Христианство как результат политической борьбы
На модерации
Отложенный
Вячеслав Перегудов
Христианство как результат политической борьбы.
Политика во все времена была грязным делом, но иногда, в этой грязи рождается подлинный жемчуг. Бывает и так, что политика создает религию и наоборот. То, что произошло в Иудее в 1-ом в. н.э. подтверждает это.
Дело «Кумран»
После выхода книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и одноименного фильма вновь возрос интерес к личности Христа. Спору о правдивости евангельских сказаний об Иисусе уже более 1800 лет.
Масла в огонь подлили события 1947 г., когда в долине Кумран были обнаружены свитки с текстами Ветхого Завета, толкования на него и различные документы, связанные с организацией общины их составившей.
Перевод и подготовка текстов к изданию была поручена международной группе ученых под руководством отца де Во, личности неординарной. Являясь католическим священником, он одновременно был антисемитом. Так вот, в течение почти 10 лет после открытия текстов ни один ученый, не принадлежащий группе де Во, не был допущен к текстам. Все выводы, заключения, сделанные этой группой, причем весьма умозрительные, носят название «консенсус», то есть изучавшие тексты просто пришли к соглашению по спорным вопросам. И это соглашение, стало догмой, оспаривать которую долгое время никто не решался.
Установлено, что Кумранская община возникла около 134 г. до н.э. на месте разрушенной в 6 в. до н.э еврейской крепости. Наиболее крупные постройки были завершены ок.100 г. до н.э. В 31 г. до н.э. из-за землетрясения Кумран был покинут, но через 20 лет был вновь заселен.
Кумранская община, согласно официальной точке зрения, была миролюбивой, политически нейтральной. В 68 г н.э. в ходе Иудейской войны Кумран был разрушен римлянами.
Населяла это место до 68 г. н.э. община ессеев. Что означает это слово до сих пор однозначно неизвестно. Считается, что это греческое слово означает «чистый». Хотя себя они называли Сыны Света или Сыны Завета. Смыслом их учения было следование словам и делам Учителя Праведности, который подвергался преследованиям со стороны Нечестивого Священника. Кто эти персонажи? К ним вернемся позже. Современники ессеев Иосиф Флавий, Плиний Старший считали их достойными, благочестивыми людьми: имущество у них было общим, труд обязателен для всех, соблюдение Закона Моисеева превыше всего (за хулу на Моисеев Закон полагалась смерть), за другие проступки- ограничение в пище, что могло привести к смерти от голода. Также они совершали ритуальные омовения, которые походили на христианское крещение. В общем, обычные монахи на современный лад. Но при ближайшем рассмотрении дела обстоят не столь благостно. Посмотрим на эту общину, ее идеологию, и роль Иисуса в этой истории.
Метод Б. Тиринг .
В 1992 г. доктор философии и теологии Барбара Тиринг выпустила свою книгу «Иисус из плоти и крови». В ней предлагается совершенно новый взгляд на историю кумранской общины и христианства. Изданию предшествовал пятнадцатилетний труд, связанный с изучением кумранских рукописей и Нового Завета. Свой метод Тиринг назвала «Пешер». Что это такое?
В свитках встречается слово «пешер», что означает «интерпретация снов». Работает эта система так. Автор, живший в 1-ом в. н. э., назовем его «пешерист», берет текст Ветхого Завета, например, книгу пророка Аввакума, где описаны события начала 6-го в. до н.э. (тогда началась война Иудейского царства с Вавилонским, в результате которой Иерусалим и первый Храм были разрушены, а Ковчег Завета и другие святыни исчезают в пожаре войны), и после каждого стиха он добавляет слова: «его пешер….» и затем поясняет, что речь идет о событиях его времени, т.е. о 1-ом в. н.э. Вавилоняне в книге Аввакума обозначены словом «киттим», под которым автор из Кумрана подразумевает римлян:
« Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его» ( Аввакум 1:7)
«Его «пешер» относится к «киттим» (римлянам), которые внушают страх всем народам. Они замышляют зло и в отношении всех нардов проявляют коварство и вероломство.»
