Хозяином леса называли Шишкина.(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Шишкин И И.худ Крамской.
Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.Шишкин создаёт картину «Полдень. В окрестностях Москвы.» —бескрайний простор и воздух, напитанный покоем. Картина покорила зрителей. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную
Третьяковым. (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).

Полдень.В окрестностях Москвы.1869
Иван Иванович вступил в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским, чьи идеи брать сюжеты из народной жизни и продвигать искусство в провинцию были ему близки. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал:
«Громче всех. раздавался голос богатыря И. И. Шишкина; как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора, выходит все изящней да блистательней».

Ручей в лесу.
За эту картину в 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию.

Вечер.1871г.
В 1971г На первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок участвует картиной "Вечер".

В 1872г За картину "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.

В 1873г присуждается звание профессора за картину "Лесная глушь".
Что бы ни изображал художник на холсте — лес, реку, поле, одинокую сосну, для него природа была самим совершенством, облагораживающе действующим на человека.
Представляя зрителю неторопливую и величественную жизнь русского бора, дебри лесной глуши, напоенные запахами смолы и преющих листьев, художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат валуны в чистых водах лесных ручьев, и как бликуют пятна солнечного света в кронах и на траве.

Лес перед грозой.
«Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», — говорил о нем И. Крамской, и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
Третьяков и Крамской небезосновательно считали, что Шишкин способствовал развитию молодых дарований в стиле русской национальной школы. Среди его учеников были Е. Е. Волков, А. Н. Шильдер, Н. Н. Хохряков и рано ушедший из жизни Федор Васильев, чьи картины учитель бережно сохранил и организовал его посмертную выставку.

Лесной ручей 1874г.
По своему характеру он был не только великолепным педагогом, надежным другом, но и прекрасным семьянином. Для своих детей [дочь Лидия (1869), Владимир (1871-73), Константин (1873-75)] Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г.), а через год смерть унесла младшего — Константина. Шишкин бросил работать, запил.
Художники-неудачники быстро нашли дорогу в его дом и помогали залить горе вином. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.
Срубленное дерево 1875г.
Зима в лесу.Иней.1877г
Горе постепенно отпустило художника. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. «С виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г.). На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал:
«Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.
Рожь.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой.
В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит.
Таким и увидела его Ольга Антоновна Лагода, начинающая художница, ставшая с 1880г. верной женой и другом Ивана Ивановича. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений в 1881 г. даже сам издал альбом ее рисунков).Их дом всегда был полон гостей. Родилась дочь Ксения.
Но счастье вновь отвернулось от художника. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Тоска и обида охватили Шишкина, но он выдержал, не запил, а обратился к работе и воспитанию дочерей. Заботу о девочках и доме разделила с Иваном Ивановичем сестра покойной жены Виктория Антоновна.Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой.
Это работы его жены,она была прекрасной художницей.
Рожь.
Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.
Среди долины ровныя..1883г.
Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдет ли красно солнышко -
Кого под сень принять?
Ударит ли погодушка -
Кто будет защищать?
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле. Мастерство Шишкина общепризнанно, техника его настолько совершенна, что вызывает восхищение у зрителей и художников.
Перед грозой1884г.
В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал:
«Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
А «Утро туманное» И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина».
Но не только в живописи он был мастер. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования — так называемый рельефный штрих, или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Третий альбом его офортов (188б г.) назвали «поэмами в рисунках». Да и сами рисунки, представленные на выставке Академии художеств, удивляли, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи еще никто не показывал.

