Нетерпимость толерантности (А. Лапшин)
На модерации
Отложенный
Статейка старая. А Вы что об этом думаете?
инверсия культуры
Алексей Лапшин
Нетерпимость толерантности
В обществе, принятом сегодня называть цивилизованным, едва ли не главной этической темой является противопоставление толерантности и нетерпимости. Мейнстримную в этой системе координат точку зрения можно описать буквально в нескольких предложениях. Под толерантностью понимается лояльное отношение к религиозным, политическим, культурным взглядам, не совпадающее с доминирующими в данном социуме. Подразумевается, что люди, придерживающиеся различных мировоззрений, должны быть терпимы друг к другу. По крайней мере не переходить определённой черты, за которой начинается откровенная вражда и насилие. Нетерпимость рассматривается в качестве некой тёмной стихийной силы, всё ёщё оказывающей негативное влияние на в целом разумно устроенный современный мир. Состояние нетерпимости в данной оптике иррационально и начисто лишено позитива.
Несмотря на внешний гуманистический пафос, вполне очевидна манихейская суть такого подхода. Мир разделён на белое и чёрное. Получается, что философия толерантности непримирима к "нетерпимости". Давайте разберёмся, насколько вообще правомерно подобное этическое противопоставление. Обратите внимание на несоразмерность сталкиваемых явлений. Если толерантность трактуется как разветвлённая этическая система, то нетерпимость объясняется только как агрессивность, вызванная неспособностью жить нормами цивилизованного общества, досадный пережиток архаики.
Прежде всего, бросается в глаза отсутствие непредвзятого объяснения понятия "нетерпимость". Ему даётся только моральная оценка. Причинам возникновения нетерпимости уделяется очень мало внимания. Чаще всего их анализ либо явно идеологизирован, либо сводится к вульгарному неофрейдизму. Хуже всего, что за проявления нетерпимости нередко выдаются твёрдые убеждения, принципиальность, вера, готовность называть вещи своими именами. Это настоящая подмена смыслов. Коварная подмена с очень далеко идущими последствиями. "Досадный пережиток" архаики становится поводом для откровенно враждебного отношения как к отдельным личностям, так и к целым социальным группам и даже государствам. Происходит намеренное манипулирование сознанием. Чтобы не стать его жертвами, необходимо ясно понимать реальную подоплёку конфликта.
Разумеется, разные личности имеют далеко неодинаковый уровень терпимости по отношению к окружающим их людям и социальной действительности. Но это производное от их личного психологического состояния. Людей, склонных к нетерпимости, в любом обществе несоизмеримо больше, чем людей, открытых для восприятия иного, чем они сами. Вспомним, какую жестокость проявляют внешне благообразные и гуманные обитатели городка Догвиль в известном фильме фон Триера, когда чувствуют в своей гостье чужеродный элемент. И это не режиссёрская фантазия, а реальность взаимоотношений, хотя и утрированная с целью подчеркнуть проблему. На тему нетерпимости в мировой культуре создано бесчисленное множество произведений. И философских, и художественных. Тем не менее, никакие попытки сделать большинство человечества более терпимым не помогли. Посмотрите на разрекламированное цивилизованное общество. За фасадом либерализма скрывается ожесточённое неприятие других идеалов и жизненных целей.
Однако чисто психологическую нетерпимость к иному (непохожему) нельзя смешивать с экзистенциальной непримиримостью личности к враждебному для неё состоянию бытия. Отличительной особенностью человека является его способность отделять себя от внешнего мира. Человек имеет возможность чувствовать себя внутренне отстранённым не только по отношению к материальным объектам и природе, но и к социуму. Это ощущение отдельности приводит либо к желанию смешаться с массой, стать в поле колоском, либо к стремлению преобразовать мир, а иногда и уничтожить его. Раз уж я начал приводить примеры из области искусства, напомню о двух книгах: "Тошноте" Сартра и "Постороннем" Камю. Герой "Тошноты" испытывает отвращение к бытию до тех пор, пока не начинает ощущать потребность в творческом действии.
Отчуждение героя "Постороннего" приводит к убийству без всякого видимого для "внешних" людей повода. Выбор зависит от уровня осознания своей экзистенции и способности её отстаивать. Личность, решившаяся действовать, идти своей дорогой, неизбежно приходит к социальному конфликту.
Этика толерантности есть не что иное, как попытка нивелировать влияние идей на общество. Она неотделима от постмодернистского восприятия жизни. Все идеи имеют право на существование, если они не мешают существовать другим идеям. На самом деле, толерантность служит средством защиты господства только одной идеи - несменяемости существующего порядка вещей, закона "господство-подчинение". Это идея разделения людей на элиту и слепую массу, ничего не знающую об экзистенциальном и метафизическом измерении человека. Поэтому, если вы всерьёз боретесь за воплощение идей, альтернативных элитарному миропорядку, то обвинение в нетерпимости вам гарантировано. Конечно, есть достаточно много искренних приверженцев толерантности, но они, как говорится, "не ведают, что творят".