и. т. д . То есть словам придаются особые значения. Например, если в Ветхом Завете встречаются слова «праведные» и «нечестивые», которые имеют этическое значение, то для «пешериста» это намек на события, связанные с Учителем Праведности и Нечестивым Священником.
Таким образом, Писание в себе имеет 2 слоя: поверхностный – исторический и религиозный материал для всех, и глубинный - конкретный исторический материал, для избранных, знакомых с методом прочтения текста. Этой традиции к тому моменту было уже сотни лет. «Пешеристы» Кумрана предлагают свое толкование Писания, удовлетворяющее как неискушенного верующего, так и посвященного.
Евреи, жившие вне Святой Земли, находясь под влиянием греческой культуры, искали в Ветхом Завете аллегорические ответы на вопросы философии, пытаясь связать классическую философию и ранний иудаизм. Но свитки Кумрана содержат и скрытые исторические значения.
Евангелия говорят, что Иисус излагал свое учение в виде притч, всем, кроме своего апостольского окружения, ведь «имеющие уши, чтобы слышать» разгадают их значение, то есть «пешер» налицо.
Приведем пример «пешера» в Новом Завете.
В Евангелии от Иоанна рассказывается, что во время свадьбы, где присутствовал Иисус, кончилось вино. Его мать, бывшая с ним, сказала ему: «У них нет вина». На что он ответил: « О, женщина, что тебе нужно от меня? Мой час еще не пришел!» Тогда мать его сказала слугам: «Делайте то, что он говорит вам». Там стояли 6 кувшинов, предназначенных для ритуального омовения. Иисус приказал наполнить их водой. Когда же слуги зачерпнули воду оттуда и отнесли распорядителю свадьбы, она превратилась в вино. Как ни странно, но распорядитель не удивился, только сказал, что обычно сперва подают хорошее вино, а только потом - плохое. Иоанн указывает, что это было первое знамение Иисуса.
Применив метод «пешер» и использовав информацию из кумранских свитков, можно понять значение этого знамения. «Имеющий уши, чтобы слышать» поймет, что Иисус внес изменения в правила общины бывшие ранее.
В свитках говорится, что посвящения в члены общины проводились водой и вином. Водное крещение давало право предварительного членства. Но лишь только тем, кто хотел принять аскетический образ жизни, и давшим обет безбрачия спустя 2 года давали «Напиток общины», то есть вино. Прошедшие крещение только водой считались «нечистыми», это- женатые, язычники, калеки и женщины.
«Превратив воду в вино» Иисус дал понять, что отныне, все его совершеннолетние последователи, кем бы они ни были - рабами, увечными, язычниками, чужеземцами, женщинами – могли получать на собраниях вино и хлеб. Иисус провозгласил новую парадигму: « Для Бога все равны!» Бог христиан был милосерден, в отличие от Бога из свитков, который запрещал допускать к молитве людей, имевших незадолго до этого половые контакты, а также слепых, прокаженных и т. д.
Гипотеза Б. Тиринг такова. Если люди придерживающиеся такого взгляда на Писание, создают новое Писание (Новый Завет), то метод «пешер» можно применить и к нему. Но теперь тексту произвольно смысл не навяжешь. Новое Писание выдаст один и тот же результат всем знакомым с методом его чтения. Создано оно было, вероятно, по политическим или иным мотивам, когда реальную историю нужно было скрыть.
Мечты об иудейской империи.
Активно ессеи действовали в период с 41 г. до. н.э. по 68 г. н.э. Они являлись современниками легендарного царя Ирода Великого. На Востоке доминировал Рим. Иудея была под римским управлением. Открытых восстании не было, но обстановка к спокойствию не располагала.
