Почему осужден Квачков

На модерации Отложенный

 

Сергей Злобин: «Никому не советую обращаться в суды»

 // Закон и порядок

Бывший служитель Фемиды рассказал об изнанке профессии

 

Случай, когда судья высокого ранга на взлете своей карьеры добровольно уходит в отставку, – не из рядовых. Но в разряд скандальных историю бывшего зампредседателя облсуда Сергея Злобина вывели его многочисленные выступления в СМИ, в которых он назвал судебную систему региона «коррупционной» а судей – «подконтрольными».

 Сергей Владимирович, слова о добровольности вашей отставки журналисты изначально брали в кавычки: в таком возрасте с такой должности по собственному желанию не уходят. Ваша версия?

– Я девять месяцев находился под угрозой возбуждения уголовного дела, мне и моим близким приходили угрозы по sms. В такой ситуации, сами понимаете, и речи быть не может о том, что я ушел сам.

 В свое время сообщалось, что силовики «нарыли» на вас 18 томов нарушений по 250 листов каждый.

– Если бы нарушения действительно имели место, наш сегодняшний разговор, я думаю, не состоялся бы.

 Не опасаетесь, что ваши выступления в СМИ приведут к уголовному преследованию?

– Я уже свое отбоялся, будучи в системе. Теперь, когда я ушел, почему я должен бояться? Посадят меня? Так уже многих посадили ни за что. Я никомуне советую обращаться в суды. На мой взгляд, здесь могут добиться правды только те, кто подает мелкие гражданские иски. А если брать уголовные дела, то только если они не связаны с рейдерскими захватами, конфликтами, задевающими чьи-то высокие интересы.

 Серьезное заявление. Но почему тогда вы так долго держались в системе, к тому же очень успешно шли по карьерной лестнице?

– Карьера – это плоды моего труда. Я не отношусь к тем, кто, следуя новым веяниям моды, решает вопросы назначения с помощью финансовых средств.

 На том этапе вы этих нарушений не видели?

– Тогда не было судей-беспредельщиков, я не ощущал давления. Да, были просьбы, чтобы обратил на что-то внимание. Но сейчас все сферы жизни претерпевают деформацию, причем в худшую сторону. А судебная система – не в вакууме. Она всегда была зависимой, а сейчас так просто правовой беспредел.

 Но судьи же независимы?

– Давайте не будем! Вам что, ни разу в суды обращаться не приходилось? Независимы по закону. А по жизни – где-то давят, где-то просят, где-то условия создают такие, что судьям некуда деться. Почему раньше молчал? Когда находишься в системе, вынужден жить по ее законам, а некоторые вещи просто не замечаешь. К тому же мы все умеем играть роли: люди – актеры. В душе, конечно, все переворачивается, когда приходишь домой. Но работа есть работа. Она хоть и тяжелая, грязная эмоционально, потому что постоянно разбираешь конфликты, но уйти трудно. Я три раза собирался, хотя никто меня не гнал, но духу не хватило.

 А мне вот приходилось слышать от представителей судейского сообщества, что система стала таковой, в том числе, с подачи Злобина. Своего рода «серого кардинала», который руководил райсудами, может быть, даже больше, чем председатель облсуда, и эту самую систему, в том числе и систему побОров, выстраивал и доводил до совершенства.

– Как говорится, каждый мыслит в меру своей испорченности. Мы два года ездили в райсуды. Из более чем двух тысяч заволокиченных дел на момент моего ухода осталось девять. Да, я вел себя жестко. Да, я оказывал давление на судей. Но только в том, чтобы они рассматривали дела в установленные законом сроки. Эта жесткость, видимо, многим не понравилась. Представляете, раньше кто-то в «расслабоне» сидел, нет настроения – отложил дело, а тут вдруг каждый день давай справочку: почему оно отложено. Но я эти действия согласовывал с руководством: и по проверкам, и по регламенту, и по делам, имеющим общественный резонанс. Если поборы были, то пусть скажут об этом открыто и прямо. Может быть, скорее, кормушка закрылась? Как вариант, я это допускаю. Иначе, почему в том же 2011 г., когда на меня начинают оказывать давление, решением Высшей квалифколлегии судей РФ мне присвоили первый квалификационный класс, затем приказом председателя Верховного суда РФ Лебедева я был назначен председателем уголовной коллегии области, а вскоре после этого Совет судей РФ награждает меня почетной грамотой за хорошую работу.

