ВОЕННЫЙ КОМЕНДАНТ НКАО: «В КАРАБАХЕ АРМЯНЕ ПОДГОТОВИЛИ ПОКУШЕНИЕ НА МЕНЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО...»

«Я часто писал доклады на имя Горбачева, но ответов от него так и не дождался»

Vesti.Az продолжает публикацию серии интервью с бывшими партийными, государственными, военными деятелями Советского Союза, которые в той или иной мере имели отношение к событиям в новейшей истории Азербайджана с 1988 по 1994 годы, а также с военнослужащими Советской армии, проходившими в те годы службу на территории Азербайджана.

Сегодня наш собеседник –  военный комендант района чрезвычайного положения НКАО и прилегающих районов Азербайджанской ССР, бывший командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России генерал-лейтенант Юрий Косолапов.

- Товарищ генерал-лейтенант, когда Вы были назначены военным комендантом НКАО?

- В Нагорный Карабах я прибыл еще 21 ноября 1989 года. А военным комендантом я был назначен после объявления в НКАО режима чрезвычайного положения. Первым комендантом, если мне не изменяет память, был генерал-майор Владислав Сафонов, потом назначили меня, а в марте 1990 года меня вновь сменил Сафонов. До назначения в Карабах я занимал должность заместителя начальника Управления Внутренних Войск МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью, штаб которого располагался в Ростове. 

- Какие задачи ставились перед Вами, военным комендантом?

- В мою задачу входило обеспечение безопасности населения области и прилегающих районов, а также проведение мероприятий по примирению проживавших в НКАО азербайджанцев и армян, по недопущению столкновений между ними. Ситуация ведь тогда в области была уже накалена до предела. Армяне проявляли агрессивность во всех отношениях, и нам приходилось применять силу для успокоения. Мы боролись с сепаратистами, арестовывали их, были даже боестолкновения с ними. Я сам участвовал в этих столкновениях с вооруженными сепаратистами.

К азербайджанскому населению Карабаха у нас никаких претензий не было, азербайджанцы были законопослушными, старались решить все мирным путем. Мы видели, что ситуация в области накалялась с помощью Еревана и других концов страны. Это была разрушительная сила, которая, в конце концов, повлияла и на единство Советского Союза. Оттуда, из Карабаха, и началось все.

Многие наши собеседники из числа бывших военнослужащих Советской Армии и ЦК КПСС, также утверждают, что инициированный армянами конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана стал первым гвоздем в гроб Советского Союза…

- Это абсолютно правильное утверждение.

Распад СССР начался с Карабаха и Прибалтики. Я часто писал доклады на имя Горбачева о мероприятиях, которые мы проводили в НКАО, направленные на разрядку напряженности, но ответов от него так и не дождался.

Почему, на Ваш взгляд,  Союзный Центр вообще, и Горбачев в частности, были столь нерешительными в деле урегулирования Карабахского конфликта?

- Они выполняли задачу по разрушению Советского Союза.    

Как Вы считаете, были ли у союзного Центра в то время силы, чтобы погасить на корню армянский сепаратизм в Карабахе? И если были, то, как можно объяснить, что все было пущено на самотек? 

- Нужна была политическая воля, которой у Горбачева не было. Больше ничего не нужно было. Но Центр потакал сепаратистам. А когда войска вывели из Карабаха, армяне захватили не только саму область, но и соседние районы Азербайджана. Это как объяснить? 

- Говорят, что за Вашу принципиальную позицию в Карабахе на Вас началась травля со стороны некоторых проармянски настроенных народных депутатов СССР, которые открыто заявили, что уберут Вас из Карабаха…

-  Непосредственного давления на меня со стороны депутатов не было. У меня было свое командование. Но палки в колеса мне вставляли основательно. Армяне даже подготовили покушение на меня, потому что я был полон решимости разоружить незаконные бандформирования на вверенной мне территории. И тогда меня перевели в Баку. 

Как население Баку в то время относилось к советским военнослужащим? Ведь произошли уже трагические события 20 января 1990 года. Армянская пропаганда утверждает, что якобы после 20 января азербайджанцы были крайне агрессивно настроены по отношению к советским военнослужащим и к русскому населению Баку, совершали нападения на них. Вы сталкивались с подобными фактами?

- Я ничего такого не помню. В войсковой операции в Баку я участия не принимал. Но я прибыл в Баку в марте 1990 года, и никаких нападений на нас не совершалось. Мы спокойно ездили по Баку, никто агрессии по отношению к нам не проявлял. В этом отношении азербайджанцы, конечно, на две головы выше армян. И в Нагорном Карабахе я не помню такого случая, чтобы азербайджанцы плохо относились к советским военным.