Из текстов Кумрана очевидно, что миролюбие у ессеев было не на первом месте. Основными из пока найденных документов можно считать «Дамасский документ», «Устав общины», «Война Сынов Света против Сынов тьмы», «Книгу Еноха», «Книгу юбилеев».
Начнем с того, что основоположником общины являлся Учитель Праведности, ему противостоял Учитель лжи, или Нечестивый Священник, который судя по всему, занимал не последнее место в иерархии общины, но затем он стал врагом учителя Праведности. Из-за его действий Учитель Праведности погиб, но и сам Нечестивый священник пострадал от рук язычников. Группа де Во относила эти события ко 2-му в. до н.э. ко временам династии Маккавеев.
Миссия ессеев заключалась в создании великой иудейской империи, от Черного моря до Египта и от Рима до Вавилона со столицей в Иерусалиме. У них даже был своеобразный «график» по осуществлению этого плана.
У ессеев был свой особый солнечный календарь, хотя все остальные иудеи официально пользовались лунным календарем. Календарь- это воплощенная воля Бога. Ессеи считали, что от сотворения мира и до судного дня должно пройти 4900 лет, которые делятся на 10 мировых недель. И в последние 2 мировых недели (980 лет) до судного дня иудеям суждено будет создать свою империю.
Так вот, соединив свой календарь с пророчествами «Книги Еноха», ессеи обнаружили, что они могут понимать и прогнозировать события. По их подсчетам получалось, что с середины 1в. до н.э и по середину 1 в н.э самое благоприятное время для закладки основ своей империи и разгрома Рима в ходе священной войны. Война должна была начаться со знамения с небес, и продлиться 40 лет, а после нее возникнет Иудейская империя, которая должна просуществовать вплоть до Судного Дня.
Естественно, для этого требовались и деньги, и люди. Ирод, сам человек амбициозный, ессеям помогал. По свидетельству Иосифа Флавия, когда Ирод был юношей, ессей Менахем предсказал ему царство. Деньгами помогала и многочисленная еврейская диаспора Римской империи. По всей империи ессеи посылали своих людей, вербуя себе сторонников, которые раз в год делали отчисления. Пусть это не кажется странным, но религия иудеев была популярна среди народов Римской империи. Это только после разрушения Храма в 70-м г. н.э. иудаизм прекратил активную прозелитскую деятельность.
Ессеи не были монолитной политической силой. Среди них преобладали два течения, назовем их «националисты» (в будущей империи только евреи, придерживающиеся иудейского вероисповедания приобретали все права подданных), и «интернационалисты» (права давались всем народам, принявшим иудаизм). Править же империей должен потомок из рода царя Давида. Надо сказать, что с жречеством Храма в Иерусалиме отношения у них были сложные. В результате ессеи объявили жрецов иерусалимского Храма предателями своего народа из-за пассивного отношения к оккупации Иудеи Римом.
В пользу того, что ессеи были тайной организацией, говорит и то, что имен ессеев практически не сохранилось, только псевдонимы, которые они широко использовали, а также особый, «профессиональный», язык, непосвященным непонятный, что-то вроде современной воровской фени или молодежного сленга.
Христиане тоже последуют этому правилу, при создании Нового Завета, например: Сатана-Иуда Искариот, Петр- Камень, Иоанн и Иаков- Сыны грома и.т.д.
Как следует из «Устава общины» хоть брак не поощрялся, но допускался, как неизбежное зло.
Правила вступления и проживания в браке регламентировались до мелочей, и большая часть членов общины проживала вне Кумрана, собираясь вместе только на праздники. И вот мы подошли к главному вопросу: « А причем здесь Иисус?»
Иисус в Кумране.
Применив метод «пешер» к Новому Завету Б. Тиринг реконструировала события Нового Завета.
