Севастополь и Октябрьский

За несколько дней до нападения Германии вице-адмирал и командующий Черноморского флота Филипп Сергеевич Октябрский сказал своему другу политработнику Н.Кулакову:

«Ну, Николай Михайлович, кажется, все предусмотрено. Надеюсь, не оплошаем!...»

Через несколько дней начнётся война и катастрофа Одессы и Севастополя,трагедия которая длилась почти целый год.

Адмирал И. С. Исаков, вновь прибывший на наш флот, осведомил Военный совет об осложнении отношений с Германией. С этим вполне согласовывались известные нам факты нарушения границы немецкими военными самолетами и другие наглые разведывательные действия зарубежных соседей.

18 июня закончилось учение Черноморского флота, и корабли стали возвращаться в Севастополь. Однако на флоте была сохранена оперативная готовность номер два. Разбор маневров планировался на 23 июня.

Очень интересно сообщение полковника Д.Б.Намгаладзе—руководителе разведки в Черноморском регионе—согласно котором английское радио передало информацию о начале войны......Похоже в Москве слушали только английское радио.

ВОСПОМИНАНИЯ ПОЛИТРУКА

Вот воспоминания Н.Кулакова

«В штабе флота уже почти все были в сборе. Здесь царила деловая сосредоточенность, все выглядело так, будто продолжалось флотское учение. Вице-адмирал Ф. С. Октябрьский находился в своем кабинете на втором этаже. Он протянул мне бланк с телеграммой наркома. Это был краткий, состоявший из нескольких слов, приказ всем флотам, кроме Тихоокеанского, о немедленном переходе на оперативную готовность номер один. Телеграмма, принятая в начале второго часа ночи, шла из Москвы считанные минуты, но за это время нарком Н. Г. Кузнецов лично передал этот же приказ по телефону (к аппарату подошел контр-адмирал И. Д. Елисеев, остававшийся в штабе с вечера).

Октябрьский- Дав мне прочесть телеграмму, командующий спросил:- Как думаешь, Николай Михайлович, это война?

Кулаков- Похоже, что так, - ответил я. - Кажется, англичане не наврали. Не думали все-таки мы с тобой, Филипп Сергеевич, что она начнется так скоро... Перевод флота на высшую боевую готовность был у нас хорошо отработан, и все шло по плану. Корабли и части приступили к приемке добавочного боезапаса, топлива, продовольствия.

Коментарий:

Это когда же все происходило? Неужели после телеграммы Н.Г.Кузнецова в половине второго часа ночи? Предполагалось, что флот уже готов к выполнению поставленных боевых задач, а здесь еще, как видите, корабли только приступили к приемке необходимого снаряжения. Но, наконец-то все утряслось и «к половине третьего закончили переход на оперативную готовность номер один все корабельные соединения, береговая оборона, морская авиация. Поступил доклад о том же с Дунайской военной флотилии... На всем Черноморском флоте тысячи людей заняли свои боевые посты, корабли были готовы выйти в море, самолеты - взлететь, к орудиям подан боезапас....

И вот наступает самый ответственный момент - томительное ожидание неопределенности в действиях потенциального противника. К нападению врага - вполне, готовы! А вот о боеприпасах на открытых площадках, не побеспокоились….

Неужели, не укрыли на всякий случай, даже брезентиком от палящих лучей солнца, да и от разных атмосферных осадков, типа дождя? Какая-никакая - а все ж таки была бы «защита».

Опять Кулаков:

«Около трех часов ночи с постов наблюдения и связи в районе Евпатории и на мысе Сарыч донесли: слышен шум моторов неизвестных самолетов. Они летели над морем в направлении Севастополя. В 3.07 шум моторов услышали уже с поста на Константиновском равелине. В городе еще до этого проревели сирены воздушной тревоги. Вот-вот зенитчики должны были открыть огонь - приказ об этом начальнику ПВО флота полковнику И. С. Жилину был отдан начальником штаба флота контр-адмиралом И. Д. Елисеевым, как только стало ясно, что неизвестные самолеты приближаются к главной базе...»

