Любовь в моём еврейском понимании.

На модерации Отложенный

Когда человек рождается, ему кажется, что он находится в центре мира, весь мир принадлежит ему и нет никого в мире, кроме него.

Подрастая, постепенно начинает понимать, что кроме него есть в этом мире ещё люди, у которых есть собственная жизнь, собственные мысли, собственные чувства.

Но поскольку человек никогда в своей жизни, даже прожив все 120 лет, не почувствует переживаний и боли других людей, не подумает «их мыслями», единственная возможность для него понять других людей — это через себя.

Любовь — это способность ощутить себя единым целым с другими людьми.

У человека, который любит свою семью, Я равняется всей его семье.

А у того, кто любит всех жителей своего города, Я растёт и «охватывает» всех земляков.

У того же, кто любит всех людей земного шара, Я «охватывает» весь мир.

Такой человек чувствует, что он сам и все люди мира — единое целое.
Это то, что хочет от нас Творец, когда повелевает: «Возлюби ближнего как самого себя» (Числа 19, 18).
Каждый должен ощутить всех остальных частью самого себя. Именно поэтому сказано «как самого себя» — ощутить их частью себя.
Как-то видел в детском журнале интересный вопрос, обращённый к юным читателям:
«Скажите, дети, — было сказано там, — когда вы видите на экране компьютера льва, который гонится за оленёнком, какие мысли у вас возникают?
Возможно, вы подумаете:
“Какой жестокий лев! Как было бы хорошо, если бы оленёнок от него убежал!”

А что вы скажете, когда увидите маму-птичку, которая приносит червячка своим птенцам?
Разрешите предположить, что вы воскликнете что-то вроде:
как чудесно, теперь у птенцов есть пища!
Но почему же мы не скажем наоборот?
Когда увидим льва, почему не скажем: как чудесно, что у львят будет пища?
А когда увидим птичку, почему не скажем: какая жестокая птица, какой бедный червячок?»

В том журнале ответа на вопрос я не увидел.
Но думаю, ответ на этот вопрос простой:
мы себя всегда отождествляем с тем, кто нам приятен.

Именно поэтому, когда мы видим льва, который гонится за оленёнком, сразу же становимся на сторону оленёнка, отождествляем себя с ним.
Поэтому думаем: какой жестокий лев!
А червячок для нас неприятен, птенцы гораздо милее.
Поэтому, видя птичку, которая приносит своим детям червячка, мы отождествляем себя с птенцами и радуемся тому, что у них есть «завтрак».

Интересно, что слово «любовь» на арамейском языке — рахамим, что обозначает также «милосердие».
К кому мы милосердны?


К тому, на чьё место можем себя поставить, и поэтому мы его любим.

Но Бог не желает, чтобы наша любовь распространялась только на тех, кто нам симпатичен.

Как же мы сможем полюбить всех людей?
Во-первых, понимая, что все, как и мы, — создания Творца.

Таким образом мы почувствуем себя одним целым со всем человечеством.
Но есть ещё один путь возлюбить ближнего.

На этот путь намекает само слово аhава — «любовь».
Корень этого слова hав, что на арамейском языке означает «дай».

Природа человека такова, что когда он «вкладывает» во что-то, он привязывается к этому и чувствует, что это — часть его самого.

Именно поэтому мудрецы сказали, что небольшой урожай, который человек сам взрастил, ему гораздо дороже, чем значительно больший урожай, над которым он не трудился.

Когда мы даём что-либо ближнему, «вкладываем» в него, мы ощущаем его частью самих себя и поэтому можем его полюбить.

Инетерсно, что наши мудрецы называют мужа и жену - «любящие друзья».

В книге Притчей (25, 17) сказано:
«Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя».
Эта «рекомендация» царя Соломона относится только к обычным друзьям.

С любящими друзьями по-другому:
чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее становится их любовь.
Муж и жена являются этими любимыми друзьями, поэтому чем больше они бывают вместе, тем больше любят друг друга.

Думаю, что объяснение простое:
когда обычный друг приходит в гости, рады не ему самому, а тому удовольствию, которое он доставляет.
Когда хозяин дома пресыщается гостем и тот перестаёт приносить ему удовольствие, хозяин начинает ненавидеть гостя.

А любовь мужа и жены основана не только на удовольствии, которое они получают друг от друга, но и на их ощущении себя единым целым.
Тревоги и заботы одного — это тревоги и заботы другого.
Точно так же радость одного из них — радость и для другого. Поэтому чем больше муж и жена находятся вместе, чем больше они «вкладывают» в построение настоящей связи и единства, тем больше их любовь друг к другу.

Теперь мы сможем понять утверждение мудрецов, что любовь корыстная — зависящая от наличия определённой вещи, свойства и т.п., в конце концов, иссякнет.

А любовь бескорыстная, безусловная не исчезает никогда.

В первом случае если не будет вещи, свойства, которые вызвали любовь, — и сама любовь пропадёт.

А та любовь, при которой люди чувствуют себя единым целым, вечна.