Хватит кормить нацистов!

На модерации Отложенный
На днях «Московское бюро по правам человека» опубликовало доклад «Агрессивная ксенофобия в Российской Федерации» по итогам прошлого года. Объемный документ рисует безрадостную картину: национализм приобретает все большую популярность в обществе и особенно в элите.
 
Некоторые эксперты подобного рода доклады считают необъективными. Но почти все сходятся в одном: такие заигрывания власти с националистами не сулит ничего хорошего в будущем, и если не решать эту проблему сегодня, то завтра будет уже поздно.
 
Дагестан – самый кровавый регион
 
МБПЧ приводит следующую статистику, подсчитанную по открытым источникам. В прошлом году в стране было зафиксировано 137 ксенофобских нападений, жертвами которых стали не менее 220 человек (из них 40 были убиты). Причем в сравнении с позапрошлым годом количество и нападений, и их жертв выросло примерно на треть. К слову, другой аналитический центр, «Сова», в своем докладе по итогам 2012 года приводит более оптимистичные цифры: 190 пострадавших.
 
Регионы, где процветает агрессивная ксенофобия, в подсчетах двух центров практически не отличаются – это Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. Но все равно, как указывает МБПЧ, самым опасным остается Дагестан, где в минувшем году жертвами нацистов стали 22 человека (в том числе 15 погибших). Соответственно, среди жертв насилия наибольшее число дагестанцев (35), затем следуют узбеки (11), азербайджанцы и русские (по 8), киргизы (5). Жертвами нападений были также уроженцы Кубы, Испании, Франции, Вьетнама, Китая – в основном это студенты иностранных отделений в крупных городах.
 
Причем, как подсчитали эксперты, все это – лишь верхушка гигантского айберга: бытовая ксенофобия поражает все большую часть населения. По данным Института социологии РАН, лозунг «Россия для русских» поддерживает около 10-15% россиян и еще около 30% считают, что этнические русские должны обладать большим набором прав и преференций по отношению к другим народам, а это тоже первый шажок к шовинизму. А вот уже другой опрос, проведенный ВЦИОМом: 24% считают, что федеральные власти реально что-то делают для улучшения межнациональных отношений, 38% никаких изменений не видят, а 28% считают, что «становится только хуже».
 
Если бы Навального обрили в скинхеды…
 
Весь прошлый год Россия прожила в напряженном ожидании революции: бряцая доспехами, лидеры Болотной площади грозили кулаком Кремлю. Именно на этой почве необычайно востребован оказался «новый национализм» – мягкий, даже с демократическим или правозащитным душком. Как тут не вспомнить, что на Болотной и Сахарова имперские триколоры соседствовали с гей-радугами и красными звездами «Левого фронта».
 
«В последние два года многие ультраправые заговорили о демократии, политических свободах. В “уличное” протестное движение, появившееся в декабре, влились те националисты, которые уже избавились от скинхедского влияния», – недавно рассказывал мне директор «Сова-центра» Александр Верховский. Как тут не вспомнить и более извращенные попытки националистов отыскать «новую кровь».
 
Например, лидер «Левого фронта» Серей Удальцов во время визита в Татарстан братался с местными сепаратистами из «Азатлыка» и «Хизб-ут-Тахрир»: мол, в борьбе против Путина все союзники хороши. Другой пример политиканского маразма явила Республика Коми: здесь местные националисты провели 4 ноября вместо привычного «Русского марша» некий «русско-зырянский» (коми-зыряне – аборигены республики).
 
Но, бесспорно, переплюнул всех маргиналов напомаженный «герой» несистемной оппозиции Алексей Навальный, автор лозунга «Хватит кормить Кавказ!». Даже не отличающееся любовью к России американское издание Foreign policy пишет про Навального, что он «пытается опереться на националистов, а не на прозападную интеллигенцию, полагая, что это обеспечивает ему популярность и делает главной угрозой для власти».
 
