Валентин Катасонов: Дырки в законопроекте .

На модерации Отложенный

Дырки в законопроекте о запрете иметь счета за рубежом видны невооруженным глазом.

  

Владимир Путин сегодня внес в Госдуму законопроект, запрещающий чиновникам иметь счета в иностранных банках, а также государственные ценные бумаги других государств, облигации и акции иностранных эмитентов.

О зарубежных счетах и собственности наших чиновников президент говорил еще в своем послании Федеральному собранию в декабре прошлого года, после этого было внесено два законопроекта, причем, последний поддержали депутаты из всех фракций.

 

Тогда авторы законопроекта решили вообще запретить почти всем категориям госслужащих иметь что-либо за рубежом, закон должен был касаться и супругов чиновников, и их несовершеннолетних детей.

 

За нарушение закона грозила уголовная статья. Многие, в том числе премьер Дмитрий Медведев, выступили с критикой законопроекта, назвав его слишком жестким.

Теперь, совершенно неожиданно для Госдумы, президент внес свой более мягкий, но теперь по оценкам экспертов – "половинчатый" проект этого закона.

 

Это более мягкий вариант в сравнении с тем, который готовился в Думе, в нижней палате. Этот документ, инициированный Путиным, касается только банковских счетов и ценных бумаг, имитированных нерезидентными организациями – по нему возникает, конечно, много вопросов.

 

Недвижимость оказывается за пределами этого закона, второй вопрос касается ценных бумаг, потому что, в принципе, существует уже давно практика передачи ценных бумаг в трастовое управление, и неясно, как наши законодатели собираются перекрывать этот канал ухода от государственного контроля. Поэтому, конечно, это половинчатый законопроект.

 

И главное – как он будет исполняться?

Сейчас у нас нет организации, которая обеспечивала бы контроль над вывозом средств за пределы Российской Федерации.

Нет и организаций, которые бы контролировали зарубежные активы наших чиновников. Потому что у нас демонтированы все надзорные, контролирующие структуры: формально вывески есть, а ни людей, ни опыта, ни желания – нет.

Это очень деликатные темы, такие как валютный контроль, валютное регулирование.

 

Что касается предложения Германа Грефа - хранить активы в отделениях наших банков, находящихся за рубежом, то тут речь идет, конечно, о государственных банках, это либо Сбербанк, либо Внешторгбанк, потому что многие так называемые российские банки созданы с участием иностранного капитала – тут тоже не все так однозначно.

 

А в целом, если есть право у чиновника на то, чтобы иметь недвижимость за рубежом, то такому чиновнику, естественно, требуются и какие-то денежные средства за рубежом для того, чтобы обеспечивать эти объекты недвижимости.

Так что тут играет свою роль совокупность законов. Без денег недвижимость не существует, она же не в безвоздушном пространстве находится. Дырки в законопроекте видны невооруженным глазом.

 

Сам по себе этот законопроект отчасти был инициирован и ускорен тем, что появились такие списки, как список "Магнитского", который был тонким намеком для коррумпированных чиновников, что их оффшоры, зарубежные счета станут "подушкой безопасности" для американской экономики.

 

Доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов для Накануне.