Вернёмся теперь к вопросу о правомерности противопоставления толерантности и нетерпимости. Для меня очевидно, что противопоставление это искусственно, поскольку речь идёт о явлениях разного порядка. Толерантность - этическая теория, нетерпимость - качество человеческого характера, не зависящее от социума. К тому же я вижу в этом противопоставлении явный политический подтекст. Этика толерантности не спасает от нетерпимости, а лишь переводит её на более скрытый уровень. Общества, исповедующие толерантность, могут быть агрессивными и безжалостными по отношению к несогласным с их представлениями о добре и зле. Когда же дело не доходит до острой стадии конфликта, толерантность служит мягким способом удушения идей. Безразличие к идеям, распространяемое в обществе под видом толерантности - мощное орудие в борьбе элиты против альтернативных проектов.
Ещё одна проблема, на которой я хотел бы остановиться в этом тексте, касается степени свободы в различных социальных системах. Апологеты либерализма утверждают, что именно подчинённость общества строгому набору ценностей (религиозных или идеологических) способствует развитию диктатуры и нетерпимости, в то время как отсутствие господствующей идеи обеспечивает неограниченное мирное волеизъявление и относительную, но устойчивую лояльность людей друг к другу. Такая схема кажется убедительной только на первый взгляд. В действительности в основе либерализма также лежат непререкаемые ценностные ориентиры, защищаемые от посягательств давлением социальных условий, а если необходимо, то и прямым насилием. Да, свободы волеизъявления при либерализме больше, чем в "закрытых" обществах, однако значение этой свободы существенно снижено из-за невозможности добиться реального воплощения альтернативных идей в жизнь при установленном элитой порядке. В последнее время либеральная идеология вообще стала помехой для сильных мира сего. Уже очень скоро она будет отброшена как "досадный пережиток", и тогда перед нами предстанет настоящий, по истине дьявольский облик социальной пирамиды. В этом смысле так называемые "закрытые" общества при всех их явных минусах выглядят предпочтительнее, так как сохраняют стержень, необходимый для сопротивления куда более страшной тирании. Пример героической борьбы и гибели полковника Каддафи убедительно доказывает, что такой стержень в этих обществах есть. И связан он как раз с идеократическим сознанием, возвышающим человека над банальным эгоизмом - внутренним врагом свободы.
Безусловно, ценность "закрытых" идеократических обществ относительна и временна в силу их собственной зависимости от принципа "господство-подчинение". Они могут быть препятствием для глобальной метафизической тирании, лишающей человека всех измерений, кроме биологического, но никак не базой для революции. Подлинное восстание начнут люди, экзистенциально осознающие себя созданными по образу и подобию Бога, а не обладающие лишь абстрактным представлением об этом. Люди, не ставящие цель господства над другими и нетерпимые к господству над собой.
Комментарии
Комментарий удален модератором
отем более. что понятие толерантности до сих пор не имеет общепринятого определения...
и вообще, о каком восстании речь?
слово "экзистенциальный" в контексте вообще лишнее.
да, и философия толерантности нетерпима к активному проявлению нетерпимости.
=философия толерантности нетерпима к активному проявлению нетерпимости.=
Как толерантность может быть нетерпима к чему-либо, если она непримиримо борется с нетерпимостью ???
Это всё равно, что сказать, что пацифисты призывают к ... войне с войной, масло масляное ...
Вы не замечаете, что эти прекрасные по сути определения сейчас превращены практически в свою противоположность, они работают не на благо, а на зло ?
-униженно и жополизно повести себя с американцем или каким канадцем-приехавшим в Москву гадить и тусоваться-т.е. повести себя толерантно.
Нетерпимость-это не уважение и презрение и вообще наглое отношение к чужим убеждениям(особо умным),мнениям,-это плохое и глупое чувство-свойственное дуракам и ничтожествам.Толерантность-это непротивление и наоборот потакание и принятие плохого,ненужного,непонятно нового,заразного и вредного для твоей нации,культуры(религии).
Комментарий удален модератором
К тому же с клоном у меня мало желания беседовать ... с Оррлом Оррловым ...
Я терпим и нетолерантен.Я ДОСТАТОЧНО УБЕДИТЕЛЬНО ПОКАЗАЛ СВОЮ ПОЗИЦИЮ?
Нетолерантность-ксенофобия то же-хорошее качество-сопротивляемость заразе.А в словари загляните(я не сомневаюсь что вы знаете)загляните и сопоставьте.С уважением солдат Советской Армии Орёл Орлов.
