Навстречу Играм: медленнее, дороже, скандальнее

На модерации Отложенный
 
Год до Олимпиады: первичный разбор полетов
Осмотр трамплинов "Русские Горки"
Фото: kremlin.ru

 

До открытия зимних Олимпийских игр в Сочи остался ровно год. С этим и связано некое нездоровое оживление вокруг темы у всех заинтересованных лиц и организаций и не в последнюю очередь человека, для которого ОИ — почти личный проект. То есть президента Владимира Путина. И остальных чиновников, бизнесменов, общественников, журналистов и жителей города Сочи. 
Еще бы: остался всего год.

ВГТРК по этому случаю даже запустил специальный проект: «олимпийские часы» в разных городах России сегодня станут отсчитывать оставшееся до Олимпиады время. Цены на билеты, как заявил на пресс-конференции вице-премьер Дмитрий Козак, будут низкими, чуть ли не рекордно низкими среди всех Олимпийских игр последних лет, - еще одна радостная новость.

Пытаются омрачить радость от события общественники из «Экологической вахты Северного Кавказа». Они призывают граждан бойкотировать Олимпиаду: не покупать сувениров и не участвовать в мероприятиях под эгидой Олимпиады. И даже провели пресс-конференцию (экологи сетуют, что власти пытались ее сорвать) на тему экологических проблем, связанных с проведением игр. Приурочили, разумеется, ее тоже к году до Олимпиады. Экологи, впрочем, чиновникам привычны и для проведения игр вряд ли представляют опасность. Но есть новости для некоторых товарищей похуже.

Мрачные предсказания

России на Олимпиаде уже предрекают неудачу. Голландское агентство спортивной статистики Infostrada накануне опубликовало прогноз по медалям, и в нем Россия занимает лишь шестое место, уступая Канаде, Норвегии, США, Австрии и Германии. «Золота» у России, согласно прогнозу, будет немного: семь медалей. На фоне ванкуверского провала (11-е место в общекомандном медальном зачете) это потенциальное шестое место смотрится не так уж плохо, но страна-организатор всегда вправе рассчитывать на место повыше своего «законного». Плюс амбиции, разумеется. «Вперед Россия», «дома не можем проиграть» и тому подобное.

 
Осмотр станции Красная Поляна

Вице-премьер Госдумы и один из кураторов олимпийского проекта Александр Жуков недавно заявлял, что сборной России по силам занять первое место в общекомандном зачете. Жуков, конечно, по спортивной статистике, да и по функциональной готовности тех или иных сборных не самый большой специалист, но его мнение, надо полагать, для бюрократии будет значить сильно больше предсказаний «каких-то голландцев». Со всеми вытекающими отсюда кадровыми решениями.

Понятно, что, если прогноз Infostrada сбудется, то российские спортивные чиновники будут иметь очень бледный вид. После прошлой зимней Олимпиады, закончившейся для России неудачно, едва не лишился своего поста министр спорта Виталий Мутко. А глава Олимпийского комитета Леонид Тягачев вынужден был под давлением чиновников взять вину за Ванкувер на себя и подать в отставку. 6-е место в «нашем» Сочи будет не слабее ванкуверской пощечины и разбора полетов тогда стоит ждать не менее яркого.

Кто виноват в провале?

 Это дело будущее, а пока разбор полетов наблюдается все более в сфере сугубо материальной. Владимир Путин второй уже день подряд осматривает олимпийскую стройку и уже есть «жертвы». Накануне премьер устроил публичный разгром сопровождавшим его видным чиновникам и бизнесменам на предмет незавершенных строек, сорванных сроков и превышенной сметы.

В самом деле, выглядит эффектно: обещали сдать объект полтора года назад, а теперь сдадут только в июле, стоить он должен был 1,2 миллиарда рублей, а выйдет за восемь.

 
 Горнолыжный комплекс "Горная карусель"

 

Тут стоит сделать отступление: такая ситуация характерна для абсолютно всех проектов. Чтобы проект был одобрен, подрядчик в нормальных условиях вынужден занижать сроки, занижать затраты и завышать эффективность. Так что проекты, тем более мега-проекты и тем более в России,  редко реализуются в срок и за те деньги, которые были заложены в изначальной смете. И это без форс-мажорных ситуаций, а понятно, что в бизнесе всякое случается. Когда Россия выиграла право проведения Олимпийских игр в 2006 году, мало кто в мире мог предположить, что через два года мы вкатимся в тяжелейший кризис.

На это, разумеется, накладывается российская специфика, что усугубляет положение, но до Олимпиады, надо полагать, все объекты постараются привести в «боевую готовность». И тем не менее, Путин, осматривая строящийся еще трамплин, устроил разнос подчиненным. И ответ на вопрос «кто строит?» Путин и вся страна (это дали все телеканалы в вечерних новостях) услышали фамилию замглавы Национального олимпийского комитета и бизнесмена Ахмеда Билалова, чья компания трамплин и строила.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил по итогам президентского осмотра, что кадровых перестановок не будет, но ошибся. И вот результат: Билалов лишился поста вице-президента Олимпийского комитета России, а заодно и поста председателя правления компании «Курорты Северного Кавказа». Не прошло и суток с момента президентского осмотра, как куратор олимпийской стройки, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил об этом кадровом решении. «Люди, которые не выполняют обязательства в таких масштабах, не могут руководить олимпийским движением в нашей стране и возглавлять «Курорты Северного Кавказа»» - объяснил решение Козак. До кучи в КСК еще и гендиректора сменили.

 
Горнолыжный центр "Роза Хутор"

Билалов, разумеется, стал ритуальной жертвой. Власти и лично Владимир Путин очень стремятся не повторить провального саммита АТЭС, когда высоких гостей селили в полуготовый студенческий кампус, долго обсуждали, не рухнет ли мост на остров Русский и не стоит ли осуществить доставку делегатов другими путями и так далее. Да и Олимпиада представляется более значимым проектом. Право ее проведения считается путинской заслугой — это он летал представлять российскую заявку в Гватемалу в 2006 году. С тех пор президент и курирует проект. Но просто посещений Путина на финальном этапе подготовки было явно недостаточно, вот и был продемонстрирован президентский гнев: чтобы остальные начали быстро-быстро все доделывать «во избежание чего».

Нет сомнений, что сигнал был заинтересованными лицами воспринят и объекты достроят. Но это не последняя серия в истории. Если российская сборная не покажет выдающихся результатов, то начальство, на волне общего негодования, вполне может вернуться к вопросу о том, кто и как что строил.

Спорт высоких достижений с политикой и бизнесом связан очень сильно не только в России, но у нас это помножено на «лидерский комплекс». Потому любой спортивный провал запускает процесс поиска виновных с последующими отставками и разборками, кто же все испортил.