Коментарий:

Опять неизвестные самолеты, но здесь, похоже, действует «боевое генеральское братство»: раз вышестоящее начальство сказало, что самолеты - неизвестные, то и все подчиненные должны продублировать эти слова. Позже, когда сбили два самолета, ведь стало же известно, что самолеты были немецкими, да и после войны столько времени прошло - было, время подумать. Так нет: и через двадцать лет в мемуарах талдычат - «неизвестные самолеты». Одним словом - генералы!

Кулаков--«В эти минуты командир одного из дивизионов зенитно-артиллерийского полка, прикрывавшего Севастополь, соединился по телефону с командующим флотом. Очень волнуясь, он сказал, что не сможет решиться открыть огонь: а вдруг самолеты наши и тогда ему придется отвечать за последствия.

Ф. С. Октябрьский потребовал прекратить неуместные рассуждения и выполнять приказ.

Октябрьский--В противном случае, вы будете расстреляны за невыполнение боевого приказа.

Вот такая история о начале войны на черноморском флоте.

Очень интересный эпизод, характеризующий наших младших командиров, не как слепых исполнителей команд вышестоящего начальства, а как думающего, рассуждающего и способного оспорить решение вышестоящего начальника, если ему показалось нецелесообразным выполнять полученный приказа. Здесь нет никакого противоречия воинскому уставу в флоте.

ЗАЧЕМ СТРЕЛЯЛИ ПО «НЕИЗВЕСТНЫМ» САМОЛЁТАМ?

Зачем стреляли по немецким самолётам?Странный вопрос не так ли!

Авиация Черноморского флота представляла собой одну из его главных ударных сил. В ее состав входили бомбардировочная и истребительная авиабригады, отдельный разведывательный авиаполк, десять отдельных эскадрилий. Всего к началу войны насчитывалось 625 самолетов.

Октябрьскому докладывали—что самолёты черноморского флота готовы поднятся в воздух и отразить нападение.Но Октябрьский….сказал что ему они нужны.

Вместо этого Октябрьский приказал открыть огонь из корабельных и наземных зенитных пушек.Самолёты врага отгнали.Победа!

А что произошло дальше?

Уклонившись от боя с кораблями и облетев бухту с кораблями ЧФ самолёты люфтваффе полетели на…Севастополь.Куда они полетели?

Конечно же на полигон, на территорию минных и артиллерийских складов в Сухарной балке где хранились все боеприпасы черноморского флота и гарнизона города.Они стояли открыто—будто ждали когда их разбомбят…

Боеприпасы заполонили буквально весь полигон.Конечно большая часть осталась в закрытых складах—потому что свободного места на полигоне уже не оставалось….

Севастополь должен был погибнуть в тот момент.

Чудо

Иначе это никак нельзя назвать…Если бы попали в часть боеприпасов, особенно морских мин, хранящихся на открытых площадках, то от детонации (столько тонн взрывчатки!), сработали бы и боеприпасы, находившиеся рядом на закрытых складах.

Последствия были бы ужасны—Севастополь был бы уничтожен.

Эти боеприпасы были на полигоне,но по каким-то непонятным образом огонь до них не добрался…

СТРЕЛЯТЬ ПО ПРОТИВНИКУ БЫЛО….РАЗРЕШЕНО

Опять обратимся к Кулакову:

«Флот перестраивался на военный лад. Еще утром 22 июня вышла в море группа подводных лодок. Готовилась постановка минных заграждений, предназначенных для прикрытия нашего побережья и портов. Морские бомбардировщики, вылетевшие к Констанце, вот-вот должны были нанести по ней первый удар...».

Коменетарий:

Это на Западном фронте запрещено было стрелять по противнику, чтобы не вызвать осложнения в международной обстановке. Ой, как боялись товарища Сталина. Не дай, бог, если тот узнает про конфликт на границе с Германией, да еще с нашей стороны, то, виновнику, как минимум - расстрел!

А здесь на юге - царит полная свобода действий. Всякие там, дипломатические тонкости - по боку: небось, не Молотовы в Москве?

Кто же мог отдать приказ стрелять по противнику?Или это опять ложь,только уже со стороны командования ЧФ.

