Последние дни отмечены чередой крупных коррупционных скандалов: дело "Оборонсервиса" и последовавшая за ним отставка министра обороны Анатолия Сердюкова, финансовые махинации при строительстве объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке и арест бывшего замглавы Минрегиона Романа Панова. И, наконец, гигантские хищения при разработке навигационной системы ГЛОНАСС: в МВД считают, что объемы хищений превысили 6 миллиардов рублей. О том, что в скором времени могут быть проведены показательные антикоррупционные процессы, источник в правительстве говорил PublicPost еще несколько месяцев назад. По его словам, таким образом планируется улучшить инвестиционный имидж России на Западе.
Действительно ли в России развернута беспрецедентная антикоррупционная кампания, или никакой системной борьбы нет, а случившееся — симптоматичные, но не связанные между собой события, PublicPost рассказали эксперты.
Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":
"Аналогичную кампанию Путин затевал в период своего первого президенства, когда строил под себя губернаторов. Тогда тоже шла "стрельба по штабам", были довольно частые скандалы с разного рода заместителями губернаторов и т. д. Так что ничего особенного тут нет, это очередная кампания по выстраиванию элиты, Путин ей недоволен, она разболталась, с его точки зрения. Он ее побаивается и зависит от нее, а с другой стороны — хочет подвести ее под стремя. Так что эта довольно несистематическая стрельба — сигнал того, что "ребята, не забывайте, кто здесь хозяин".
Громкие дела и посадки еще могут быть, это зависит от реакции элиты, но проблема в том, что реакция может быть непредсказуемой и неожиданной: элита может и не захотеть идти под стремя".
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента:
"Некоторые утверждения о том, что последние громкие коррупционные дела направлены на отвлечение внимания населения, смешны и труднообъяснимы. Президент Путин последовательно подчеркивает приоритет темы борьбы с коррупцией. Путин делал это и в прежние президентские сроки, делал, будучи главой правительства, декларировал в качестве приоритета программы, с которой шел на выборы главы государства, и делает это сейчас. Нет сомнений, что будет делать и дальше. Конкретные действия по борьбе с коррупцией проходят постоянно на всей обширной географии России.
Намеки на кампанейщину абсолютно несостоятельны, это последовательная, ежедневная работа".
Сергей Алексашенко, экономист, руководитель аналитической группы "Центр развития":
"Никакой общей кампании нет. Власть не собирается бороться с коррупцией, просто ее масштабы и количество коррупционных фактов в стране настолько велики, что живого места не осталось — рвется все одно за другим. Такая страна. Бороться можно либо случайным образом, либо системно. Системной борьбы я пока не вижу".
Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета:
"Вся эта история многогранна. Ведь что такое коррупция в России? Первое: это самый доходный бизнес. Второе: это часть национальной идеи для бюрократии. С сожалением, но мы вынуждены это признать. Третье: коррупция — это межведомственные системные отношения. В определенный момент все сложилось: окончательное понимание со стороны руководства страны, что когда коррупционные интересы перекрещиваются и входят в конфликт с руководящими указаниями, то они либо блокируют и саботируют их, либо приводят к тому, что делается все наоборот. Это нарушает работу системы управления, в том числе и ручного. Коррупционные групповые бизнес-конфликты уже приводят к конфликтам в элитах, что тоже ослабляет систему управления. С этим надо что-то делать. Что из этого получится, зависит от того, насколько серьезно власть настроена. О серьезности же намерений могут говорить слова Иванова (Сергей Иванов — глава Администрации президента — PublicPost), сказавшего недавно в интервью, что коррупция — это угроза национальной безопасности. Адекватным угрозе должно быть и наказание — не те законы о контроле за расходами чиновников, которые Дума будет принимать, а адекватное наказание. Так что я думаю, что за заявлением Иванова о конфискации имущества последуют какие-то шаги. Сергей Борисович Иванов никогда ничего просто так не говорит. Будет развитие, по-другому тут вряд ли что получится".
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
"Речь не идет о показательной антикоррупционной кампании, речь идет о переводе борьбы с коррупцией в фактическую плоскость: все выборы завершены, ситуация более-менее стабильная, можно спокойно разобраться с коррупционерами. Это верховная власть и делает. От Владимира Путина ожидали конкретных действий. Владимир Путин производит конкретные действия.
Все антикоррупционные процессы показательны. Все они имеют педагогическое значение если не в первую, то во вторую очередь. Ничего стыдного в этом нет".
Комментарии
в MAXPARKе « Химеры транспарентности законодательного каркаса коррупции, СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО наблюдателя , часть 1, 2 , виктор Проф , написал 25. 01 .2013