Московские сочинители
За многие годы тема покушения на Ленина обросла таким количеством версий, что впору задуматься, было ли вообще покушение. Разберёмся. Итак, Ленин ранен. Все в панике разбегаются… Но ведь известно, что выступление было отменено, а Ленин, не предупреждённый об этом, приехал на завод с опозданием на несколько часов. Кто его там ждал, если всем советовали не ждать? Почему схватили именно Каплан, стоявшую где-то в сторонке? И браунинг, из которого якобы стреляла Каплан, подобрали на улице лишь через сутки после покушения и тут же определили, что это именно тот браунинг, без всяких экспертиз? А потом срочно передают её под охрану коменданту Кремля и быстренько расстреливают. И лишь после этого устраивают так называемый «следственный эксперимент».
Инквизиция у стен Кремля
Впрочем, странности продолжаются. Вот что пишет в своей книге «Записки коменданта Московского Кремля» Павел Мальков:
«…Через день или два (после покушения – авт.) меня вызвал Варлам Александрович Аванесов:
– Немедленно поезжай в ЧК и забери Каплан. Поместить её здесь, в Кремле, под надёжной охраной.
Я вызвал машину и поехал на Лубянку. Забрав Каплан, привёз её в Кремль и посадил в полуподвальную комнату… Прошёл день-другой, вновь вызвал меня Аванесов и предъявил постановление ВЧК: Каплан расстрелять, приговор привести в исполнение коменданту Кремля Малькову…»
Трудно поверить. Не могла ВЧК приказывать сотруднику ВЦИК Малькову! Не имела полномочий. Так как находилась на ступеньку ниже в иерархии власти. Да и не верится, что у ВЧК не было заплечных дел мастеров в тогдашней России, уже вплотную приблизившейся к гражданской войне. Тем не менее Мальков уточняет у работодателя время и место расстрела. А также любопытствует – где хоронить? Узнаёт, что следов от Каплан не должно остаться никаких, велено тело после убийства сжечь. Мальков настолько тщательно готовит операцию, что свидетелем, а заодно и соучастником её (ну как не погреть руки на костре истории!) становится поэт Демьян Бедный, живший в то время в Кремле.
Дальше всё по сценарию. Мальков убивает Каплан, тело запихивают в бочку из-под смолы, обливают бензином и сжигают у стен Кремля. Чем не инквизиционный костёр? Может, так в ту пору совершенствовались методы казни? (В Екатеринбурге уничтожали тела членов царской семьи химикатами, здесь – огнём, в Алапаевске просто сбросили Великих князей в ствол шахты, а следом туда полетела вагонетка).
Любовница Ульянова?
Очень сомнительные свидетельства от начала этого спектакля до сегодняшних дней. Вопросы без ответов следуют один за другим. Если готовились убить Ленина, то почему для этого покушения выбрали полуслепую женщину? (Вот факты из биографии Фанни Каплан. В 16-летнем возрасте приговорена к смертной казни, заменённой из-за несовершеннолетия несостоявшейся террористки бессрочной каторгой. Вышла на свободу в 1917 году. Где же она училась стрелять? И когда?). Если следствием по этому делу занималась ВЧК, то почему она так безропотно отдала свою пленницу представителю ВЦИК?
Кому было выгодно, чтобы Каплан быстрее исчезла? Историки называют самой вероятной фигурой Якова Свердлова, председателя ВЦИК, второго лица в Советской России, которому стало тесно рядом с первым лицом – Лениным. Другая версия – Каплан была любовницей Дмитрия Ульянова, поэтому семья Ленина не позволила расстрелять её, и террористку отправили куда подальше. Нашлись свидетели, которые видели её спустя годы на Соловках, на Воркуте, в Сибири… Утверждали, что после ареста она была библиотекарем в Бутырской тюрьме, потом на Дальнем Востоке…Можно было бы и не придавать подобным сообщениям значения, если бы я сам не услышал историю Каплан из уст знающих людей.
