Кремль утвердил план по губернаторам

На модерации Отложенный Володин спустил план Кремля по губернаторам

На грядущих выборах кандидатам от «Единой России» приказано нарисовать не меньше 60% голосов

Кремль жестко потребовал: на ближайших губернаторских выборах кандидаты-единороссы должны набрать не меньше 60% голосов. Это условие, если верить СМИ, на встрече с вице-губернаторами, озвучил первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.

Напомним, в сентябре выборы пройдут в восьми регионах – Хакасии, Московской, Магаданской, Владимирской областях, Хабаровском крае, Забайкалье, Чукотском автономном округе и Ингушетии.

Кремль недоволен, как минимум, тремя руководителями – Юнус-Беком Евкуровым(Ингушетия), который не сумел наладить отношения с Чечней, а также Вячеславом Шпортом(Хабаровский край) и Николем Виноградовым (Владимирская область) – у них слишком низкие рейтинги. Есть все шансы, что аутсайдеров снимут с дистанции досрочно. К слову, в минувшее воскресенье был отправлен в отставку губернатор Магаданской области Николай Дудов – его заменил мэр Магадана Олег Печеный. На днях, по данным фонда «Петербургская политика», ожидается замена и Николая Виноградова.

Под вопросом судьба господина Евкурова, но весной Госдума – очень кстати для Кремля – собирается принять закон, согласно которому регионы получат возможность отказаться от прямых губернаторских выборов. Возможно, Ингушетия как раз откроет им счет.

В целом, бурная деятельность президентской администрации говорит об одном: Кремль всерьез вернулся к ручному управлению субъектами Федерации, причем делает это в жестком политическом стиле. Правда, остается открытым вопрос – можно ли таким способомэффективно подавить региональные конфликты элит и региональные протесты?

 

«На сентябрьских выборах мы увидим полный беспредел», – уверен секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев.

 

– В регионах господина Володина знают как жесткого администратора, – говорит Соловьев. – Попробуй не выполни его план по процентам – вылетишь с работы. Поэтому на местах, получив задание в 60%, начнут творить все, что угодно: мы увидим вбросы, «карусели», переписывание результатов в территориальных избирательных комиссиях… Региональные власти будут из кожи вон лезть, чтобы не только выполнить володинский план, но и накинуть сверху 3-4%.

Все это лишний раз доказывает: честных выборов в современной России нет и быть не может. Система фальсификации выборов, которая создана в нашей стране, опирается на региональных лидеров, которые всеми способами добиваются нужного результата. Выпустить выборы глав регионов из рук, дать возможность принимать в них участие ярким кандидатам от оппозиции – означает для Кремля получить расклад, при котором кандидат в президенты от «Единой России» рискует выборы проиграть. На это, понятно, Кремль никогда не пойдет.

Хуже всего, что административный ресурс задействуют не только по линии «Единой России» – к нему подключают ресурсы всего государства: правоохранительные органы, СМИ, огромные финансы. Фактически, на выборах вся государственная машина работает на «Единую Россию». На избирателей оказывается колоссальное идеологическое и организационное давление.

«СП»: – Как этому противостоять?

– Противостоять можно, только если оппозиция выступит единым фронтом. Объединиться следует, на мой взгляд, вокруг наиболее сильной партии – КПРФ. Только так можно победить на выборах, взять власть, сломать нынешнюю избирательную машину и восстановить Конституцию в стране. Если же междоусобная борьба внутри оппозиции продолжится, рассчитывать на победу не приходиться.

«СП»: – Нас ждут грязные выборы, вызовут ли они волну протеста в регионах?

– Протестные выступления неизбежны: все больше людей в России понимают, что их жизнь напрямую зависит от результатов выборов. Однако волна сентябрьского протеста, по моим ощущениям, не будет критически высокой. Протестное движение усилится, но не достигнет уровня конца 2011 – начала 2012 годов…

 

«Сентябрьские выборы будут способствовать падению авторитета власти», – убежденуральский политолог Федор Крашенинников.

 

– В переводе на язык региональных элит, слова Володина следует понимать двояко, – говорит Крашенинников. – Во-первых, именно такой процент должен быть нарисован кандидату от партии власти, во-вторых – делайте для этого, ребята, что хотите, мы на все закроем глаза.

