Можем ли мы преодолеть сталинизм, чтобы стало неприлично говорить об "эффективном менеджменте"

На модерации Отложенный

Такое ощущение, что в стране наступает «сталинский ренессанс». Мало того, что Волгоград временно переименовали, так теперь Валентина Матвиенко с Чуровым предлагают провести референдум по Сталинграду. И что-то мне подсказывает, что вряд ли они вышли бы с инициативой, не будь «высочайшей» воли. Не говоря уж про все эти сталинобусы, про портреты усатого, которым сейчас обклеен Волгоград, про массовое сетованье «Сталина на вас нет»….
Вот сегодня с делегацией жильцов дома ходили в местный ЖЭК, в кабинет начальника очередь и неразбериха: будет принимать, не будет…Люди нервничают, напряжение растет. Пожилой мужчина лет 70 требует от секретаря четкой информации, та в ответ дундит: «Ждите». Пожилой рявкает «Сталина на вас нет, он бы навел порядок». Очередь одобрительно гудит.
Ярость буквально затопила меня «Порядок навести? Еще миллионов 20 расстрелять? Вы уже навели порядок, до сих пор страна оправиться не может», - говорю пожилому.
Он начал орать, что Сталин страну построил, в войне победил и тому подобный бред, который обычно говорят сталинисты. Разумом я понимаю, что с фанатиками бессмысленно спорить, но опять не сдержалась: «Вашего Сталина, его режим судить надо международным трибуналом, а за пропаганду человеконенавистнических идей – сажать». У пожилого аж дыхание перехватило: «Ты, ты, ты…» Задышал, побагровел, повернулся и ушел.
Дама из нашей делегации говорит мне: «Таня, ну зачем вы так с ним резко? Ведь при Сталине не только репрессии были. Я ей: «Галя, Вы же доктор исторических наук, сколько еще нужно убить людей, чтобы палача наконец назвали палачом, а режим преступным? И чтобы люди поняли, что сталинизм – это абсолютное зло?» Она молчит.
Наверное, мы к таким вещам привыкли, хотя, по сути, это примерно то же самое, как если бы австрийцы под предлогом «из истории слов не выкинуть» вернули Линцу название «город юности фюрера», а немцы в случае ненадлежащей работы транспорта или какого-нибудь учреждения вспоминали Гитлера, типа «фюрера на вас нет, он бы навел порядок!» Ведь это правда, при Гитлере в Германии был тотальный порядок...


Однако немцам это в голову не приходит. У меня есть друг немец, мой ровесник. Оба его деда погибли под Сталинградом, брат моего деда тоже там погиб, дед – под Смоленском. Мы с ним часто обсуждали, каким образом война отразилась на судьбах наших семей. Он рассказывал, как голодала семья его бабушки после войны, давал понять, что победители, то есть советские солдаты, не всегда корректно себя вели.. Но никогда я не слышала от него осуждения, потому что он понимал, почему они так себя вели, и какое зло принес нашему народу фашизм.
В отличие от нас немцы осмыслили, отрефлексировали гитлеризм, пережив стыд, позор, раскаяние. Для немецкого общества все, что связано с нацизмом, тоталитаризмом имеет однозначную моральную оценку, это неприемлемо, это за пределами добра и зла.
Мы как нация свою трагедию до сих пор не осмыслили. Многие по-прежнему считают, что ради достижения целей государству разрешено использовать любые средства. И непонятно, как найти компромисс с такими людьми, как договориться с ними, какие ценности могут нас объединить?....Коллега говорит, что раскол преодолеет только следующее поколение, к примеру, его 25-летнего сына фигура Сталина мало интересует.
А мне кажется, что забвение не имеет ничего общего с преодолением раскола. Забыть преступление – это значит, обречь себя на его повторение. Нужен суд, может, даже международный трибунал, который поможет нам, как нации, осмыслить нашу национальную катастрофу. Иначе, мы так и будем путать добро со злом.