Иисус был сыном Иосифа, потомка из рода царя Давида. Родился он в 7 г. до н.э. в марте, в то время его родители не состояли в формальном браке. Иосиф в Евангелиях назван «плотником». Хотя арамейское: «наггер» может иметь значение и «плотник», и «эрудит, образованный человек».
Так как зачатие произошло с нарушением правил ессеев о браке то ортодоксальная часть общины, «националисты», считала Иисуса незаконнорожденным, «интернационалисты» же признали его право на престол. По замыслу ессеев, будущая империя должна была управляться царем и первосвященником.
Пройдя курс обучения, Иисус, в 29 г. н.э., примкнул к движению Иоанна Крестителя, который вел аскетический образ жизни и был сторонником «националистической» партии. Происходил Иоанн из царского рода Садока (Праведника). Главной задачей своей миссии он видел исполнение пророчества о начале создания Империи (божественное вмешательство). Дата этого события, в соответствии с ессейским календарем, приходилась на 31 г. н.э. Для ессеев Кумрана он был «УЧИТЕЛЕМ ПРАВЕДНОСТИ». Кстати, таковым он и остался и по сей день для мандеев, проживающих в Ираке. Они признают Иоанна Крестителя мессией, а Иисуса считают лжепророком. Вероятно, они являются потомками ессеев, уцелевших после поражения в войнах 66-70 гг. н.э. и 132-135 гг. н.э., так как их священная книга «Гинза» уходит своими корнями к 1-2 вв. н.э.
Свою проповедническую деятельность Иоанн начал в 26 г. н.э., в год, когда прокуратором Иудеи был назначен Понтий Пилат. В 30 г. н.э. Иисус провозгласил новый принцип: «Перед Богом все равны!». И тем самым он дал понять Иоанну, что он поддерживает «интернационалистов». После этого Иисуса, в рукописях сторонников Иоанна Крестителя, стали называть «Нечестивым священником», а его последователей «Искателями легкой жизни».
Популярность Иисуса стала расти, а так как он являлся потомком Давида, то и возможность его провозглашения царем новой иудейской империи возрастала, вопреки желанию «националистов». Недаром в Евангелиях есть эпизод, когда Иоанн посылает своих учеников к Иисусу с вопросом: «Ты ли мессия? Или нам ждать другого?»
Иоанн выступал против проримски настроенных властей Иудеи. Он обвинял Ирода Антипу, правителя Иудеи после смерти Ирода Великого, в нарушении законов о браке. Когда в 31 г. н.э. божественного вмешательства не произошло, и соответственно, не началось строительство иудейской империи, Иоанн был объявлен лжепророком, схвачен и казнен. Проверив расчеты, ессеи поняли, что ошиблись и, проведя корректировку, назначили это событие на март 33 г. н.э.
В 31 г. н.э. Иисус создал то, что сейчас мы назвали бы «теневым правительством». В него входило 12 человек, известные как «Апостолы». Лидерами являлись Иуда Искариот, Симон Зелот, Фаддей, Иаков Алфеев, Фома, Матфей. Они имели степень полного посвящения вином и хлебом. Иуда Искариот и Симон Зелот кроме того принадлежали к партиям сикариев и зелотов, которые вели партизанскую войну с римлянами.
Остальные 6 апостолов только предварительное посвящение и считались «нечистыми» с точки зрения ессеев-аскетов. Петр (его титул-Камень) и Андрей были женаты, Варфоломей только обратился к вере в единого Бога, а Филипп даже не прошел обрезания, Иаков и Иоанн Заведеи (Сыны Грома) были женатыми язычниками.
За год до этого Иисус женился на Марии Магдалине.
«Магдалина», вероятно, переводится как «уроженка города Магдала». Талмуд же переводит ее имя как «завивающая волосы», то есть представляет ее блудницей, а позднее христиане с 3-4 вв. н.э., считали ее раскаявшейся блудницей.
