КТО ОН - РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК?

«Русский человек – либо святой, либо скотина»
Андрей Кончаловский – о том, как не сдать Россию Голливуду

Он единственный, про кого можно написать через запятую «советский, американский и российский кинорежиссер», присовокупить прилагательное «успешный» – и ни разу не ошибиться. Андрею Кончаловскому удалось то, о чем мечтали многие режиссеры его поколения в СССР и о чем продолжают мечтать молодые российские режиссеры: добиться массового признания и успеха не только здесь, но и на Западе. Съездить – и вернуться триумфатором. Снять в одной из главных ролей Сильвестра Сталлоне – и получить спецприз в Венеции за фильм об ингушском сумасшедшем доме. Всей своей карьерой Кончаловский, кажется, пытается ответить на вопрос: возможно ли вырастить из нас «русских американцев» или «русских европейцев»? И надо ли?

Вот вы говорили, что вы ни в коей мере не публицист, а все-таки режиссер. Но у вас есть видеоблог...

Там я выступаю не как режиссер, не как художник, а как просто русский человек, который эту реальность определенным образом видит и переживает. Главное, что я пытаюсь сделать, обращаясь к людям в блоге, это объяснить, в чем их иллюзии. У меня – свои иллюзии, а у них – свои. Главная иллюзия западной культуры, а мы трагическим образом связаны с западной культурой, находясь в ее глубочайшей периферии, это убеждение, что свобода ведет к демократии.

Вы действительно верите в то, что Китай завоюет мир?

А там никто не собирается ничего завоевывать.

Они знают, что через 500 лет будут все это точно иметь. Они ничего не планируют, не принимают никаких заметных мер.

Почему, они предпринимают меры – экономическая экспансия, к примеру.

Я понимаю, но они никому не навязывают точки зрения. Они просто женятся на иностранках, рожают детей, а дети – уже китайцы. Они работают, заботятся о детях, уважают родителей. Основа китайского менталитета – это мощная поддержка детей и никогда не оставлять стариков. Без этого китайца нет. А это есть основа жизнеспособности любой нации.

А не может ли государство опираться не на социальную ответственность, а на страх одного человека перед другим?

Так ответственность и есть страх, только добровольный. Любая ответственность вызывает страх не выполнить, нарушить этический код. Но это как раз тот страх, который никогда не был внедрен в русского человека. Поэтому русский человек – либо святой, либо скотина.

То есть идея министра культуры Владимира Мединского, который предлагает сейчас снимать поменьше, да подороже, лишена оснований?

Я не знаю. Мединский, наверное, очень старается сделать что-то хорошее. Поменьше, но подороже – это не важно. Надо сделать так, чтобы у картины, которую хотят прокатывать, был серьезный бюджет на продвижение. А серьезный бюджет на продвижение – это купить кинотеатры. Купить! То есть: за сколько вы билеты продаете? По три рубля? Продавайте по 50 копеек, а мы вам доплатим разницу. Тогда люди пойдут.

Василий Корецкий, "Русский Репортер"