Утро в сосновом лесу.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
На севере диком.1891г
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.(М.Ю.Лермонтов.)
Золотая осень.
В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз»
Болото Полесье.1890г.
Лесная сторожка 1890 г.
«Таких тонов и правды красок, как в этом году, кажется, еще не было»,— писали критики. «Вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки, каждой морщинки коры, изгиба ветвей, сочетанием стеблей, листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение... Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания... Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами».
Корабельная роща 1898г.
Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. В сущности, он все время писал одно большое полотно, наполненное ощущением радости соприкосновения души с божественной красотой, разлитой в природе. Его «Корабельная роща» (1898 г.) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою.
Начав картину «Краснолесье», изображавшую «целое море соснового леса — лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Ему было 66 лет.Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником, истинно русским человеком... Он же будет продолжать жить, пока живы мы, ибо он в памяти нашей».
Источники.
Комментарии
Был продан за 5тыс .долларов.
«На севере диком...». 1890 год. Бумага коричневая, соус, уголь. Государственная Третьяковская галерея.
"Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой (я с ним несколько раз пытался садиться писать), то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает, как, что и почему. Но когда нужно нечто другое, то... Вы знаете. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле, и только знает. Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе и которые особенно деятельны не тогда, когда заняты формой и глаза ее видят, а, напротив, когда живой природы нет уже перед глазами, а остался в душе общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека и когда настоящий художник, под впечатлением природы, обобщает свои инстинкты, думает пятнами и тонами и доводит их до того ясновидения, что стоит их только формулировать, чтобы его поняли.".
Он достиг в этом совершенства.
Комментарий удален модератором
Шишкин не увлекается миловидными, так сказать, жанровыми мотивами природы, где суровость пейзажа смягчается присутствием домашних животных или человека, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских дерев, поверженных страшными стихийными бурями; он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихни лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим."
Комментарий удален модератором
Даже забыла об этом, а тут вспомнила.
Перед этим холстом постоянная толпа, и не мудрено: этот пейзаж, в ряду знакомых нам пейзажей Шишкина, есть явление новое, невиданное. Мы все привыкли считать нашего знаменитого пейзажиста «царем лесов», неподражаемым изобразителем лесного царства, во всех его видах, лесной жизни - во всех ее проявлениях. И вдруг Шишкин раскидывает перед нами обширную равнину, которая разлеглась кругом верст на сорок; налево, на окраине со, проходят небольшие возвышенности, а среди поемных лугов бежит извилистая речка и местами просвечивают ее заводи. Над этою-то равниною, на плоском возвышении, стоит сочный, коренастый, развесистый дуб - великан! Между этим дубом и зрителем художник, с удивительным тактом, поместил волнообразные возвышения, по которым, то взбегая, то сбегая, извивается дорожка. Этот передний план и убегающая даль - писаны настолько хорошо, что картина должна быть несомненно отнесена к лучшим произведениям художника, которого даже немцы-критики удостаивают прозвищем несравненного, бесподобного русского пейзажиста.
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Н. А. Некрасов
Обожаю песню "Среди долины ровныя..."Автопортрет карандашом просто великолепен, как живой. Многие свои картины леса Шишкин рисовал на о. Валаам. Спасибо за прогулку по лесам и полям. У меня к природе особое отношение.
Что ни картина, то шедевр. Очень люблю песню народную "Среди долины ровныя" и картину Шишкина с вековым могучим дубом. Величественную в своем одиночестве Сосну на севере диком. От некоторых картин - просто мороз по коже, такая природа могучая, как и сам Шишкин. Могучий русский красавец!!!
"Знаете ли вы Ивана Ивановича Шишкина? Это большой человек, с проседью, подстриженная борода, по временам щеголь, а иногда в пиджаке таком, что думаешь, в какой глубокой древности теряется фасон его. Так же разнообразна бывает и вся обстановка художника. В лес он отправляется с топором, и встреча с медведем для него, кажется, будет только забавна. Простой и прямой в обращении. Помню, когда я, при открытии школы, обратился к нему первому за пособием для школы, он стал ворчать:
Да уж будем стараться, Иван Иванович, говорю я.
Ворчит, а на стены поглядывает,- что бы такое дать. И дает один этюд, другой, третий. Я благодарю, а он мне говорит:
- Погодите, надо еще рисунков вам дать.
И дал шесть пейзажных рисунков да три рисунка животных. Я только кланяюсь, да благодарю.
- Стойте, говорит; надо еще рисунок пером вам дать. Дал и пером,- так что я вошел к нему бедняком, а вышел богачом.
Я привел эти черты для характеристики благодушного и прямого нрава художника. Будем же и мы откровенны, ввиду того, что чтим и уважаем этого художника. Три года тому назад Иван Иванович удостоил Крым своим посещением, и Крым со своей стороны не остался в долгу у Шишкина. Он уступил ему часть своего ясного солнышка. И мы видели, как оно заиграло на одной из его картин. Она приобретена Иваном Николычем Терещенком, была три года тому назад на выставке. («Ручей в лесу (На косогоре)».) Там превосходно передан солнечный луч, золотящий листву,- привлекательнейшая синева воздуха, ручей журчащий,- словом, все веселит душу и интересно.
Даже трудно выделить. Люблю всего. Спасибо.
Комментарий удален модератором
"Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорты еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним автора. Тут есть лес и дерево, и чаща, во все часы дня, от зари и до зари, во все времена года, кроме зимы, и это удивительно для Шишкина; впрочем, в последние годы у него явился и снег, чудесно воспроизведенный,- лес, дерево и чаща вдоль всей Волги, начиная от ее крошечных, незаметных истоков и до устья, есть сотни лесных «сцен», будящих мысль и фантазию".Это высокая оценка.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я была за всю свою жизнь только в Эрмитаже и Третьяковской галерее.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вряд-ли "На Севере диком" художник сам ассоциировал с Лермонтовым. Но сложилось.
"Мишек" не тревожу за пошлостью советского кондитерского плагиата( А сам то "Шишкин И.И.", кисти крамского - совсем неплох) И "Перед грозой" сильная вещь...
Хотя ещё солнышко светит,
Но я ощущаю нутром,
Что стихнет порывистый ветер,
Ударит раскатисто гром…
По небу тяжёлые тучи,
Клубясь, потихоньку ползут.
И было гораздо бы лучше
В дому своём встретить грозу.
Порывами ветра примяты
К земле и цветы, и трава.
Всё ближе и ближе раскаты,
Трепещет тревожно листва.
Стих ветер внезапно, и волны
Трав снова приникли к земле.
Зигзаги стремительных молний
Сверкнули в сгустившейся мгле.
Стал дождь забивать свои гвозди
Повсюду с размаху, сплеча –
Бежать от него слишком поздно, –
А он озверел, одичал.
Совсем этот дождь расходился,
Но, правда, недолго хлестал
И вдаль по дороге пустился,
А возле реки перестал.
И вот уже солнышко светит,
Сверкает в намокшей листве.
И снова порывистый ветер
Гуляет в кустах и траве…
В очередной раз ты нас порадовала!
Шишкин - непревзойдённый поэт лесных пейзажей...
Предвидя твой вопрос "что больше понравилось", отвечу, что трудно выбрать... Каждый пейзаж создаёт эффект присутствия, всё очень нравится!
Комментарий удален модератором
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Н. А. Некрасов
Описание картины.Рожь.
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
а до первых цветов далековато , конец апреля - начало мая ...
В одну и ту же реку не войти дважды ... я не жалею :)
Шишкин - отдельная огромная Вселенная в русской живописи. Я не знаю, кто еще так мощно, талантливо и разнообразно писал русскую природу! И - лес! лес у него настолько живой, выразительный, меняющийся, что смотреть можно бесконечно... Мне еще и потому это близко, что я лес люблю больше всех остальных земных стихий :)