Возникает вопрос: так кого не устраивало мое нахождение в должности?

 Вы говорите, что судебная система коррумпирована, и в то же время, что качество работы судов повысилось. Получается, суд скорый, но несправедливый?

 Качество работы в том, что мы перестали отменять судебные решения по надуманным основаниям. Знаете, бывает, берешь уголовное дело, смотришь – а оно четыре раза ходило из райсуда в кассацию и обратно. Это один из способов, когда ничего сделать нельзя, реально есть состав преступления, но кто-то заинтересован в другом исходе дела, и ожидают, что «кто-то сдохнет: или ишак, или падишах».

 Но так можно повысить качество, не отменяя приговоры судов первой инстанции в кассационной, какими бы они ни были. И показатели будут прекрасные.Ходят разговоры, что и такая тактика применяется.

 Это только разговоры, близкие к правовому извращению. Если бы я такую тактику применял, я до сих пор занимал бы должность зампредседателя облсуда, поскольку не нарушал бы чьих-либо интересов. А поскольку я их задел, началась травля.

 Одна из версий вашего устранения – противостояние двух судебных «кланов» в облсуде: гражданской и уголовной коллегий. С этой точки зрения последнюю конференцию судей региона можно расценить как «победу» первой над второй: уголовную коллегию явно потеснили. Есть такое в облсуде?

 Противостояния как такового нет, но допускаю, что кому-то показалось мало одной коллегии по гражданским делам, захотелось расширить свою сферу влияния. Похоже, это и есть истинная причина моей отставки.

 Вы подали иск об отмене вашей отставки, просите признать ее вынужденной. Хотите вернуться на прежнюю должность?

– Хочу, чтобы восторжествовала справедливость. Я все-таки надеюсь, что судебная система зайдет не в бумажную, а в настоящую реформу.

 

Врезкой в конце текста:

 

В 2009 г. кассационная коллегия Верховного суда РФ восстановила в должности судью Центрального райсуда Волгограда Елену Гусеву, чьи полномочия были досрочно приостановлены из-за «ошибочного понимания принципа судейской независимости».

В 2005 г. председатель райсуда Игорь Пучкин потребовал, чтобы судьи докладывали ему о делах, находящихся в производстве, вплоть «до рассмотрения материалов по существу». Гусева с этим не согласилась. В 2008 г. квалифколлегия проголосовала за досрочное прекращение полномочий судьи за то, что она «…не посещает оперативные совещания, чем препятствует руководителю суда осуществлять правосудие». Верховный суд отменил данное решение. Это был прецедент.

Не удалось вернуть себе должность судьи Марианне Лукьяновской, уволенной из Волгоградского облсуда. По официальной версии – за фальсификацию кассационного определения; по версии судьи – за то, что вынесла решение, не согласованное с председателем облсуда.

 

Как это было

Имя Сергея Злобина стало известно широкой публике после того, как о его внеслужебных деяниях рассказали СМИ. Позже к председателю Высшей квалифколлегии судей обратился лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. В его сообщении, в частности, шла речь о самозахвате земельного участка.

– Официально Сергей Злобин задекларировал 12 соток, а забором огородил почти в десять раз больше – около гектара, в том числе дорогу общего пользования и водоохранную территорию, – уточняла пресс-служба партии.

Позже здесь были проведены берегоукрепительные работы на многие миллионы рублей, которые, по мнению «яблочников», не могли быть оплачены из официальных доходов. Затем на берегу Волги вырос «скромный» особняк.

Проверку данных фактов провело региональное СУ СКР. По словам руководителя ведомства Михаила Музраева, он поставил перед председателем Верховного суда России вопрос о том, что дальнейшее нахождение Сергея Злобина в должности зампредседателя облсуда невозможно. Судья подал в отставку.

Оснований для возбуждения уголовного дела силовики не нашли, но, по словам руководителя ведомства Михаила Музраева, «установили вопиющие нарушения норм судебной этики».

 

 

Год: 2012   Номер: № 22 (1001)