1.6. СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»... И ДАЛЕЕ — СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ

1.6. СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»... И ДАЛЕЕ — СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ
Все особи вида имеют общие (видовые) и особенные (индивидуальные) свойства организма и психики, созданные множеством предшествующих случайных изменений и усложнений (мутаций), направленных на адаптацию к среде обитания и оптимизацию передачи генов следующему поколению.
Мутация — внезапное, скачкообразное, наследуемое изменение свойства или признака — сперва особи, а в случае ее распространения, то и вида. Мутация может быть полезной или вредной.

Полезные мутации способствуют дальнейшей адаптации особи к условиям бытия, выживанию и расширенному воспроизводству вида.
Предположим, у одной обезьяны появилась некая удачная мутация - ген XL, вселяющий в родителей дополнительную капельку любви к своим отпрыскам, выражающуюся в немного более прилежном кормлении. В жизни отдельной обезьяны этот ген не будет критически важным. Но в среднем вероятность дожить до зрелого возраста у отпрысков обезьян с этим геном будет на 1 % больше, чем у отпрысков обезьян без него. И пока это незначительное преимущество сохраняется, доля обезьян-носителей гена XL будет стремиться возрастать, а доля обезьян без него - уменьшаться — поколение за поколением. Кульминация процесса — популяция, в которой все животные имеют XL ген. Ген в этой точке достигнет "фиксации" и более высокая степень родительской любви будет теперь более "видотипичной", чем ранее.
Насколько вероятно, что эта удача закрепится и следующее случайное генетическое изменение приведет к дальнейшему усилению родительской любви и за "XL" мутацией последует "XXL" мутация? Она совсем не обязательно должна происходить у каждой обезьяны, однако в популяции теперь полно обезьян с геном XL. Если любой из них, или любому из их потомков или правнуков удастся получить XXL ген, то этот ген будет иметь хороший шанс распространиться.

Гораздо чаще, чем полезные, происходили вредные мутации. Архивы генетической истории переполнены останками провальных экспериментов, ценой которых оплачивалось стихийное и слепое созидание — путем проб и ошибок. Неумолимый и безразличный Естественный Отбор хладнокровно отменяет немыслимое множество тупиковых векторов развития ради единственно удачного. Это неодушевленный стихийный процесс, руководимый Случайностью и лишенный сознания. Неутомимый Улучшатель, гениальный Творец и беспощадный Cудия, он неумолимо выбраковывает заблуждения, ошибки и просчеты стихийной эволюции.

За миллионы лет слепых экспериментов — наощупь, наугад, случайно — человекообразные животные создали, в конце концов, ЦИВИЛИЗАЦИЮ — качественно новую среду своего обитания, непохожую на доисторическую, в которой некогда формировалось поведение их предков. Эта непохожесть заключалась в том, что в условиях Цивилизации отношения человека с явлениями природы опосредовались искусственно созданными инструментами (материальными и виртуальными) для компенсации физической ограниченности и недостаточности естественных анатомических органов человека. Но, несмотря на несопоставимо более высокую комфортность, и эта среда обитания в главных своих проявлениях осталась изменчива и уязвима непредсказуемыми стихиями Матери-Природы. Она так и не обрела независимости от Естественного Отбора, продолжающего свою работу с той лишь разницей, что по-прежнему стихийное формирование поведенческой гибкости теперь опиралось на работу особых — дополнительных программ ("умственных модулей"). Разум человека, обрабатывая информацию о случайностях, вторгающихся в его жизнь, просчитывает предварительно, что ждет его в вероятном будущем, чтобы дать шанс успеть заранее подготовиться к неожиданным зигзагам судьбы.

Так, к примеру, у мужчин возник "модуль любви к детям", чувствительный к вероятности «мой ребенок», а у женщин — модуль "чувствительности к объему мускулатуры» или «к рангу» копулятивного партнера. Но ни один самый гибкий наследственный модуль не гарантирует, что унаследованные наборы разнообразных программ адаптации сами по себе (!) обеспечат конкретной особи жизнеспособное и плодовитое потомство без участия в их выборе и применении РАЗУМА и ВОЛИ.
«Человек Разумный» не менее прочих животных видов повинуется закону ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, кратчайшая формула которого, согласно Ч. Дарвину, гласит:
1)размножаться,
2)изменяться,
3)выживать сильнейшему,
4)умирать (= не оставлять после себя потомства) слабейшему.
"Сильнейший" в данном случае — наилучшим образом приспособившийся к среде, что значит — размножающийся и оставляющий после себя жизнеспособное потомство.
"Приспособленность" означает способность к передаче генов новому поколению в пределах своей популяции.  
«приспособленность» = «изменение» → «размножение» → «выживание»
Если внутри вида среди особей есть вариации наследственных признаков, и некоторые признаки в большей степени способствуют выживанию и воспроизводству, чем другие, то именно эти признаки будут распространяться внутри популяции.
Если длинные шеи позволяют животным доставать листья, то короткошеие животные не доживают до размножения, и средний размер шеи у вида растет. Если изменение длины шеи опять возникает в новом поколении и на суд Естественного Отбора предлагается набор различных длин шеи, то средняя длина шеи постепенно будет ползти вверх. Со временем сформируется новый вид, начавший с шеи как у лошади и имеющий шею, как у жирафа.
Видовой набор наследственных признаков из поколения в поколение неуклонно изменяется — Естественный Отбор не знает остановок, как не знает их и переменчиво капризная Жизнь. Но в масштабах одного поколения это происходит незаметно и создает «разумную» иллюзию завершенности Естественного Отбора в его высшей — человеческой — точке.

Сопоставление истории разных племен и народов губительно для мифа о том, что на маршруте «Естественного Отбора» станция «Человек Разумный» - конечная. На самом деле «локомотив» неминуемо следует далее со всеми последующими и непременными «остановками». И хотя Память Человечества знает немало выродившихся локальных человеческих популяций, исчезнувших из-за неспособности оставить после себя жизнеспособное биологическое продолжение, это означает всего лишь, что некоторые пассажиры иногда покидают состав, продолжающий свое движение в Вечности.

Около 150 000 000 жителей гигантской Российской империи в начале ХХ века были втянуты в людоедский социалистический эксперимент, поразивший их вирусом паразитизма. Так незаметно для себя страна вступила на путь биологического вырождения и через столетие, с нарастающей скоростью, ее население неумолимо приближается к финалу своей трагедии. Но конец истории для некоторой части жителей планеты Земля не означает тотальной гибели Человечества и не прекращает эволюцию биологического вида «человек разумный».