Так все и будет сделано – учитывая, какие у нас областные избиркомы и региональные власти. Там, где власть не очень популярна, она будут рисовать победителю 61-62%, а где чувствует себя уверенно – все 70-75%.

Все это делается для легализации вертикали власти и лично Владимира Путина. Чтобы можно было сказать: кандидатов от «ЕдРа» поддерживает больше половины населения в каждом регионе – хотя к реальному положению дел это не имеет отношения.

На практике, Кремль методично ставит на регионы своих назначенцев, и втихую добивает глав, связанных с местными элитами – например, владимирского губернатора Николая Виноградова. Центру нужны неавторитетные, непопулярные руководители, которые царствуют только милостью Владимира Владимировича Путина.

Это в 1990-е губернаторы могли приехать к президенту и сказать: за меня проголосовали люди, я уполномочен заявить такие-то претензии. Нынешним главам регионов такая самодеятельность в голову не придет. Кремлю, бесспорно, это очень удобно.

Думаю, сентябрьские выборы не вызовут роста протеста. Власть в регионах давно живет обособленной собственной жизнью, губернаторы меняются где-то в высоких коридорах, и это не имеет к простым людям никакого отношения. Другое дело, такие «выборы» будут способствовать дальнейшему падению авторитета власти. В будущем это приведет к обрушению властной вертикали – правда, случится это не слишком быстро…

 

Впрочем, лидер партии «Новая сила», профессор Валерий Соловей считает, что «вероятность спонтанных протестов очень высока».

 

– Володин – один из инициаторов жесткого кремлевского курса: давить, невзирая на сопротивление общества, – говорит Соловей. – И надо понимать: 60% – это нижняя планка. Уверен, все избираемые губернаторы будут стараться перевыполнить показатель, подняться как можно выше. Главы регионов прекрасно знают: если они получат меньше, то будут просто отстранены от своих должностей.

Как отреагирует на эти выборы общество? Думаю, этого никто не знает. Массовые реакции – вещь непредсказуемая, это вам скажет любой политический социолог. Можно лишь описывать тенденции, но когда и как они выльются в политические выступления и социальный протест – неизвестно.

В данном случае, полагаю, кампания превратится в разнузданную вакханалию. В этом случае возможность спонтанных протестов весьма высока. Она будет тем выше, чем более консолидированной окажется оппозиция – в широком смысле – и системная, и несистемная. Если в регионе оппозиция сумеет проводить единую линию – согласованно агитировать за любого кандидата, только не от «Единой России» – ситуация может выйти из-под контроля. Я считаю, это весьма вероятный сценарий.

 

«Если проблемы власти не решаются на честных выборах, они решаются на баррикадах», – предупреждает депутат Госдумы третьего и четвертого созыва Виктор Алкснис.

 

– Кремль фактически дает указания губернаторам принять меры для фальсификации результатов голосования, – говорит Алкснис. – Не секрет, что в последние годы в России создана уникальная госсистема фальсификации выборов – начиная с участковых комиссий и заканчивая ЦИКом. Выборы превращены в фарс, призванный демонстрировать миру, что в России действуют демократические принципы формирования власти.

Сломать эту систему практически невозможно. На фальсификацию выборов, я считаю, ориентированы суды, прокуратура, Следственный комитет. Это очень опасно.

Население все сильнее разочаровывается в выборной системе. Между тем, мировой опыт показывает: если проблемы власти не решаются на честных открытых выборах, они решаются на баррикадах. Не хочу утверждать, что баррикады появятся уже в сентябре, но рано или поздно до них дело дойдет.

Власть совершает чудовищную ошибку, думая, что удержит процесс под контролем. Я, будучи народным депутатом СССР, наблюдал распад великой державы изнутри, из Кремля, и своими глазами видел беспомощность тогдашней власти, которая тоже надеялась сдержать ситуацию путем административного нажима и выборных манипуляций. Чем все закончилось – хорошо известно.

Замечу, смена власти в 1991 году несла опасность тотального разрушения государства, но произошел перехват союзной власти – республиканскими властями. Сегодня, если в России начнется нечто подобное, падение власти может сопровождаться страшными потрясениями. И предпосылки к такому сценарию создают вовсе не люди, которые требуют честных выборов. Грядущую революцию готовит господин Володин и его окружение. Они считают, население стерпит что угодно, но это не так…