ВСЕМ НА ОТДЫХ!...21 июня

Во всех войсковых частях, во всяком случае, во все западных округах и в Севастополе, в субботу вечером 21 июня, были организованы концерты с представителями эстрады, театра и кино. . Все это носило характер централизовано-спланированной акции, так как это были не отдельные случаи, а массовое явление.

Массово распростронялись спиртные напитки и делалось это по приказу командования ЧФ.Которое на деле должно было боротся за дисциплину в войсках.

Весь состав ЧФ большей частью получил отдых на несколько дней.Многие из них под утро 22 июня были что называется в «сильном похмелье».

Командование западного фронта вообще отправило большую часть лётчиков в отпуск 20 июня….Таким образом была решена проблема превосходства РККА в воздухе.

Вот так—в округа отправляются директивы о приведении войск в полную боевую готовность,а командование….отправляет действующий состав на праздники и в отпуск.

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

После того как 22 июня бомбардировкой складов с боеприпасами уничтожить Севастополь не удалось началась битва за город длившаяся почти целый год.

Планы предателей решить «Севастопольскую проблему» 22 июня,одним авианалётом провалились.

Генерал РККА Сафронов-командующий Приморской армией был патриотом.

Сафронов руководил защитой Одессы и Севастополя.Даже после того как Севастополь был взят в кольцо он сопротивлялся более полугода.Сафронов не жалел себя и это привело к сердечному приступу.

В октябре его сняли с поста и новым командующим стал Иван Петров,который внёс огромный вклад в оборону города.

Последние дни

29 июня, с падением Инкерманских высот, судьба города была решена.

Из-за отсутствия боеприпасов, редкий огонь артиллерии мог оказать оборонявшимся чисто моральную поддержку. В ночь на 30 июня подразделения 22-й дивизий генерала Вольфа и 24-й дивизии генерала фон Теттана, прикрываемые артогнем и дымовыми завесами, форсировали на моторных лодках Северную бухту Эта операция сопровождалась концентрированными ударами немецко-румынских сил на всех направлениях.

Пехота 170-й дивизии при поддержке реактивных минометов, штурмовых орудий и 'голиафов' взяла штурмом Сапун-гору, следом пал Малахов курган. Вечером 30 июня остатки войск СОР стали отходить из Севастополя к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Началась агония Приморской армии.

К тому моменту Черноморский флот был практически полностью уничтожен.

Защитники Севастополя в последние дни показали невиданыйгероизм.Враг понёс огромные потери—6 пехотных дивизий,одну танковую и 3 румынские дивизии тоже погибли.

Защищая Севастополь отдали свои жизни 600 000 солдат.95 000 солдат и ополоченцев было взято в плен.

1 июля Ф.Октябрьский доложил что город более не имеет возможностей к сопротивлению.Он так построил свой доклад что убедил Сталина в своей правоте,…вернее своей лжи.

Сталин был готов оказать поддержку гарнизону,но доклад Октябрьского ультимативно требовал сдачи города.

КОМАНДОВАНИЕ

Генерал И.Петров тяжело переживал сдачу города и катастрофуармии.Он попытался застрелится но его спасли его подчинёные.

3 июля на 18 самолётах(по другой версии на подводной лодке) по приказу ставки штаб командования покинул город.

ФИЛИПП ОКТЯБРЬСКИЙ

Об нём мало что известно.Сухая биография и только.Он был командующим черноморского флота и как ни странно хорошим знакомым Р.Малиновского—фаворита С.Тимошенко и Н.Хрущёва.

Когда 22 июня Севастополь не был уничтожен—это поломало всего планы.Теперь город и флот надо было сдавать поэтапно.

По воспоминаниям очевидцем вице-адмирал Октябрьский был всегда невероятно хладнокровен.Он видел как погибает Черноморский флот,гибнут моряки…..но ему было как будто всё равно.

Октябрьский ни разу не поднимал вопроса об эвакуации гарнизона и оставшегося мирного населения(хотя этот вопрос был в его компетенции).

Когда 1 июля он доложил об том что город «нельзя» отстоять,Сталин сказал что город надо эвакуировать.Октябрьский…..сказал что слишком поздно.30 июня кольцо замкнулось окончательно.

3 июля он со всем штабом покинул город.В последний раз предав защитников Севастополя.

Сдача города,пленениеи гибель гарнизона результат его предательства.