Могла сидеть и в Воркуте
В 1987 году у меня было несколько продолжительных бесед со Львом Ивановичем Любаевым, потомственным чекистом (его отец был в ЧК с начала создания чрезвычайных комиссий). В 1945 году Любаев работал в Печорлаге замначальника политотдела. Во времена его руководства Вятским ИТЛ срок там отбывал знаменитый футболист Эдуард Стрельцов. С 1966 года Любаев работал в Коми АССР начальником управления Устьвымского ИТЛ. Говорили мы о многом. Разумеется, меня интересовало всё о Стрельцове, которого восторженно встречали уже в свободное время болельщики Воркуты и Сыктывкара на матчах ветеранов футбола. Память у полковника в отставке Любаева была превосходной. И вдруг он сам затронул тему о покушении на Ленина. Вот его рассказ, оставленный им без комментария.
– Однажды мы возвращались из Москвы с совещания в одном самолёте вместе с начальником Тобольской тюрьмы. Совещание прошло удачно, никого из нас не взгрели. Ну а после него хорошо отдохнули в ресторане. И вот в Свердловске, где мы должны были расстаться друг с другом, тобольский начальник предложил мне побывать у него в гостях: мол, не наговорились. Я отнекивался. А он возьми и скажи: – Ну, поехали, я тебе Каплан покажу! …Как!? Она же в 1918-ом году…? Нет, жива, у меня сидит… Почему никто не знает? А у меня так поставлена служба, что заключённые на знали даже, что была Великая Отечественная война…
Любаева он не уговорил. А я лишился возможности получить подтверждение, как говорится, из первых уст. Но вот что пишет в своих «Воспоминаниях» А.И. Боярчиков (1902-1981). Второй срок отбывал на Воркуте в 1936-1941 гг.:
«В этой каторжной тюрьме сидела Фанни Каплан, стрелявшая отравленными пулями в Ленина. Вместе с ней была её дочь, рождённая в камере. Когда в Верхнеуральский полит-изолятор стали привозить в 1929 году большевиков-интернационалистов, Ф. Каплан с дочерью перевели в Суздальский политизолятор…»
А вот ещё два свидетельства из архива Ленинградского УНКВД. Из протокола допроса заключённого Новикова (видимо, не просто любопытство сжигало чекистов, если они отслеживали слухи о Каплан):
«В июле 1932 года в пересыльной тюрьме в Свердловске, во время одной из прогулок на тюремном дворе, я встретил Каплан Фаню в сопровождении конвоира. Несмотря на то что она сильно изменилась после нашей последней встречи в Москве в 1918 году, я всё же сразу узнал её. Узнала ли она меня, не знаю, при нашей встрече она никакого вида не показала. Всё ещё сомневаясь в том, что это Каплан, я решил проверить это и действительно нашёл подтверждение, что это была она… В Свердловской тюрьме содержался Кожаринов, переводившийся из челябинского изолятора в ссылку. Он был привлечён к работе в качестве переписчика. Я обратился к нему с просьбой посмотреть списки заключённых, находится ли среди нах Фаня Каплан. Кожаринов мне сообщил, что в списках тюрьмы числится направленная из политизолятора в ссылку Фаня Ройд…
С чего и начался «красный террор»
Но вернёмся к началу истории – 3 сентября 1918 года, когда Каплан якобы была расстреляна. Уже через два дня появилось «Постановление о красном терроре», обрекающее на уничтожение десятки и сотни тысяч граждан России. Не для этого ли и нужен был спешный выстрел в Каплан -- чтобы врагами были названы правые эсеры (в Петрограде в Урицкого тоже стрелял эсер).
Всё, связанное с Каплан, схоже с пробуксовками по Раулю Валленбергу. Того тоже часто видели в разных лагерях и в разные годы. А официальные документы столь же противоречивы, как и слухи. И Шведская Академия наук, изучив все материалы по Валленбергу, сделала абсолютно разумный вывод: пока не предоставлено достоверных сведений о смерти Валленберга в тюрьме, каждая версия о его пребывании в лагерях имеет право на существование.
Думается, что и в вопросе о покушении на Ленина следует руководствоваться советом шведских учёных: пока не дана оценка той подозрительно торопливой возне вокруг покушения на вождя и «следственного эксперимента», связанного с террористкой Фанни Каплан, любая версия имеет право на существование.
Комментарии