В Евангелии от Филиппа, которое не признано официальной церковью, о том, что Иисус был женат, говорится достаточно прямо: «С Господом всегда ходили трое: Мария, Его мать, и Его сестра, и Магдалина, которую называли Его спутницей. И Его мать, и Его сестра и Его спутница носили имя Мария… А спутницей была Мария Магдалина. Он любил ее больше, чем всех своих учеников, и обычно часто целовал ее в губы. Ученики спросили Его: «Почему Ты любишь ее больше чем нас всех?» Спаситель ответил им:
« Почему Я не люблю вас так, как ее? Когда слепец и зрячий находятся в темноте, они не отличаются друг от друга. Когда приходит свет, зрячий видит его, а слепец остается в темноте».
Как видно из отрывка, с Иисусом практически постоянно находились 3 женщины и у всех одинаковое имя – Мария. Но это было не имя, а титул. Мария- это калька с еврейского Мариам («Госпожа»), такое имя носила сестра Аарона, сподвижника Моисея. Это подтверждается и «Уставом общины» из Кумранских рукописей. Например, человека достигшего 50 лет называли «Авраамом».
В сентябре 32 г. н.э. Иисус на Празднике Искупления осуществил попытку уравнять в правах членов общины из язычников с иудеями, но эта попытка потерпела крах. Одновременно с этим Иисус попытался соединить в одном лице должности Царя и Первосвященника в будущей Иудейской империи. В тот день он явился перед народом в облачении Первосвященника, а правом на царство, с точки зрения «интернационалистов», он уже обладал по праву рождения. Сторонники «националистов» были возмущены этим поступком Иисуса.
А в декабре 32 г. н.э. вспыхивает восстание против Рима. Возглавил его Симон Маг, в то время его группа была довольно близка Иисусу в ряде вопросов веры и политики. В нем участвовали и играли не последнюю роль и ученики Иисуса, а точнее: Симон Зелот, Иуда Искариот. Они надеялись, что в случае успеха, смогут занять главное положение в будущей иудейской империи.
Этого Иисус не одобрял. Он считал, что Бог сам даст знамение, которое станет сигналом к восстановлению независимости. Но Пилат подавил восстание и «смешал кровь их». Так как во время восстания были убиты римские граждане, то Пилат это безнаказанным не оставил. Он начал розыск лидеров восстания.
В марте 33 г. н.э. сторонники Иисуса ждали исполнения пророчества о божественном вмешательстве. Пророчество не сбылось, что дало повод сторонникам «националистов» повод для расправы над Иисусом.
Иуде Искариоту «националисты» пообещали должность священника с правом сбора средств с ессеев, которые жили вне Кумрана, злополучные 30 серебенников. Именно столько они вносили в казну общины ежегодно.
Но ему надо было еще уйти от расправы Пилата. Сделать это было можно, если дать взятку Пилату. Коррупция была и тогда. А так как Иуда на момент восстания был сторонником Иисуса, то Иуда решил выдать его, представив одним из лидеров восстания и лжепророком. Иисус и Симон Маг были арестованы.
Суд и распятие. Становление христианства.
Суд над Иисусом и распятие его, как следует из «пешера», были не в Иерусалиме, а в Кумране. В греческих подлинниках Иерусалим упоминается как в единственном-«Иерусалим», так и во множественном числе- «Иерусалимы». Строения в Кумране назывались также как и в Иерусалиме: Храм, Масличная гора, Силоам и т.д. Он и являлся «Иерусалимами». Кроме того, Евангелие от Иоанна говорит, что надписи над крестами можно было прочесть из города. Если это происходило в реальном Иерусалиме и именно на той Голгофе, то увидеть надпись на кресте из Иерусалима никак невозможно.
После ареста Иисуса в Кумран прибыл Пилат и потребовал его к себе. Допросив его, он понял, что перед Римом тот чист, а претензии к нему есть только у членов этой странной для Пилата общины.
