Чурова избавляют от комплексов
Заботливые парламентарии решили сэкономить деньги налогоплательщиков. И отменить КОИБы, которые снижают уровень фальсификаций на выборах

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству направил обращения с предложением отказаться от производства комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) председателю правительства Дмитрию Медведеву и главе ЦИК Владимиру Чурову. Парламентарии считают, что в случае, если в сентябрьских выборах примут участие все 50 зарегистрированных партий, урна-сканер не справится с «бюллетенем-простыней» в два метра. По словам руководителя думского комитета Владимира Плигина, машины могут обрабатывать бюллетени не более чем с 15 партиями.
Взаимоотношения Чурова с КОИБами — отдельная песня. В ходе активной рекламной кампании летом прошлого года он заявлял, что электронная урна справится с бюллетенем, на котором поместятся 32 партии. Глава Центризбиркома не без оптимизма сыпал предложениями по решению проблемы «длинных бюллетеней». Он называл и даже наглядно демонстрировал разные варианты: от указания в бюллетене только названия партии (без лидеров партий) до полной его минимизации (на небольшом листочке избиратель будет указывать только номер кандидата, а полное его описание будет висеть отдельно). Разработать предложения для законодателей Чуров обещал до начала весенней сессии Госдумы. Тогда же появилась информация, что ЦИК приняла решение притормозить производство КОИБов с целью доработать «математику».
Однако после новогодних праздников Чуров внезапно обнаружил, чтоКОИБы не могут прочитать бюллетень, в который внесено более 26 партий. Поражает не столько непостоянство чувств главы ЦИК к урнам-сканерам, сколько немецкая точность, с которой он в нужный момент определяет количество партий, «пролезающих» в КОИБ.
Если адресаты письма поддержат думскую инициативу, государство сэкономит более 11 млрд рублей, которые планировалось потратить на закупку свежей партии КОИБов, — это, кстати, один из главных аргументов противников электронных урн.
Урны производятся с 2000 года, но программа по повсеместной их установке была запущена значительно позже. Напомним, что Дмитрий Медведев в 2009-м дал поручение к 2013 году оснастить КОИБами 20% избирательных участков (сегодня покрывают только 5%). На эти цели из бюджета было выделено 15,5 млрд рублей. По сути, отказ от дальнейшего производства КОИБов, — камень в огород медведевской «демократизации». Интересно будет узнать, как он отреагирует на «антиинновационное» предложение Госдумы.
Однако, как выясняется, не все члены комитета оставили свою подпись под одиозной инициативой. Так, например, депутат от ЛДПР Сергей Иванов считает, что опасения по поводу участия в выборах большого количества партий чрезмерно раздуты. Вновь созданные оппозиционные партии на последних выборах не приняли серьезного участия ни в одном регионе. Депутат обратил внимание на то, что решение об отказе от КОИБов приняла «Единая Россия», которая в «конституционном» комитете составляет большинство (7 членов из 12). «Я не помню, чтобы на комитете ставился вопрос об отмене производства КОИБов. Они все решили без нас», — досадовал он.
О том, что комитет направил обращения премьер-министру и главе ЦИК, член комитета, депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков проинформирован не был. «Была какая-то дискуссия пару дней назад, но никаких решений по ее окончании принято не было», — сказал он, добавив, что все оппозиционные партии в тот день выступили против отмены производства КОИБов.
Другой член комитета от партии КПРФ, Вадим Соловьев, считает двухметровые бюллетени «фантазией Плигина». «В лучшем случае в центральных выборах примут участие 30 партий. Для того чтобы выдвинуть список кандидатов на федеральный уровень, нужны колоссальные организационные и материальные затраты. Большинство из партий, которые плодятся по указанию администрации президента, не имеют таких ресурсов», — уверен он. По мнению Соловьева, от КОИБов решили отказаться, потому что их можно проверить.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, «Единая Россия», инициировав политическую кампанию, направленную на отказ от использования КОИБов, подставляет саму себя.
«Они автоматически навлекают на себя обвинения в том, что хотят фальсифицировать выборы», — отметил политолог. Туровский не исключает, что решение по КОИБАм не является окончательным. «Возможно, они решили провести эксперимент: забросить пробный шар и посмотреть, что из этого выйдет. Скорее всего, будет поднят шум, после чего кампания будет свернута», — предположил эксперт.
Непостоянство в отношении к КОИБам Туровский списывает на позицию ЦИК, которая является несамостоятельным игроком: «Они вынуждены играть по тем правилам, которые им навязывает администрация президента».
Эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин, в свою очередь, подчеркивает зависимость Владимира Плигина от настроений администрации президента. «Плигин ретранслирует то, что ему скажут. Были различные точки зрения, шли споры по поводу КОИБов в ЦИК». Бузина беспокоит развернутая в последние дни пропагандистская кампания. «Это умышленная кампания по дискредитации демократических преобразований прошлого года, а именно, упрощения регистрации партий. Они хотят сказать нам, что большое число зарегистрированных партий чревато огромным количеством наблюдателей, которых не вместят избирательные участки, и бюллетенями-«простынями». Отказ от КОИБов — последствие этой кампании, компенсаторная мера», — сказал он.
КОИБы действительно не умеют обращаться с «длинными бюллетенями»! Однако Бузин считает, что причина отказа от их производства «высосана из пальца». «Эта техническая трудность преодолима. Мы умеем решать более сложные задачи. Например, нам не составило труда за два месяца оснастить все участки видеокамерами», — напомнил он.
Эксперт ассоциации «ГОЛОС» Аркадий Любарев считает, что в битве «за и против» КОИБов победители — представители администрации президента. «Вокруг КОИБов было много споров. Они связаны с коммерческими, политическими и техническими интересами. Насколько мне известно, позиции ЦИК и администрации в этом вопросе не совпадали», — отметил он.
