же Запада возникают общественные движения, которые высказывают за отказ от пагубной болонской системы образования, при которой денежный вопрос образования ставится во главу угла, а система нравственных ценностей отбрасывается на задворки. В различных странах Европы только за два последних года прошли десятки студенческих манифестаций, направленных на пересмотр не только экономической базы образования, но и на смену самих его принципов. Сегодня эти принципы приводят к тиражированию биороботов, которые при получении диплома лишены возможности мыслить. Главная их задача – исполнять планы топ-менеджеров. Это и есть западная свобода? 

Италия протестует против тотальной коммерциализации образования. В Германии более сотни тысяч студентов и преподавателей недовольны тем, что образование из разряда государственного приоритета выводится и передается в руки частников. В Финляндии протестуют против сокращения учебного времени. 

Запад уже старается откреститься от такого рода негатива, а Россия только собирается входить в это болото. Болото, которое, очевидно, все сильнее утягивает в свои глубины моральный облик цивилизованного человека. В Юго-Восточной Азии открыто пользуются теми культурными достижениями и образовательными стандартами, которыми мы некогда гордились в своей стране. Мы же решили повернуться к лесу передом, к разуму задом и вобрать всё то, на чем уже давно горит Запад: безнравственность, полное отсутствие личностных ориентиров, мания сверхпотребления, мифы о безграничной свободе. 

Если не пересмотреть свое отношение к тому, от чего сегодня собираются отойти наши «партнеры», то мы уже в скором будущем рискуем повторить их путь – путь, приведший к явной деградации европейской цивилизации, которая когда-то казалась незыблемой. Или уже повторяем?..
Автор Володин Алексей