А вот Иудой он заинтересовался. После допроса тот сознался и тем самым подписал себе приговор, говоря языком Кумрана -«повесился», то есть признал себя виновным.
Иуда и Симон Маг были приговорены к распятию. В отношении Иисуса у Пилата были сомнения, но «националисты» настояли на смертном приговоре и приобрели двойную выгоду: устранили Иисуса как соперника, и избавили себя от исполнения обещания Иуде.
Иисус, Симон Маг и Иуда были распяты на Голгофе, что в переводе означает «место черепа». Ессеи выставляли черепа на границах своих кладбищ, чтобы кто-то ненароком не зашел туда и не осквернился. То есть местом казни была выбрана площадь перед кладбищем. Иисусу было предложено вино с ядом, но он отказался. Однако через 6 часов мучений он выпил эту чашу, а Симону Магу и Иуде перебили ноги.
Самоубийство в Кумране чем-то из ряда вон выходящим не считалось. Позже, в 74 г. н.э., в крепости Массада 900 человек совершили массовое самоубийство, чтобы не попасть в плен римлянам.
После этого всех троих положили в пещеру, то есть погребли живыми. Около Иисуса его друзьями был оставлен кувшин с алоэ, который обладает способностью нейтрализовывать токсины и выводить их из организма. Симон помог Иисусу прийти в себя, «воскреснуть». Позже друзья Иисуса помогли ему и Симону покинуть пещеру, Иуда же за предательство был выброшен в пропасть. После этого Иисус «являлся» своим сторонникам в различных местах Иудейской пустыни и самом Иерусалиме. Спустя некоторое время он «вознесся на небеса». Это означает, что Иисус вернулся в Кумран. Там «небесами» называлось место, где священники совершали службы.
В сентябре 33 г. н.э. у Иисуса и Марии Магдалины родилась дочь Дамарь. А в июне 37 г. н.э. – сын Иисус Иуст.
Через 3 года, после встречи в Дамаске, к Иисусу примыкает Савл (Павел). Это произошло после того, как календарная система «националистов» окончательно была признана несостоятельной.
В 44 г. н.э. Мария Магдалина рожает Иисусу второго сына. После этого она решает оставить Иисуса из-за разногласий во взглядах. Мария стала поддерживать Симона Мага, с которым у нарождающейся христианской общины были трения. В 50 г. н.э. Иисус женится повторно на некой Лидии из Филипп. Этот брак вызвал критику и обвинения в прелюбодеянии и двоеженстве. В результате Павел в «1-ом Послании к коринфянам» обобщив неудачный личный опыт Иисуса излагает ряд предписаний о браке и разводе.
В 57 г. н.э. в Эфесе вспыхивает конфликт между христианами и последователями Симона Мага. Христиан выдворяют из Эфеса. В это же время римский наместник Иудеи Феликс начинает оказывать покровительство христианам. Через три года Феликса снимают с должности и вызывают в Рим на суд. Павел и его группа отправляются вместе с ним.
64 г. н.э.- последняя дата ессейского календаря, когда возможно было исполнение пророчества о возникновении Иудейской империи. В Риме вспыхнули беспорядки, закончившиеся знаменитым пожаром Рима. Император Нерон сделал христиан козлами отпущения за этот пожар. Началось первое преследование христиан. Петр и Павел были схвачены и казнены.
Незадолго до смерти Павел отправляет сообщение, о том, что Иисус «не скован». Иисусу в то время было уже 70 лет. Как закончилась его жизнь? «Пешер» оставляет этот вопрос без ответа. Возможно, он умер, пребывая в уединении в Риме, а, возможно, его семья выехала на юг Франции. Там Ироды владели родовым имением. В пользу этого говорят многочисленные легенды, бытующие в тех местах.
В 70 г. н.э. пал Иерусалим. Мечты о империи иудеев рухнули. Вместо нее возникло Царствие Божие, каковое и пребывает с нами по сей день.
Комментарии