И сам всегда называю до катастрофических размеров толерантность "толерастией" ...
Насчёт тролля - плииз: http://maxpark.com/photo/user/161317655/album/32867
1).Во-первых боюсь (скорее не боюсь а презираю)не порядочных людей,бандитов разных,мошенников которые есть везде.
2).Во-вторых также отношусь к сотрудникоам в форме организации из трёх букв и других более неизвестных обывателю организаций.
«Этика толерантности есть не что иное, как попытка нивелировать влияние идей на общество». Еще одна бредятина. Суть толерантности уважительно относиться к носителям других идей, других мнений, даже если они противоречат вашим установкам.
А последний абзац – полное противоречие автора самому себе.
Статья провокационна – вкрадчиво, наукообразными рассуждениями, передергиваниями, подменами понятий направлена на оправдание навязывания единомыслия и тоталитаризма.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вспоминается детский стишок:
"Как-то рано утром человек Добра
Встретил на тропинке человека Зла.
Из гранатомета хрясь его, козла!
Стало быть, добро-то посильнее Зла!
Видимо, "человек Добра" в этом стишке экзистенциально осознавал себя созданным по образу и подобию Бога. Статья в целом путаная и вредная.
В этой связи при внимательном рассмотрении реального бытия имевших место общественных формаций можно с сожалением констатировать , что нравственностью в них и не пахло ! И при рабовладельческом , и при феодальном , и при капиталистическом , и при псевдосоциалистическом строе всегда находились социальные группы людей , привыкших паразитировать на труде других , практически ничего хорошего не давая им взамен ! Похоже , в нынешнем зарубежном капиталистическом сообществе в последний период это противостояние обострилось : всплыли масштабы той грандиозной аферы , когда подавляющее большинство населения этих стран оказалось
"Кто уcтупает - тот приобретает". (прп.Амвросий)
Вот здесь самый важный абзац. Хорошая статья. Читать надо внимательно!!!
Вот и ответ на "искренность приверженцев" - они крайне нетолерантно себя ведут и не проявляют терпимость к другому мнению ...
Не увещевать мерзавца, а в глаз ему.
Но наш народ терпелив сверхмеры. К сожалению.
а от самого термина нетерпимость просто несет каким -то негативом вот я и предпочитаю нетерпимость заменить принципиальностью.
это и есть моя личная принципиальная позиция.
Добавлю:и изменить ...Нет, не так. ВЛОЖИТЬ в сердце мысль, может быть...? Душу свою "перелить" в другую? ...чтобы нЕчто правильное "проросло" в ней...?
...и к чему бы это? (((
Потому что никто не знает в точности, что сие есть, что оно означает и что с этим, не понимаемым "нашими", делать.
...а как применить...- понятия не имеют.
Переставление?Нарушение?
ЧтО этО?
Нечто неопределённое..., следовательно, ничего не выражающее.
...
Но нарушение - ужЕ не культура.Потому как слово "культура" означает "возделывание". А сей процесс предполагает акт созидания.Ведь должен быть "плод" = результат...(от) работы.
..а "ПЕРЕставление" - это нарочитая неправильность. Вредительная спецальность процесса, который заранее вреден и губителен, - весьма явна.
Для души человека.
Потому как цель искусства всё же воспитать доброе(!) сердце...
Ну...,хотя бы потому, что здесь( хоть) заявлена ПОЗИЦИЯ, которую в виде почтипрямой(слитное написание!) речи можно было бы озвучить как "я буду бороться с тем, что неприемлемо с точки зрения полезности и позитивности. Я объявляю этому бой!"
1).Когда в парк приходит психически больной человек и садиться на скамейку,а его прогоняют,ну или пытаются-это нетерпимость или нетолерантность.
2).Когда я еду в метро Московском и вижу французов,нагло и с высока смотрящих,и унижающе к другим себя ведущих-и я их поведение пресекаю-это нетолентность или нетерпимость.
Терпимость заключается также в том,чтобы не обидеть неуважением и принять того кто сидел в тюрьме например,даже за дело,в неотвержение психически больного человека.При этом можно быть абсолютно нетолерантным.
Толерантность же это терпимость к плохому.Толерантность предлагает терпимость и уважительное даже отношение-вплоть до согласия делать то же и думать также к вреду,заразе,новому и непонятному,чуждому твоей культуре,религии,нации,расе.Просто твоему обществу-неприятие бедными (нами)богатых и власть нашу тоже нетолерантность.Бунт психически больных против психиатров и борьба с психиатрией тоже нетолерантность.
Я могу сказать одно.Я нетолерантный человек.Я терпимый человек.