Также и для экспертов МБПЧ очевидно, что все эти попытки «адюльтера» объединяет общий деструктивный пафос – нацеленность не на объединение, а на жесткое противопоставление по религиозному, этническому, социальному признаку. А это уже чревато развалом страны.
 
«Единая Россия» играет с огнем
 
Отдельная глава доклада посвящена критике властей: «в ходе избирательных кампаний разных уровней представители многих политических партий используют шовинистическую и мигрантофобную риторику», – сокрушаются эксперты МБПЧ. Собственно, за примерами далеко и ходить не надо: чего стоят хотя бы бредовые инициативы депутатов Госдумы от ЛДПР или «Конгресса русских общин» (прошедшие по списку «Единой России»). Скажем, единоросс Алексей Журавлев предложил в составе каждой диаспоры держать штатного «стукача», который будет сотрудничать с силовиками.
 
Иначе как заигрыванием с огнем (или позорной слабостью – как хотите!) нельзя расценить то, что власти Москвы впервые за семь лет разрешили «Русский марш» в центре столицы. Между тем, это были уже не просто скачки бритых юнцов, а серьезная заявка на власть: манифест организаторов марша начинается с воинственной фразы «Наши цели – ликвидация антинародного режима и освобождение от тирании».
 
Так, глядишь, уже завтра господа наци-скинхеды по Крымскому валу прошагают в бодрой компании «Братьев-мусульман» и леваков-антифашистов. Недаром география «Русского марша» неуклонно растет: если в 2011-м его разрешили провести лишь в 37 городах, то в прошлом он состоялся уже в 74 (и лишь в 11 власти упредили сборища националистов). И бряцают они доспехами все громче: теперь в «бритом пантеоне» добавился еще и «Русский марш труда» (на 1 мая) и «Русский день памяти и скорби» (1 марта).
 
Мечтают въехать в Кремль
 
Оба президента страны – Медведев и Путин – весь прошлый год беспрестанно твердили, что нужно бороться с экстремизмом. Причем порой эти слова даже приобретали зримые черты: например, в августе был впервые созван президентский Совет по межнациональным отношениям, а в ноябре Генеральная ассамблея ООН по инициативе России приняла резолюцию против героизации нацизма.
 
Впрочем, бытовая ксенофобия внутри страны «подпитывается» из источников совсем иного уровня, которые никакими резолюциями ООН не заткнешь. Речь об опаснейших социальных проблемах, которые зреют внутри самой страны и особенно на Северном Кавказе. В докладе на сей счет приводятся навевающие уныние результаты соцопроса «Левада-центра»: почти 60% опрошенных назвали ситуацию в СКФО напряженной, а еще 9% – критической и взрывоопасной.
 
Однако ответа на вопрос, что же делать с Кавказом, эксперты МБПЧ так и не дают. Правда, в списке рекомендаций упоминают: «первостепенной задачей является активное подключение неправительственных и правозащитных организаций к выработке практических управленческих решений». По принципу: одна голова – хорошо, а десять – лучше. Причем такие чересчур горячие «головы» объявляются на Кавказе и самостоятельно.
 
Примером того – партия «Новая сила», об опасности которой МБПЧ в докладе говорит много и подробно. Возглавляет ее профессор-историк из МГИМО Валерий Соловей, с нескрываемым презрением относящийся к своим единоверцам: «на переднем крае русского национализма находятся преимущественно карикатурные типы или люди с крайне сомнительной репутацией». Ну а сам-то он вроде как белый и пушистый… Хотя первой же значимой акцией «Новой силы» стала попытка «раскачать» ситуацию в Невинномысске под лозунгами «Ставрополье – не Кавказ!». Бурно высмеянный в Интернете, этот лозунг, впрочем, продолжает бодро жить на интернет-сайте «Новой силы». Ну и в воспаленном мозгу политиканов, искренне верящих в то, что когда-либо въедут в Кремль на белом коне.
 
Оригинал