Политолог Дмитрий Орешкин уверен, что антипатия к КОИБам у электоральной администрации зрела давно и всерьез. На них нет спроса, потому что они слишком честно работают. Широкая КОИБизация привела к двум репрезентативным выборкам: результаты выборов участков оснащенных и не оснащенных урнами-сканерами всегда можно сравнить. Там, где стоят КОИБы, обычно явка избирателей, а также процент голосов за «партию власти» на 5% ниже, чем на «классических» участках.
«Когда они поняли, что КОИБы бросают тень на ручной подсчет голосов, стали думать, что с ними делать дальше. Убрать в тот момент их было нецелесообразно, поэтому решено было отправить машины в сельские территории, где контроля нет. Я убежден, если в Чечню поставить КОИБ, то он покажет 120% за Путина», — отметил он.
Машины снижают риск фальсификаций, но не исключают его. По одной простой причине — туда невозможно вбросить пачку бюллетеней, урна-сканер считывает каждый бюллетень по отдельности. Подобная техническая особенность КОИБа не исключает того, что рядом с ним может стоять член избирательной комиссии, который в отсутствие наблюдателей на участке «скормит» их ему поодиночке. Проблема с длинным списком бюллетеней, по мнению Орешкина, решается легко. Можно КОИБ настроить так, чтобы он считывал два листа. А можно и вовсе выдать четыре листа, поставить отметку на одном, а остальные три — выбросить.
Эксперт предположил, что в будущем ЦИК под эгидой продвижения новых технологий и сохранения лесов от уничтожения перейдет на Комплексы для электронного голосования (КЭГи). «КЭГ — вещь неуловимая. Что там зашито, как это проверить, не пришли ли данные по сети? Наблюдатели беспомощны перед КЭГами. Для осуществления «карусели» нужно привезти сто гастарбайтеров на участок, для фальсификации с помощью КЭГа — всего лишь найти удобную минутку, чтобы поводить пальцем по сенсорному экрану», — рассказал он.
Справка «Новой»
Комплекс для электронного голосования (КЭГ) — это компактный терминал с сенсорным экраном, который позволяет сделать выбор в пользу того или иного кандидата без использования бумажного избирательного бюллетеня.
В России одна тысяча КЭГов. По закону, КЭГи могут быть установлены не более чем на 1% участков (около 1000 штук).
Для голосования на дому, в отличие от КОИБов, существуют переносные КЭГи.
Комментарии
Замечено , что в одном городе , даже на соседних улицах , результаты голосования по одним и тем же кандидатам или партиям , обработанные КОИБом и посчитанные вручную комиссиями --- почему-то разные !
Во-первых , КОИБы накануне выборов проверяются на правильность подсчёта участковыми комиссиями , в состав которых входят представители ВСЕХ политических партий.
И если что не так ( а о таких случаях я не слышал ) , до использования не допускаются .
Во-вторых , по закону не возбраняется такие голоса пересчитать вручную ( что неоднократно и делалось в ряде мест ) : расхождений практически не было . Как раз наоборот , известны случаи попыток ДОЛОЖИТЬ бюллетени в момент пересчёта.
В-третьих , фальсификации , как правило , осуществляются ПОСЛЕ подачи данных с УИКов с мест в областные избирательные комиссии : опыт показал , что число и процентное отношение голосов , поданных за партии , по результатам СУММИРОВАНИЯ данных с УИКов ( участковых избирательных комиссиях ) не всегда совпадают с данными , озвученными ОБЛАСТНЫМИ.
В этом и заключалось большинство недавних претензий оппозиции к выборам и власти.
Так что борьба с КОИБами как якобы с источником фальсификации напоминает мне луддизм , то есть явление , когда тысячи возмущённых рабочих ломали станки и автоматы , полагая , что в автоматизации есть причина безработицы ! ))
http://www.novayagazeta.ru/columns/56781.html
"А уж без КОИБов!!!..."
Комментарий удален модератором
Во-вторых, все эти стенания о размерности бюллетеня, якобы неподъёмной для информационной обработки, совершенно надуманы: я сегодня получил в супермаркете чек, умещающийся на ладони, в котором расписано около 30 товаров с подробностями.
Так что не надо дурить электорат тем, что партий ноне тьмы и тьмы.
На выборах, если у депатутов хватит ума разрешить блоки, реально будут конкурировать, как уже было 20 лет назад, дюжина партий и блоков.
Один предложил установить на УИК видеокамеры,потраченным на это миллионы.Ну и что? Подсчитают так как это надо ПЖиВ
АльбертГ
Необходимо настроить КОИБ на прием настоящих бюллетеней, а не «имитаторов».
Так же , бюллетень для КОИБ имеет служебную информацию, она содержится в «сеточке» (аналог штрихкода) сверху бюллетеня
По заявлению представителей Облизбиркома информация в сеточке определяет тип выборов и всего может быть запрограммировано 7 типов выборов. Тем самым подправив информацию в сеточке, закрасив нужные квадраты фальсификаторы могут получить «удвоение» количества бюллетеней.
Вот и вся причина.
Даже при виртуозном жульничестве результат голосования с КОИБами за парти. жуликов и воров хуже, чем при ручном голосование
"Так что дело не в бюллетенях экзотической длины (хотя, не сомневаюсь, если партия прикажет, то наш ЦИК состряпает бюллетени и длиной два километра), а в том, что КОИБ невозможно обмануть: на выборах в Госдуму в декабре 2011 года «Единая Россия» набрала в целом по Москве 46,5%, а на тех участках, где стояли КОИБы, — 29,9%"
Комментарий удален модератором