Альфред Сислей- мастер лирического пейзажа.

        В 1902 году молодой Анри Матисс спросил Камиля Писсарро: "Что это значит — импрессионист?" "Импрессионист — это художник, который всякий раз пишет по-новому", — был ответ. "Кого же тогда можно назвать типичным импрессионистом?", — спросил Матисс. "Сислея", — ответил Писсарро. Писсарро, один из "отцов" импрессионизма, знал, что говорил. Примечательно, что это признание было сделано три года спустя после смерти Сислея, когда художника, казалось бы, навсегда "сдали в архив".

Ренуар.Портрет Сислея.

     Сислей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсантУильям Сислей . В 1857 г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне,Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Наибольшее влияние на Сислея как на художника оказали британские мастера Уильям Тёрнер, Джон Констебл , а также французы Камиль Коро, Гюстав Курбе .

    В середине 1860-х годов у него вспыхнул роман с натурщицей Эжени Лескузе (1834-1898). В 1867 году у любовников родился сын, Пьер, а 1869 году — дочь, Жанна. Отец Альфреда, рассерженный "недостойным поведением" сына, лишил его содержания. Сислей оказался на пороге нищеты. В сущности, такое положение продлилось до конца его жизни.
      Ренуар вспоминал о спутнице художника как об "очень чувственной, но слишком благовоспитанной" женщине. Её портретов Сислей не писал — Эжени появляется на некоторых его полотнах в виде неясной фигуры на фоне пейзажа. В письмах Сислея упоминания о ней встречаются лишь косвенные — они довольно туманны. Таким образом, Эжени остаётся "непроявленным" персонажем в судьбе Сислея.

     Впрочем, одна её отчётливая характеристика всё-таки известна, но дал её художник уже после её смерти. "Когда у меня опускались руки, — вспоминал он, — моя добрая и отважная подруга всегда старалась поддержать меня, говоря: "Нужно сражаться до последнего". 

Семейный портрет Сислеев в 1868 г. написал друг семьи, Огюст Ренуар.

Сислей на фоне своих энергичных товарищей несколько стушёвывался. Он, как вспоминал Ренуар, "был очаровательным существом, не способным возразить даже женщине". Ренуар не однажды писал своего приятеля — на этих портретах мы видим очень приличного молодого человека. Вот одна из картин.

      Сислей без труда "уживался" в любой компании, с удовольствием играл в карты и на бильярде — другими словами, был "человеком, приятным во всех отношениях".
Он писал деревенские улочки, берега заливов, мосты и лодки, площади маленьких городков, словом все то, во что художник был влюблен.

Лужайки весной, 1880

 Его пейзажи отличались свежестью и непосредственностью восприятия, глубиной переживаний, простотой и искренностью тем и образов, тонким колористическим чувством. Его чарующие изображения природы с легким оттенком грусти завораживают удивительной передачей настроения в данный момент времени.

Дорога на опушке леса.

Городок Вильнев на берегу Сены.

По темной земле скользят пятна солнечного света, сквозь прозрачную листву видны плывущие по небу легкие белые облака, в реке мерцают отражения домиков на другом берегу — розовых, голубых, палевых, прихотливо вьются протоптанные к воде тропинки ("Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене", 1872,  Перед нами доброжелательный, исполненный покоя и тонкой красоты мир. Палитра художника многоцветна, но все цвета гармонично сочетаются друг с другом, каждый цвет разработан до тончайших оттенков. Пейзаж наполнен воздухом и светом — передний план в глубокой тени, от этого еще ярче сияет противоположный солнечный берег.


Ранний снег в Лувесьенне, 1870

      Вот и мне кажется, что на картине природа всегда разная…Пейзажи Сислея, передающие подлинную атмосферу Иль-де-Франса, хранят в себе особую прозрачность и мягкость природных явлений всех времен года (“Маленькая площадь в Аржантёе”, 1872, “Наводнение в Марли”, 1876, - оба в Музее д'Орсе, Париж; “Мороз в Лувесьенне”, 1873, “Опушка леса в Фонтенбло”, 1885, - оба в ГМИИ, Москва).

Мороз в Лувесьенне.

Снег в Лувесьенне.


Наводнение в Марли 1876г.

     В 1876 году мастер пишет один из своих шедевров — "Наводнение в Пор-Марли" (Париж, Музей Орсэ). Здесь царствуют две стихии — вода и небо. Простор неба отражается в сверкающей серебристыми бликами реке. "Небо… сообщает всему движение… Может ли быть что-либо более волнующее, чем небо, которое мы видим летом… с разгуливающими по нему белыми облаками. Сколько движения, сколько жизни! Оно, как морская волна, ...влечет нас. Но есть и другое… — вечернее небо… облака постепенно исчезают, гаснут. Это небо более меланхоличное, более нежное. И я особенно люблю его"



 Сена в Пор-Марли 1875

  В картинах Сислея всегда поражает небо — трепетное, постоянно меняющееся, как окружающая жизнь: то нежное и меланхоличное, то темное и бурное.

