Рабство в Библии

На модерации Отложенный

И вот законы, которые ты объявишь им… (Исх. 21, 1)

Словом «законы» передано древнееврейское ‹мишпати́м›, буквально — «суды», от глагола — «судить».

Следовательно, речь идет о судебных постановлениях, которые должны быть вынесены в самых разнообразных ситуациях, связанных

 с применением Десяти Заповедей в жизни.

И первый же «суд», или «закон», гласит:
…Если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром… (Исх. 21, 2)

Не случайно постановления начинаются с предписаний об участи раба.

Положением самых обездоленных и зависимых людей, несчастных и угнетенных Закон занимается в первую очередь.

Многократно во главу угла в его «судах» ставится забота о сиротах и вдовах, пришельцах и нищих .

Воистину благоденствие общества, его нравственное, да и материальное
состояние оцениваются по положе- нию самых бедных и слабых его членов.


Приступая к исследованию участи раба согласно Закону Божию, мы прежде всего должны выяснить значение самого слова «раб» в древнееврейском языке.

Слово ‹э́вед›, вообще говоря, означает просто «работник»
(от глагола ‹ава́д› — «работать»),
а не «раб» в смысле абсолютной зависимости от хозяина-рабовладельца, хотя на всем протяжении Синодального текста это слово переводится как «раб».

Дело в том, что уже в Септуагинте «эвед» передается греческим δουλος ‹дуло́с› — «раб»
(согласно мнению ряда лингвистов-этимологов, от глагола δεω ‹дэ́о› — «связы- вать», «заключать в оковы»).

Данное греческое слово вне сомнения означает лицо совершенно бесправное, которое целиком находится во власти своего господина.

И, таким образом, те представления, которые в сознании грекоязычных членов рабовладельческих обществ III в. до н. э. (времени создания Септуагинты) связывались с понятием «дулос», были автоматически перенесены на еврейское «эвед».

В действительности же «эвед» оставался в достаточной мере свободной личностью, и Израиль в той мере, в какой он следовал Закону Божьему, НЕ знал рабовладения в его классической форме, несмотря на то, что окружающие государства, даже близкие ему по происхождению, языку и культуре — Вавилон, Ассирия и другие, не говоря уже о Египте,— представляли собой именно страны классического рабовладения.

Итак, «эвед» означает «работник», точнее податной работник.

В каких же ситуациях возникала ситуация его «купли», описанная в Исх. 21, 2?

Ответ находим в нескольких местах Пятикнижия.

Например, в Книге Второзакония говорится:
Если продастся тебе брат твой… то шесть лет должен он быть рабом тебе…
(Втор. 15, 12)

В другом месте Писание упоминает о продаже человеком «в рабство», а вернее в работники, своих детей в счет уплаты долгов или в случае крайнего обнищания:
Если кто продаст дочь свою в рабыни… (Исх. 21, 7)

Наконец, упоминается и насильственная «продажа в рабство» вора, которому нечем заплатить владельцу похищенного:
Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им… (Исх. 22, 3)

Существовали и некоторые иные способы приобретения рабов (будем все же, во избежание неоднозначности, употреблять именно это слово).

Например, рабами могли стать враги, захваченные в плен (Втор. 21, 10–14).

Однако данный случай не относится к постановлению о покупке рабов- евреев.

Итак, еврей мог стать рабом (иначе говоря, работником особого рода) или «продать в рабство» своих детей только для того, чтобы расплатиться своим или их трудом с заимодавцем.

 

Следует остановиться также на значении выражения «раб-еврей», которое на первый взгляд может представиться чисто этнической характеристикой раба.

 Однако это не вполне так.

Известно, что евреями назывались не только израильтяне, но и все потомки патриарха Евера (Быт. 10, 21–31).

Важно то, что «евреем», независимо от своего этнического происхождения, признавался в библейские времена также всякий человек, уверовавший в единого истинного Бога Авраамова и вошедший в завет с Ним, т. е. не только «рожденный в доме Авраама», но и «купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника» (Быт. 17, 12–13).

И Закон Божий неоднократно провозглашает, что как туземцы-израильтяне, так и пришельцы, т. е. уверовавшие в Господа выходцы из других народов, обладают во всем совершенно равными правами:
Один Закон да будет и для природного жителя, и для пришельца, по- селившегося между вами. (Исх. 12, 49)
А также: Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца… (Лев. 24, 22)

В первом из приведенных стихов говорится, что для природного жителя и пришельца должен быть один Закон (תורה ‹Тора́› — «Учение», или «указание», «предписание»),
а во втором — что для них должен быть и один суд (משפט ‹мишпа́т›), т. е. к ним должны применяться одни и те же судебные постановления.

