Дух древнего монашества. Ч. VII

«... ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете
горе сей: «перейди отсюда туда», и она
перейдет; и ничего не будет невозможного
для вас»;
Лк. 17, 6

Следующий рассказ свят. Григория Великого посвящен Марцеллину, епископу города Анкона. Свят. Григорий рассказывает, что однажды в городу вспыхнул пожар. Быстро распространившись он «...грозил уже истребить весь город». Епископ Марцеллин попросил вынести его на носилках (уже престарелый подвижник, не мог передвигаться сам из-за тяжелой болезни ног) и «поставить себя на носилках против пламени. Когда это было исполнено и носилки поставлены против того места, где наиболее свирепствовал огонь, пожар, к общему удивлению, перестал распространяться далее...».

- Помысли же, возлюбленный Петр, какою святостью обладал этот немощный человек, когда своею молитвою возмог погасить страшный пламень, - заканчивает рассказ святитель.

В монастыре на Сорактовой горе, подвизался инок (по послушанию — эконом монастыря) именем Нонноз. Игумен монастыря был человеком самого крутого нрава. Братия была крайне недовольна таким игуменом (совершенно непонятно, а зачем они его тогда выбирали. Хорошо известно, что в древних монастырях игумен выбирался из числа братий, а не назначался епископатом). Нонноз же обладал удивительнейшим спокойствием. «Кротостию он превосходил всю братию и часто своим глубоким смирением смягчал гнев настоятеля».

Одна из серьёзных проблем братии заключалась в отсутствие сада. Поскольку древние монахи, по заповеди апостола Павла, питались от дел рук своих, то проблема эта была отнюдь не маловажной. «На склоне горы было, впрочем, одно небольшое место, но совсем закрытое выдававшеюся из горы огромною скалою». По молитве святого произошло чудо (святитель указывает и на людей рассказавших ему эту историю - епископ Максимин и старец инок Лаврион). «На утро братия, пришедши к тому месту, увидели, что огромный камень далеко отвалился от прежнего места и оставил им обширное пространство для устройства огорода».

В одном из предыдущих постов, я рассказывал о личности Римского Папы Григория Великого (см. Дух древнего монашества Ч IV). Из этого поста следует, что Григорий был образованнейшим человеком своего времени. Читая его «будничные» рассказы о чудесах совершаемыми древними монахами (так например, следующий фрагмент древнего текста, рассказывает о том, что по молитве Нонноза случайно разбитая им стеклянная лампада чудесным образом снова стала цела), возникает странное недоумение. С одной стороны, перед нами текст умнейшего (как-бы сейчас сказали интеллектуала) человека своего времени, который абсолютно не сомневается в том о чем он пишет. Понятно, что и древний читатель-подвижник ничуть не сомневался в истинности того о чем он читал. С другой, оглядываясь вокруг себя, понимаешь, что сегодня такое будничное чудо, даже «святейшему» (куда уж святее) патриарху не по силам.

Какая там гора, когда его «технологи», даже отфотошопить часы не могут :).

Скептик скажет:

- Да что тут думать? Всё это байки и бла...бла.

Может и так. Может цель этих рассказов, только возбудить веру в малодушном христианине или как говорил наш свят. Дмитрий (Ростовский), когда писал свои «Жития» - для благочестивого чтения (на нелепость некоторых описаний, ему указывали и его просвещенные современники).

Но как же тогда объяснить, абсолютную веру и знание об этих чудесах, умнейшего человека?

Назвать его лжецом, язык не поворачивается. Назвать лжецами, тех кто ему свидетельствовал об этом, тоже. Может все проще. Может проблема заключается в НАШЕЙ вере в Господа Иисуса, Которому мы уже давно не верим. Я вот думаю. Если, я сомневаюсь в словах человека о котором, я точно знаю что он жил, где жил, когда жил. Читаю, что он написал и не верю, как я могу верить (по настоящему) в Того, Кого я вообще не видел и Который Лично нечего не писал. Писали другие. Они же (другие) переписывали, возможно что-то добавляли или наоборот и т. д. Может действительно, не пророки исчезли и пророчества угасли, а воспринимающие и слышащие? Зачем, мне святой, когда есть «чудеса» науки и медицины?

Это раньше старец говорил: «Мальчик у тебя будет. Хороший мальчик»! Теперь есть УЗИ. Ну и т. д. Может все дело в этом?

Вернёмся к рассказу о святом Ноннозе. «Однажды в монастыре оказался недостаток в елее». Суровый настоятель «распорядился послать братию по окрестным местам помогать в собрании маслин хозяевам, в садах которых были плоды, чтобы на вырученные за труд деньги сколько-нибудь купить для монастыря елея». Святой Нонноз, не желая, чтобы братия покидала монастырь (риск подвергнуться искушению и падению. Вообще, древние монахи практически никогда не покидали стен обители) попросил собрать с деревьев редкие маслины. Братия собрала то что было и принесли к нему. Всё уместилось в один небольшой сосуд. «Когда все удалились, св. Нонноз поставил сосуд с елеем пред алтарем и помолился Богу. Потом, когда снова пришли к нему братия, он приказал им из принесенного сосуда разлить понемногу по всем, имеющимся в монастыре, сосудам, так чтобы в каждом было по нескольку этого благословенного елея. Несмотря на это, сосуды были почти пусты; тогда святой велел закрыть их; когда же потом снова открыли их, то нашли, что они были полны елея».

(продолжение следует … )
P/S. Сканы  древних текстов (древнеславянский)

Безымянный.png 23
Безымянный.png 24
Безымянный.png 25