"Я всегда начинаю свои картины с неба, — объяснял Сислей. — Это для меня не просто пустое пространство и не фон для пейзажа; это ключ ко всей композиции. Небо придает своими плоскостями не только глубину картине, но и вносит в нее движение. Оно же служит источником света для всего полотна".


   
 Мюре-сюр-Луа.

Небо, которое художник писал с особенным удовольствием, всегда пребывает в изящной гармонии с пейзажем. "Может ли быть что-нибудь прекраснее летнего неба, — однажды воскликнул он, — синего, высокого, с легкими белыми облаками!"

Сена у Буживаля весной, 1876

 Мост в Морэ ранним утром, 1888

Поля близ Аржантёй 1873г

     Сислей — импрессионист, но система раздельных мазков, метод, индивидуальная творческая манера художника не подавляет природы. Взгляд, прежде всего, поддается очарованию выбранного им уголка как частицы огромного мира: "Вдохнуть жизнь в произведение искусства… — цель каждого художника, достойного этого имени… Но эту жизнь может вдохнуть в картину только взволнованность ее творца, и именно она волнует зрителя", — говорил Сислей.

Канал в Аржантёе.1872г.

Тропинка на берегу.

 

Деревня Хелленкаффе.

Натюрморт 1880г

Среди всего разнообразия природных картин Сислей отдавал предпочтение уединенным, спокойным местам, полюбив их больше шумных столиц. Сислей не испытывал большой тяги к презентации своих работ, поэтому выставкам он уделял мало внимания.Излюбленные герои Сислея – небо и вода, вид которых меняется ежесекундно. Особое значение для Сислей имеет цвет. В работе с этой деталью художник достиг совершенства, каждый оттенок обдуман и наполнен символическим смыслом.

Каштановая аллея.

 Мельница в Провенше в Море.

 

Берег Сены у Буживаля, 1876

Дождь в Морэ-сюр-Луэн 1887г.

 Он создает серии картин, передавая уют небольшого городка, его тихие улочки. Простые по мотиву полотна разнообразны по цветовому решению, в них проявляется декоративный талант Сислея, его мастерство композиции, лиризм, искренность. Каждый пейзаж отмечен особым настроением: то созерцательно-задумчивым, то тревожным.

Последний раз он попытался привлечь внимание к своему творчеству в 1897 году, организовав выставку. Отсутствие какой-либо реакции публики окончательно выбила художника из колеи.

В последние годы жизни, всецело отдавшись одной живописи, общаясь только с семьей, он ведет полунищее существование, получая ничтожные суммы за свои картины и всё глубже увязая в долгах. Усиливались его одиночество и отчуждение от коллег. Видимо, сказывались и усталость от «жизни-прозябания», и его болезнь, и чувство обиды на судьбу – ведь, в отличие от Моне, Ренуара, Писсарро, он один оставался непризнанным.

 

    В 1898 году его жена заболела раком горла. Болезнь протекала мучительно, и Сислей оставил живопись, чтобы ухаживать за Эжени. Он уже знал, что та же самая болезнь "съедает" и его самого. В январе 1899 года, похоронив жену, он пригласил Моне к себе в гости. Встреча старых друзей была горькой. Сислей попросил Моне позаботиться о Пьере и Жанне. Спустя неделю художник скончался и был похоронен рядом с Эжени на местном кладбище. На могилу положили тяжёлый, покрытый мхом камень, привезённый в Морэ из столь любимого Сислеем леса Фонтенбло.

 

     1 мая 1899 года Клод Моне организовал в галерее Жоржа Пети распродажу оставшихся картин Сислея и работ Писсарро, Ренуара, Сезанна, Дега, самого Моне и других мастеров. Средства за проданные картины, 145 000 франков, были переданы детям Сислея.

       Через несколько лет после смерти художника пришел столь долгожданный успех: пейзажи Альфреда Сислея стали продаваться по заслуженно высоким ценам. Старейший художник-импрессионист Камиль Писсарро писал о Сислее: «Он является одним их лучших и значительных мастеров. Я думаю, что его имя стоит рядом с именами самых великих художников мира. Его полотна отличаются необыкновенной глубиной и редкой красотой...»

       Наследство Альфреда Сислея – это 884 картины, известные на сегодня. На выставке в Вуппертале, первой персональной выставке работ Сислея в Германии, представлено 80 полотен художника и 15 графических произведений, собранных из многих музеев мира и частных коллекций.