В первом случае сначала упоминается туземец, а во втором — пришелец, что еще более подчеркивает полное их равенство.

Следовательно, всякий пришелец, вошедший в завет Бога Авраамова, считался евреем и точно так же, как и природный израильтянин, подлежал освобождению от рабства на седьмой год.

 

Теперь посмотрим, как же Закон предписывает обращаться с рабом в течение его шестилетней зависимости от хозяина:
Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, чтоб он жил с тобою;
Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего, чтоб жил брат твой с тобою;
Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли.


Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом.
Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
Он должен быть у тебя, как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. (Лев. 25, 35–43)

Здесь мы видим, что,
во-первых, состоятельный человек должен принять все меры, чтобы поддержать своего «брата, обедневшего и пришедшего в упадок», независимо от того, природный он израильтянин или пришелец, и постараться не допустить его до «продажи в рабство» (Лев. 25, 35–38).

Если же это прискорбное событие все же окажется неизбежным, то по отношению к продавшемуся в рабство следует проявлять милосердную заботу:
«не налагать на него работы рабской»
(см. также Лев. 25, 40 — запрет «господствовать над ним с жестокостью»);

обращаться с ним, как с «наемником и поселенцем», иначе говоря, как со свободным работником (Лев. 25, 40).

Наконец, в юбилейный год его ожидает полное восстановление в правах на земле, принадлежавшей его предкам, на чем мы еще остановимся подробней.

Рассмотрев предписанные Законом условия обращения с рабом в течение шести лет его зависимости, перейдем теперь к выяснению вопроса:

как исчисляются указанные «шесть лет»?
Это вопрос не праздный.

Субботний год именуется также и «годом отпущения»:
По прошествии семи лет, в год отпущения… (Втор. 31, 10)

А называется он так потому, что в этот год предписано «отпускать», т. е. прощать, все долги своим должникам:
В седьмой год делай прощение.
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа… (Втор. 15, 1–2)

Поскольку же, как мы видим, с наступлением седьмого года заимодавец обязан простить долги всем своим должникам, в тот же год должно «автоматически» происходить и освобождение рабов, которые оказались в рабстве именно вследствие неуплаты долгов!

К этому времени все долги прощаются, и у господина нет никаких оснований удерживать таких людей в зависимости от себя.
В тексте Исх. 21, 2 слова «шесть лет» и «седьмой год» являются не буквальным обозначением сроков рабства и освобождения, а терминами, подразумевающими противопоставление шести «рабочих лет» и седьмого, «субботнего», в каждом традиционном семилетнем цикле (Лев. 25, 3–4).

И выходит, что человек, продавшийся (или проданный) в «рабство», скажем, в конце пятого года субботнего цикла, должен был проработать всего лишь один год! А это уточнение весьма существенно меняет всю картину «рабовладения», изображаемую Законом Божьим.
В седьмой, т. е. субботний, год раб выходит на волю даром (др.-евр ‹хина́м› — «бесплатно», «просто так») и не остается должен ничего своему хозяину.

Однако возникает вопрос:
а как освобожденному бывшему рабу жить дальше, откуда добыть ему средства к существованию?

Об этом Закон Божий проявляет детальную заботу:
Если продастся тебе брат твой, еврей, или евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:
Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие. Втор. 15,

Итак, хозяин должен снабдить бывшего работника «от стад, от гумна и от точила» да в придачу дать ему и часть того, «чем благословил Бог» самого хозяина.

Иначе говоря, он обязан обеспечить освободившегося от повинности работника всем необходимым, чтобы тот сам стал полноправным земледельцем и скотоводом, полезным членом общества!

Предписание обязывает создать ему все условия для самостоятельного занятия животноводством, хлебопашеством и виноградарством,
т. е. безвозмездно (!) передать ему все, потребное для этих работ,
включая рабочий скот, семена, орудия труда и участок земли
(который предоставлялся ему до юбилейного года, т. е. до времени, когда бывший раб вновь вступал во владение уделом своих предков — Лев. 25, 10–23)…

Такое отношение к рабам — по- истине нечто невиданное не только в древнем мире, но и на протяжении всей истории вплоть до наших дней!

На примере подобных установлений мы ясно видим, что Закон Божий, данный через Моисея, не только не «устарел» и не «обветшал», но жизнь по нему и в наши дни является все еще недостигнутым идеалом разумного и гуманного устройства общества…

Продолжение следует